Легенда о Святой Урсуле.

Sep 22, 2024 14:02

О Святой Урсуле. История настолько удивительная, что требует пояснений. Тут есть место и благоговейному восхищению (в первую очередь работами старых мастеров), и сомнениям, и критике. Я процитирую ниже критическую статью, автором которой является Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) - русский публицист, литературный критик и переводчик. Он считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.

Святая Урсула - «христианская святая мученица; по преданию дочь британского короля IV века; героиня агиографической легенды об одиннадцати тысячах дев на одиннадцати трёхвёсельных кораблях, широко распространённой в Средние века в западноевропейских странах» - сообщает википедия русскоязычная.
Первая фраза в немецкоязычной википедии: Поскольку её жизнь не засвидетельствована в соответстующих времени описываемых событий источниках, её обычно считают Legendenfigur (читай: мифологической фигурой), не имеющей документального исторического подтверждения. Первое упоминание - надпись V века, хранящаяся в церкви Святой Урсулы в Кёльне. Подлинность этой надписи не подлежит сомнению, но в ней не упоминается ни имя Урсулы, ни количество девственниц.

Святая Урсула считается покровительницей Кёльна, покровительницей счастливого брака и т. д. Образ её в Кёльнском соборе встречается буквально повсюду.

Триптих и складной Алтарь святых покровителей города и Собора в Кёльне (1442 г). Кёльнский соборный образ (Kölner Dombild).
Дерево, темпера, золочение. 260 × 285 см. Кёльнский собор.
Художник Штефан Лохнер, Мастер алтаря покровителей Собора (1400/1410- 1451)




На лицевой стороне алтаря изображены самые важные святые Вольного имперского города Кельна. В центре алтаря изображена Богородица с младенцем Христом, которому поклоняются Три короля. На боковых крыльях изображены Святая Урсула со своим окружением и Святой Гереон с Фиванским легионом.
Стоит напомнить о том, что Friedrich Wilhelm IV (1795 - 1861) - король Пруссии с 7 июня 1840 года из династии Гогенцоллернов - разместил копию картины в своём замке Штольценфельс. Благодаря Фридриху Вильгельму в XIX столетии было завершено строительство собора. Копия интересная: https://n-dank.livejournal.com/73182.html




Легенда сохранилась в многочисленных версиях, которые с IX по XIII века всё больше приукрашивались. Имя дочери короля Урсулы впервые упоминается только в Passio Ursulae ок. 970 года.
Прекрасная Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью бриттского короля. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником, при этом оградить своего отца от угроз могущественного претендента на её руку, «Урсула дала согласие на брак при условии, что оба короля должны послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны трёхвёсельные корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условия свадьбы были приняты. Все корабли по Рейну доплыли до города Базеля. Там девы оставили их и отправились пешком в Рим. В Риме Урсулу принял папа Кириак (мифический персонаж), знавший об уготованном Урсуле и её спутницам мученичестве и пожелавший разделить его c ними; он рассказал всем o своём решении, торжественно сложил c себя сан и присоединился к странницам. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Ненавидящие христианство, возмущённые принятым девами обетом безбрачия, гунны их всех истребили» - это цитата из русскоязычной википедии.
Из текста следует, что Урсула попросила 10 дев + 1000 х 10 спутниц = 10.010
А если у каждого из королей попросила ( у своего отца и у отца жениха), то в сумме получается 20.020 дев сопровождало Урсулу. С подсчетом дев сплошная путаница.

По просьбе Урсулы были собраны благородные девы. Они выбрали Урсулу своей предводительницей. Число 11.000 может быть связано с ошибкой прочтения. В ранних источниках иногда упоминается только одиннадцать девственниц.

Когда все корабли были готовы, и когда Урсула обратила всех своих спутниц к вере, она повела 11 кораблей в сторону Галлии в порт Киэлла. Оттуда они отправились в Кёльн. Можно ещё уточнить по поводу маршрута, Урсуле явился ангел, именно ангел дал указание вести всех в Рим, а затем вернуться и принять в Кёльне венец мученической смерти. Легенда была расширена и гласила, что жених Урсулы, Этериус, отправился навстречу ей со своей свитой (отсюда в свите мужчины и дети) и принял мученическую смерть вместе с ней под Кёльном. Со своим женихом и двумя свитами Урсула изображена на картине Штефана Лохнера.

Раскопки мощей впервые были проведены в 1121 году. Места упокоения спутников Святой Урсулы якобы были показаны кёльнскому епископу в ночных видениях.

Картина Штефана Лохнера. Фрагмент.



Дмитрий Иванович Писарев  (1840-1868) рассматривает в своей работе различные легенды о чудесах и подробно останавливается на истории о Святой Урсуле.
Острожно! Это жёсткая критика.

«Легенды о святомъ клювѣ и о святой слезѣ любопытны, какъ образчики той безумной дерзости, съ которой корыстолюбивое католическое духовенство уродовало даже Евангеліє своими нелѣпостями. Такимъ образомъ клирики ворвались первые со своими безнравственными тенденціями и безтолковыми фантазіями въ самую священную твердыню религіи. Мудрено-ли послѣ этого, что скептики, ободренные этимъ примѣромъ, пошли за клириками туда-же съ своей неумолимой критикой? Клерикальная фантазія была неистощима и неумолима:  аббаты и монахи показывали католикамъ куски Ноева ковчега, рога Моисея, бороду Аарона, перья архангела Гавріила, святое сѣно, т.е. сѣно, лежавшее въ ясляхъ, свѣчку, горѣвшую въ минуту рождества Христова. Колоссальные размѣры выдумки никогда не пугали изобрѣтателей; въ Кельнѣ до сихъ поръ лежать одиннадцать тысячъ дѣвъ, которыя совсѣмъ не были дѣвами и никогда не исповѣдывали христіанской религіи. Исторія этой груды костей очень поучительна. Легенда утверждаетъ, что въ Бретани жила одна принцесса, Урсула, и что какой-то языческій король попросилъ ея руки. Урсула, повинуясь внушенію свыше, потребовала себѣ отсрочки, собрала 11,000 дѣвъ и пустилась съ ними въ морское путешествіе. Три года продолжалось ихъ плаванье. Когда приблизился день, назначенный для свадьбы, тогда по молитвѣ Урсулы поднялась буря, которая перенесла на материкъ всю дѣвственную армію. Одиннадцать тысячъ дѣвъ ѣдутъ вверхъ по Рейну до Кельна, потомъ плывутъ въ Базель, оттуда идутъ пѣшковъ въ Римъ, возвращаются назадъ по той же дорогѣ и въ окрестностяхъ Кельна погибаютъ подъ ударами дикихъ гунновъ. Зачѣмъ ихъ было именно 11,000, зачѣмъ онѣ плавали по морю и шлялись по материку - объ этомъ легенда, по своему простодушію, ни мало не заботится.
Легенда эта была составлена въ началѣ ХІІ вѣка по тому случаю, что въ окрестностяхъ Кельна было найдено нѣсколько женскихъ скелетовъ. Въ 1123 году Норберть, основатель ордена премонстратовъ, нашелъ еще много скелетовъ; наконецъ въ 1155 году монахи напали на такую богатую массу костей, что ее пришлось разрабатывать втеченіи десяти лѣтъ, подъ руководствомъ двухъ аббатовъ. Въ это время исторія 11,000 дѣвъ была уже сочинена и пущена въ ходъ. Но вдругъ вмѣстѣ съ женскими скелетами стали попадаться скелеты мужчинъ; монахи смутились, но къ счастію у одного изъ нихъ была сестра, Елизавета изъ Шенау, страдавшая галлюцинаціями, которыя считались въ то время видѣніями и откровеніями свыше; эта монахиня сгородила вмѣстѣ съ своимъ изобрѣтательнымъ братомъ новую кучу нелѣпостей для объясненія мужскихъ скелетовъ. Все это сошло за чистую монету, потому что Елизавету считали блаженной. Стали рыть дальше: нашли кости дѣтей. Это уже было совсѣмъ некстати, потому что бросало невыгодную тѣнь на репутацію дѣвственныхъ спутницъ Урсулы. Елизаветы въ это время уже не было на свѣтѣ. Обратились за совѣтомъ къ какому-то ученому монаху, и тотъ наложилъ на легенду третій слой безсмыслицы, такъ что и дѣтскія кости оправдали свое существованіе. Спрашивается теперь, от куда-же взялась эта масса костей, съ которой монахи возились десятки лѣтъ, напрягая свои мускулы и изощряя свою фантазію? - Ларчикъ открывался очень просто. Тутъ было римское кладбище; вмѣстѣ съ костями находились саркофаги, латинскія надписи, оружіе, посуда - вещи, очень извѣстныя всѣмъ антикваріямъ и не оставляющія ни малѣйшаго сомнѣнія на счетъ того, кому принадлежатъ скелеты. Принадлежать они римскимъ язычникамъ различнаго пола и возраста. О дѣвственныхъ мученицахъ тутъ не можетъ быть и рѣчи. Къ довершенію комизма, новѣйшіе нѣмецкіе ученые доказали, что самая Урсула, считающаяся католической святой и покровительницей города Кельна, была языческой богиней. Все это нисколько не мѣшало вырытымъ костямъ приносить кельнскому духовенству обильные доходы. Механика была очень незамысловата. «Каждый день, - пишетъ одинъ правдивый монахъ ХІ столѣтія, - ходятъ отъ одной церкви къ другой разные бродяги, которые прикидываются слѣпыми, разслабленными или бѣсноватыми; они валяются по ступенькамъ храмовъ или по гробницамъ святыхъ, а потомъ увѣряютъ всѣхъ, что получили исцѣленіе; эта поддѣлка чудесъ производится для того, чтобы привлекать щедроты вѣрующихъ.»
Предпріимчивость духовенства была такъ велика и изобрѣтательность его такъ роскошна, что даже многіе соборы считали необходимымъ сдерживать эту оргію клерикальнаго воображенія. Уже въ IХ вѣкѣ ахенскій соборъ упрекаетъ епископовъ въ томъ, что они фабрикуютъ чудеса для пріобрѣтенія денегъ. Въ 1215 году, при Иннокентій ІІІ, Латеранскій соборъ говорить, что «въ очень многихъ мѣстахъ пускаютъ въ ходъ ложныя легенды и ложные документы для того, чтобы обманывать вѣрующихъ и тянуть изъ нихъ деньги». Въ 1261 г. Майнцскій соборъ описываетъ подробно тѣ фокусы, посредствомъ которыхъ клирики морочили простой народъ. Такія-же точно обвиненія повторяются въ ХІѴ и ХѴ столѣтіяхъ».

Конечно, с мифотворчеством пытались бороться и тысячу лет назад.

В Кёльнском соборе есть скульптурное изображение Святой Урсулы со спутницами в образе Schutzmantelursula. Тут главное не перепутать с Schutzmantelmadonna (с Мадонной милосердия): https://n-dank.livejournal.com/242389.html
Schutz - защита / укрытие; Mantel - плащ.


Отличить Урсулу от Мадонны можно по стреле в руках, или же стрела пронзает грудь Св. Урсулы.
Нести на своих плечах капитель с условными 11.000 святыми девами дело нелегкое, поэтому средневековые мастера привлекли самого упитанного ангела. Да, здесь явно просматривается шутка-юмора.

Фото с официального сайта собора.


Резная деревянная фигура св. Урсулs попала в собор лишь в 1893 году из коллекции франкфуртского священника Ernst Franz August Münzenberger. Образ Schutzmantelursula (с мантией/плащом) получил распространение в рамках почитания Урсулы в Кёльне в XV-XVI веках.

По объяснению Оскара Шаде (1826-1906) сказание об Урсуле заимствовано католиками из древнегерманской языческой мифологии. Вполне вероятно, что основанием легенды послужило избиение девушек гуннами при переходе ими Рейна под Кёльном.

Тема о Кёльнском соборе здесь: https://n-dank.livejournal.com/274963.html

картины, тема 2, книжное

Previous post Next post
Up