Fanny Elßler (1810-1884) - знаменитая венская танцовщица, одна из известнейших балерин XIX века, соперничавшая на сцене с Марией Тальони; прима-балерина Парижской оперы в 1834-1840 годах.
Взвилася занавѣсъ... Настала
Пора букетовъ и вѣнковъ,
Отъ „браво" зала задрожала
И градъ посыпался цвѣтовъ!..
Кто пожинаетъ эти дани
Восторга пламенныхъ сердецъ?
Она, она всё та-же Фанни
Къ лицу лавровый ей вѣнецъ!...
Отрывок из стихотворения Николая Кокшарова «Воспоминание о Фанни Эльслер» изд. 1879 г.
Решила всё-таки повторить примеры с немецким кружевным фарфором, хотя речь в этой теме не о фарфоре вовсе, просто фигурки узнаваемы. Созданы они в начале XX века, изготавливаются и пользуются спросом и по сей день.
По поводу фарфоровых статуэток здесь:
Русский балет и немецкий кружевной фарфор (Volkstedt). Русские балерины как источник вдохновения. Fanny Elßler (1810-1884). Entwurf Hugo Meisel (1913). Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur.
Фанни Эльслер © ebay © mehlis.eu
Отрывок из книги «Балет: Его история и место в ряду изящных искусств» Спб., 1882
«Фанни Эльслеръ родилась въ Вѣнѣ въ 1810 году ‹...› Въ 1827 году она уѣхала со своей сестрой Терезой въ Италію. Обѣ были въ томъ же году ангажированы въ Неаполь. По возвращеніи въ Германію, въ 1830 году, онѣ были приняты съ необыкновеннымъ энтузіазмомъ. Въ Берлинѣ въ Фанни Эльслеръ повлюблялись множество лицъ. Въ Вѣнѣ, гдѣ ее носили на рукахъ, сынъ Наполеона I, герцогъ Рейхштадскій, находился въ числѣ ея обожателей, и простеръ такъ далеко свое усердное обожаніе, что она получила ироническое названіе le tombeau de Napoleon II. Въ Парижѣ въ 1834 году знаменитый критикъ Готье написалъ въ ея честь самыя гиперболическія панегирики, а одинъ докторъ-милліонеръ просилъ ея руки. Пренебрегая всѣми предложеніями своихъ претендентовъ, Фанни Эльслеръ уѣхала со своей сестрой въ Америку, въ 1841 году.
Разсказываютъ, что во время переѣзда черезъ океанъ одинъ матросъ хотѣлъ ограбить Фанни Эльслеръ и вошелъ въ ея каюту съ большимъ ножемъ. Танцовщица сначала потерялась, но затѣмъ, отступя нѣсколько шаговъ, сдѣлала съ такой силой туръ, что матросъ, у котораго ударомъ ноги переломило нѣсколько реберъ, упалъ замертво на землю. Этотъ случай доказываетъ силу мускуловъ, которую пріобрѣтають упражненіемъ балерины.
Въ Америкѣ потомки Вашингтона выпрягали лошадей изъ экипажа знаменитой танцовщицы и везли его. Сестры нажили тамъ милліоны. Также точно вскружила Эльслеръ голову вѣчному городу. Папа Пій ІХ принялъ танцовщицу очень ласково и даже произнесъ по поводу ея извѣстную остроту. Когда ему доложили, что поклонники поднесли Эльслеръ золотой вѣнецъ цѣною въ три тысячи рублей, папа замѣтилъ: „я до сихъ поръ полагалъ, что вѣнецъ назначается для головы, а не для ногъ“...
Италія, Англія, Россія по очереди принимали ее съ восторгомъ, восхищались ея нѣжной красотой, ея граціей и въ особенности ея удивительной легкостью. Она выдѣлывала необыкновенные туръ де-форсы на пуантахъ, но качуча была ея тріумфомъ. Съ кастаньетами, при ея выразительной мимикѣ, подъ увлекательную музыку „Le Diable boiteux“, она заставляла забывать даже Тальони. За свое искусство въ испанскихъ танцахъ Эльслеръ получила прозваніе „сѣверной испанки“. Послѣ пребыванія въ Россіи, гдѣ состарившуюся Фанни
публика возила въ Москвѣ по улицамъ, устланнымъ коврами, и нѣсколькихъ прощальныхъ представленій въ Вѣнѣ, сестры отказались отъ сцены. Фанни Эльслеръ удалилась въ прекрасное имѣніе около Гамбурга. Впослѣдствіи она поселилась въ Вѣнѣ, гдѣ жила очень долго. Сдѣланная королемъ прусскимъ графинею Эдда, она вышла замужъ за дона Фернандо, отца короля португальскаго».
Fanny Elssler (La Cachucha) by Jean-Auguste Barre (1811-1896). Princeton University Art Museum. Vers 1837.
Фанни Эльслер исполняет качучу. Бронзовая статуэтка работы Жана-Огюста Барре была очень популярна в XIX веке.
Sotheby's
Мейсен. Entwurf: Jean Auguste Barré im Jahr 1836. Высота 36 см.
Жан Огюст Барр работал с бронзой, мрамором и слоновой костью. Для Мейсенской мануфактуры он создал двух персонажей: танцовщицу Фанни Эльслер и танцовщицу Марию Тальони.
На сцене Санкт-Петербургского Большого театра Фанни дебютировала в балете «Жизель» 10 октября 1848 года. Она выступала в Петербурге и в Москве не только в балетах, но и на драматической сцене (драма Скриба «Ольга - русская сирота» и мелодрама «Энгувильский немой»)
Стихи графини Евдокии Ростопчиной, посвященные Фанни Эльслер в день её последнего представления 18 февраля 1851 года.
Не улетай, прелестное созданье!
Не покидай тобой плененный край!
Останься нам, сердец очарованье,
Не улетай!....
Мы все твои, тебя мы полюбили,
И сцена нам с тобою стала рай,
Где полной жизнью мы восторга жили -
Не улетай!....
Ты - солнце нам в годину вьюги снежной,
Ты - роза нам в ненастный зимний день,
Цвети и грей!.. Не исчезай небрежно,
Как счастья тень!....
И стар и млад восхищены тобою,
Соперниц нет меж женщин у тебя:
Гордимся все твоею мы красою,
Её любя!....
Как сон, как воплощенье идеала,
Как первообраз прелестей земных,
Явилась ты, - и зависть замолчала
В устах немых!
И все тебе радушно рукоплещут,
Всех очи, всех сердца прельщаешь ты,
И всех мечты у ног твоихъ трепещут,
Как их цветы! ...
Послушай нас, в Москву вернися снова,
Друзей твоих никак не оставляй;
В прощальный день, без радостного слова
Не улетай!
Москва 1851
Отрывок из книги «Балет: Его история и место в ряду изящных искусств» Спб., 1882
«Несмотря на разсказы о безнравственности танцовщицъ, онѣ дѣлали и дѣлаютъ блистательныя партіи: Тальони вышла замужъ за графа Жильбера де-Вуазена, Маріа - за барона Дэнневиля, Адель Дюмилатръ - графа Кларке дель-Кастильо, Виржини Морель - за барона Дюверже, Тереза Эльслеръ - за брата короля прусскаго, Фанни Эльслеръ, сдѣланная королемъ прусскимъ графинею Эдда - за донъ-Фернандо, отца короля португальскаго, и т. д., и т. д. У насъ также не мало танцовщицъ сдѣлало выгодныя партіи, не считая того, что вліяніе многихъ изъ нихъ было всемогуще на кавалерію, флотъ, театральныя дѣла и даже на покойное III отдѣленіе. Nomina sunt odiosa.
„Талантъ танцовщицы, говоритъ напр. г-жа Ромье въ своей книгѣ „La femme", состоитъ въ граціи и ловкости, разумъ не играетъ большой роли въ ихъ искусствѣ, хотя мимическія сцены первоклассныхъ танцовщицъ прелестны по уму и комизму. Танцовщицы принадлежать обыкновенно, по происхожденію, къ бѣднымъ семействамъ; ихъ утомительныя занятія развиваютъ тѣло, но не умъ, хореграфическое искусство разсчитано исключительно на внѣшнія чувства. Изъ всѣхъ артистокъ танцовщицы наименѣе пользуются уваженіемъ, хотя, конечно, есть исключенія".
Викторъ Гюго еще строже. По его словамъ, танцовщицы - „розовыя канибалки, которыя не только ѣдятъ мужчинъ, но и высасываютъ ихъ до костей". Въ подобныхъ приговорахъ много преувеличеннаго. По крайней мѣрѣ суровые моралисты, которые безусловно считаютъ танцы занятіемъ безнравственнымъ, навѣрное, измѣнили бы свои взгляды при знакомствѣ съ лучшими балеринами. Послѣднія относятся къ своему искусству, конечно, болѣе серьезно, чѣмъ большинство пѣвицъ и драматическихъ артистокъ ‹...› Одинъ изъ вопросовъ относительно нравственности танцовщицъ связанъ съ вопросомъ о большей или меньшей длинѣ тюлевыхъ тюниковъ. Извѣстенъ анекдотъ, что когда опера-балеть „La Feicité" Pya и Ребели провалился, то на вопросъ, какъ поддержать эту пьесу, кто-то замѣтиль: Очень просто, нужно удлинить танцы и укоротить юбки танцовщицамъ. Длина юбки въ старину обусловливалась тѣмъ, что не было изобрѣтено трико, а до половины XVIII столѣтія танцовщицы на сценѣ не носили даже панталонъ.
Трико, обтягивающее нынѣ плотно ноги танцовщицъ, имѣетъ чрезвычайно важное значеніе въ искусствѣ. Теофиль Готье справедливо замѣчаетъ, что безъ трико не можетъ существовать хореграфіи. Успѣхи, сдѣланные въ нынѣшнемъ столѣтіи танцовщицами, сравнительно съ танцовщиками, зависѣли именно оттого, что трико поставило ихъ, такъ сказать, въ равныя условія и развязало... ноги. Трико, или по-французски maillot, вошло въ употребленіе въ концѣ прошлаго столѣтія. Изъ записокъ Тальмы видно, что изобрѣлъ его нѣкто Мальо. Въ „Энциклопедическомъ словарѣ" Плюшара сказано, что трико тѣлеснаго цвѣта въ Парижѣ первый ввелъ извѣстный нашъ балетмейстеръ Дидло, при этомъ, однако, не вѣрно изобрѣтателемъ трико названъ чулочникъ Трико.
Готье восхвалялъ Фанни Эльслеръ, хотя она имѣла узкія бедра и мало развитую грудь, какъ рѣдкое еще явленіе между танцовщицами. Онъ ставилъ ей въ заслугу, что она имѣла полныя руки, не напоминавшія набѣленые клещи омара, что локти ея не были остры, что на спинѣ ея не торчали лопатки, точно обломки сломанныхъ крыльевъ. „Полная грудь - рѣдкость въ странѣ антрша, говоритъ онъ, а снѣжныя горы и долины женской груди, воспѣваемыя молодыми поэтами, совершенно неизвѣстны“. Надобно замѣтить, что Готье видѣлъ преимущественно танцовщицъ французскихъ и итальянскихъ. Между русскими и нѣмецкими танцовщицами худоба менѣе заурядное явленіе и многія, подымая добросовѣстно ноги, пріобрѣтаютъ съ лѣтами весьма почтенные размѣры».
Наполеониана
«Къ наполеоновской литературѣ надо отнести и небольшую анонимную статейку въ послѣдней январьской книжкѣ Nouvelle Revue о герцогѣ Рейхштадтскомъ. Авторъ ея, скрывшій свое имя подъ буквой А., разсказываетъ свои воспоминанія о сынѣ Наполеона во время его пребыванія въ Вѣнѣ, въ началѣ тридцатыхъ годовъ, когда дѣдъ автора былъ русскимъ посломъ при австрійскомъ дворѣ. Какъ извѣстно, въ то время этотъ постъ занималъ дѣйствительный тайный совѣтникъ и сенаторъ, Дмитрій Татищевъ, а потому надо предположить, что его блестящая жизнь въ великолѣпномъ дворцѣ князя Лихтенштейна описана на страницахъ французскаго журнала. Собственно о герцогѣ Рейхштадтскомъ говорится въ этой статьѣ не много, но авторъ живо рисуетъ болѣзненную фигуру молодого девятнадцатилѣтняго принца, котораго онъ часто видѣлъ въ Шенбрунскомъ паркѣ, подлѣ котораго русскій посолъ нанималъ дачу. Хотя автору тогда было, по его словамъ, только четыре года, но онъ увѣряетъ, что хорошо помнитъ молодого принца, который однажды остановилъ его и сталъ барабанить пальцами по его шляпѣ.
Гораздо интереснѣе этого факта разсказъ, конечно, слышанный авторомъ не въ дѣтствѣ, а потомъ, о причинахъ смерти герцога Рейхштадтскаго въ 1832 году. По его словамъ, несмотря на болѣзненный видъ принца, его смерть поразила всѣхъ своею неожиданностью, а многіе приписали ее отравѣ, но вскорѣ выяснилось, что юный сынъ Наполеона погибъ, благодаря своей чрезмѣрной любви къ знаменитой танцовщицѣ Фанни Эльслеръ. По этому поводу ходилъ въ Вѣнѣ характерный анекдотъ объ одномъ англичанинѣ, который, заплативъ громадную сумму за свиданіе съ Фанни Эльслеръ, хладнокровно осмотрѣлъ ее съ головы до ногъ и спокойно ушолъ, говоря: «благодарю васъ: я видѣлъ гробницу герцога Рейхштадтскаго»». © ж-л «Исторический вестник» 1897 год.
Наследник императора встречался с балериной Фанни Эльслер, в то время бывшей замужем за Фридрихом фон Генцем, который был старше жены на 46 лет. И фон Генц, и Наполеон II умерли в 1832 году, с разницей в один месяц. Нет достоверных сведений, состоялась ли между ними дуэль. При этом герцог Рейхштадтский скончался на месяц позже своего соперника, по одной из версий, он был отравлен людьми, желавшими отомстить за смерть фон Генца.
Качуча. Исполнение соответствует XIX столетию.
Click to view
«Я видѣлъ въ этомъ танцѣ, въ Лондонѣ, дѣвицу Дюверне: она танцуетъ прекрасно, но далеко не производитъ такого дѣйствія, какъ несравненная Фанни Эльслеръ. Качуча сдѣлалась любимою мелодіею во всѣхъ городахъ, гдѣ танцовала Эльслеръ; въ Вѣнѣ, напримѣръ, сочинено на ея мотивъ множество вальсовъ, кадрилей, галоповъ. Вѣнскій комикъ Шольцъ танцуетъ качучу въ женскомъ платьѣ, сшитомъ на покрой костюма Эльслеръ, и по окончаніи присъдаетъ предъ рукоплещущею публикою, съ обыкновеннымъ комплиментомъ торжествующей артистки: Ich werde Sie nie vergessen! Нѣтъ сомнѣнія, что и у насъ, въ Петербургѣ, качуча сдѣлается народною, лишь только прелестныя ножки протанцуютъ подъ этотъ милый, привлекательный мотивъ.» © Николай Иванович Греч (1787-1867) изд. 1839 г.
В мемуарах, изданных в 1839 году, Греч более восхищался Тальони, полагая, что Фанни Эльслер - явление мимолетное. Греч ошибался.
Судьба театрала
Забавный эпизод описывает в биографическом очерке «М.Н. Катков, его жизнь и литературная деятельность» русский писатель Сементковский Ростислав Иванович.
Михаил Никифорович Катков - издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости», основоположник русской политической журналистики - 1851 году (в начале своей карьеры) получил место редактора университетской газеты и должность чиновника по особым поручениям при Министерстве народного просвещения в силу стечения обстоятельств.
«Мѣсто редактора освободилось, благодаря случайному обстоятельству, именно вслѣдствіе чрезмѣрнаго увлеченія предшественника Каткова гастролировавшею въ то время въ Москвѣ знаменитою танцовщицею Фанни Эльслеръ. Редакторъ университетской газеты дошелъ въ своемъ увлеченіи до того, что на проводахъ знаменитой танцовщицы занялъ мѣсто лакея на козлахъ ея кареты съ громаднымъ букетомъ въ рукахъ и наполнилъ органъ учебной корпораціи не въ мѣру усердными восхваленіями знаменитой танцовщицы. Онъ былъ уволенъ, и такимъ образомъ для Каткова очистилось мѣсто съ жалованіемъ въ 2.000 р. и казенною квартирою. Въ то же время Катковъ былъ назначенъ чиновникомъ особыхъ порученій при министерствѣ народнаго просвѣщенія...»