Эрмитаж. Главный штаб. Санкт-Петербург. Экспонаты.

Nov 13, 2024 14:33

Главный штаб Санкт-Петербург. Экспозиция Государственного Эрмитажа. Ещё о нескольких экспонатах хотелось бы рассказать.
Танцовщица. Лампа настольная. Мрамор, бронза, опаловое стекло.




Данные об изготовителе в пояснительном тексте отсутствуют, но просматривается несомненная отсылка к популярнейшим на рубеже веков скульптурам Агатона Леонара (1841−1923) из серии «Танец с шарфом» (точнее «Игра с шарфом» фр. Jeu de l’écharpe нем. Das Schärpen-Spiel). Выполненные из неглазурованного («бисквитного») фарфора на Севрской фарфоровой мануфактуре скульптуры Леонара изображали танцовщиц в струящихся плиссированных платьях c рукавами «летучая мышь». Дизайн напоминает цветок петунии, который был особенно популярен в первые годы XX века. Состоящая из 15 танцующих фигур композиция Агатона Леонара была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где получила золотую медаль и всеобщее восхищение. Полный комплект был подарен в качестве дипломатического подарка императору Николаю II и императрице Александре Фёдоровне в октябре 1901 года. Другие полные комплекты находятся в посольстве Франции в Праге, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее керамики в Севре.





В википедиях пишут: прототипом для скульптуры послужила американская танцовщица Лои Фуллер, наставница Айседоры Дункан, посетившая Париж с гастролями ещё в 1897 году.
В 1950-ых писали, что фигурки «Игры с шарфом» выполняют изящные движения, напоминающие танцевальные выступления австрийских балерин и танцовщиц сестёр Визенталь.

Schwestern Wiesenthal




Лои Фуллер (1862−1928) - американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.
В ней не было ничего от танцовщицы. «Вы должны её увидеть, она ходит как птица, но эта птица - утка», - написал один рецензент. 5 ноября 1892 года Лои Фуллер, невысокая полноватая тридцатилетняя актриса, дебютировала в парижском варьете «Фоли-Бержер». К следующему утру весь Париж говорил о её выступлении. Фуллер выступала в «Фоли-Бержер» неслыханные триста ночей подряд. Закутавшись с головы до ног в костюм из тончайшего белого китайского шёлка, она использовала вшитые в рукава стержни для воспроизведения гигантских волнообразных фигур из ткани. Цветные прожекторы окрашивали шёлковые волны в различные тона. Лои Фуллер не демонстрировала особой природной грации, более того, она не проходила профессионального обучения, тем удивительнее слышать о её небывалом успехе. Ключ к успеху - креативность и инновационный подход. Её выступления завораживали, восхищали, пробуждали фантазию, если говорить о фарфоровых танцовщицах Леонара.

Loie Fuller



На рубеже веков эти танцовщицы пользовались необычайной популярностью.  Севрскоя фарфоровая мануфактура предлагала их в 3-х размерах. Красивые лица, локоны, складки платьев, просматривались даже линии на ладонях. Были варианты из патинированной бронзы, посеребренной бронзы, позолоченной бронзы, из кварца, с отдельными элементами из слоновой кости и даже скульптуры из мрамора. Агатон Леонар - один из самых успешных скульпторов французского ар-нуво, создавший один из самых популярных женских образов на рубеже веков. Тема ушла в народ. Представленную в Эрмитаже электрическую лампу можно рассматривать как отголосок популярности скульптур Леонара.

Брюссельское кружево





Вернемся на третий этаж. В Музей гвардии.

Тут представлены серьги с портретами Александра I и Елизаветы Алексеевны (две серёжки с разными портретами). И бирюзовая змейка.







Скульптурная группа Лейб-Гвардии Казачьего полка поражает размерами. С двух сторон пьедестала размещены вензеля Екатерины II и Алексадра II (основательницы и здравствующего на тот момент времени августейшего шефа). Автор проекта А.И. Шарлемань. Мастерская П.А. Овчинникова (Москва) 1875 год. Постамент и каменное основание из красной уральской яшмы изготовлены в мастерской фирмы «Гесрих и Верфе».








Очень мне нравится этот барельеф работы Бартоломео Карло Растрелли, о нём отдельная история.







Пётр облачён в латы полководца и императорскую горностаевую мантию с рельефными гербами России. Можно рассмотреть на доспехах сражение русских и шведских войск, и в центре боя на коне сам Пётр. На втором плане виден город. Пётр I в Полтавской битве, 1718 год. Заклёпки напоминают летящие пушечные ядра.

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.

А.С. Пушкин «Полтава»







Вообще-то это парный барельеф Петра I и Елизаветы Петровны работы Растрелли (1742). Есть в сети такие фотографии, где голову Петра украшает лавровый венок. Растрелли стремился подчеркнуть родственную связь Елизаветы с отцом и поместил на её груди медальон с портретом Петра (что-то я не вижу медальона).
Барельеф был повторён многократно, есть в сети и аукционный вариант (справа).





Удивительной красоты работа. Французские гобелены 1812-1816 гг. Портреты Александра I и Елизаветы Алексеевны.






Орёл у меня немного не получился.



Зато голубки хороши, штришок к штришку, если увеличить изображение.



И о фаянсовых китайских болванчиках японских статуэтках не могу не сказать два слова. Хотэй. Можно сравнить с мейсенской статуэткой «Пагода» см. тему о фарфоре.







Светильники




Екатерина II. Севрская фарфоровая мануфактура. Бисквит. Скульптор Гюстав Делойе. Какая тонкая работа!
Аукционное: Надо понимать, подобная статуэтка была представлена на аукционе в Париже. 2011 год Отель Drouot - один из крупнейших аукционных домов Парижа. Сообщается, что статуэтка была установлена ​​в российском посольстве в Париже в 1896 году по случаю визита Николая II во Францию (?)




Музеи в Петербурге, фарфор, тема 2, светильники-лампы, Всемирные выставки, фото

Previous post Next post
Up