Кёльнский собор Реликварий Трёх королей (трёх волхвов) Средневековые витражи, продолжение. Часть 4.

Sep 20, 2024 15:54

Mailänder Madonna
Миланская Мадонна, почитаемая как чудотворный образ, на протяжении веков находилась в часовне Девы Марии Кёльнского собора - Marienkapelle. Миланская Мадонна, по преданию, была привезена архиепископом Дассельским (Rainald von Dassel) из Милана в Кёльн вместе с мощами Трех Волхвов (Трёх королей). Цветная деревянная фигура, старейшее изображение Девы Марии в готическом соборе, создана около 1290 года и является копией Миланской мадонны, вероятно, уничтоженной пожаром в 1248 году. Цветная версия, а также скипетр и корона, появились в результате реставрации ок. 1900 года. Оригинальная окраска скульптуры также была полихромной.




Витражные окна капеллы - послевоенная замена (1948), идею орнаментальных витражей взамен утраченных во время войны предложил архитектор Willy Weyres. С 1944 он занимал должность главного строителя (главного архитектора Dombaumeister) собора. В 1945 году Willy Weyres был назначенный кёльнским епархиальным архитектором (Diözesanbaumeister), он не только отвечал за Кельнский собор в послевоенные годы, но также сыграл ключевую роль в реконструкции многочисленных церквей в городе и в Кельнской архиепархии. Именно он хотел заменить Баварские окна абстрактным декоративным остеклением, подобным остеклению в Marienkapelle.



Das Kölner Dombild
Altar der Stadtpatrone von Stefan Lochner (nach 1426)
Штефан Лохнер, Мастер алтаря покровителей Собора (1400/1410- 1451) - немецкий живописец кёльнской школы.


Это алтарь с двумя крыльями, высотой 2,82 метра и шириной 2,51 метра.
Восседающая на троне Царица Небесная держит на коленях божественного младенца, который протягивает правую руку в благословении старшему из волхвов. Слева: Св. Урсула со своим окружением, справа: Св. Гереон (Gereon von Köln) со своими боевыми товарищами. По преданию, Гереон (*ок. 270; † 304) был офицером Фивейского легиона, он был обезглавлен близ Кёльна из-за отказа принять участие в гонениях на христиан. Св. Гереон изображен в в золотых доспехах, украшенных крестом. Зрительно, воины Фивейского легиона как бы расширяют процессию трёх королей. Благовещение изображено на внешней стороне створок, Поклонение Богоматери - на внутренней стороне центрального панно.
Первоначально картина (складной алтарь) принадлежала городу и висела в часовне ратуши. Во время революционных событий на рубеже XVIII-XIX вв. картину спасали от французских войск вместе реликварием и другими святынями (1794 год). В 1810 году картина была передана капитулу собора.
К теме персонажей на створках я вернусь отдельно, это очень интересно.

«Рака трёх волхвов» / «Рака трёх Святых королей» - нем. Dreikönigsschrein - самый большой реликварий Западной Европы был изготовлен в период ок. 1190 по 1220-ый в мастерской ювелира Николая Верденского (ок. 1130 - ок. 1205), с последующей доработкой в кёльнских и маасских мастерских.
Цитата о происхождении реликвий: «В 344 году медиоланский епископ Евсторгий привёз из Константинополя мощи «Трёх Святых королей». Восемь столетий спустя, в 1164 году, Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику - кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю».

«Рака трёх Святых королей» размещена в центре хора, сам собор, в свою очередь, представляется гигантским каменным реликварием, в котором хранится драгоценный ларец с мощами. Ларец-реликварий внешне напоминает собой архитектурное сооружение в романском стиле, романскую базилику. Размеры реликвария: 220 х 110 х 153 см. Он украшен 74 рельефными фигурками из позолоченного серебра. Более 1000 драгоценных и полудрагоценных камней, жемчужин и эмалей украшают позолоченные пластины.




Перед реликварием размещены старинные резные скульптуры, но информация о них отсутствует.



Задний фасад реликвария датируется 1220 годом. Внизу: Страсти христовы. В центральной нише находится фигура пророка Иеремии как предвестника страданий Иисуса, бичевание - слева и распятие - справа. Над этими изображениями находится портрет архиепископа Кельна Рейнальда фон Дасселя, перенесшего мощи из Милана в Кельн. Вверху: небесная награда мученикам Феликсу и Набору - двум солдатам-христианам из Северной Африки. Во времена жестоких преследований христиан при Диоклетиане они приняли мученическую смерть, вероятно, в 304 году в Лоди, к югу от Милана. Позже их мощи были перевезены в Милан, вокруг воинов-мучеников сложился культ. Для императора Диоклетиана солдаты-христиане, которые хотели вести только оборонительные войны, но отвергали агрессивные войны, представляли опасность. Franz Helmken в книге «Der Dom zu Köln» (1897) упоминает о том, что в верхней части реликвария хранятся (хранились?) мощи святых: hh. Felix, Nabor und Gregor von Spoleto.
Фото © официальный сайт



Главный фасад или парадный фасад выполнен из чистого золота (эта лицевая пластина развёрнута по направлению ко входу в собор).
Фасад украшен самыми крупными и ценными драгоценными камнями и камеями.
Фото © Albert Hirmer



Поклонение трёх королей. Правее: сцена бичевания Христа. Вверху: Христос как судия мира.
Четвертый человек позади волхвов - император Оттон IV, который при создании реликвариума оплатил этот золотой фасад.



Тоненький фриз чуть выше сцены поклонения трёх королей.



С 6 января (День трёх королей) до праздника Крещения Господня (воскресенье после Крещения) трапециевидная торцевая панель открывается, демонстрируются коронованные «черепа волхвов».
Foto © fb_Erzbistum Köln.



Правая боковая сторона Davidseite: шесть пророков и царь Давид - в нижнем ряду, шесть апостолов и херувим - в верхнем. Утерянные циклы изображений на поверхностей крыши (жизнеописание Христа - внизу, сцены апокалипсиса - вверху). Пророки держат в руках книги или свитки, апостолы - модели церквей, указывающие на основанные ими поместные церкви. Представление пророков и апостолов призвано показать, что Новый Завет основывается на Ветхом Завете и дополняет его.
Фигурки великолепны. Можно поискать в сети фото крупным планом. Фото © bildindex.de



Пророки самые ранние из созданных персонажей реликвариума. Они были выполнены ок. 1190 года в мастерской Николая Верденского.


Царь Давид и пророк Иона.




Левая сторона Salomonseite: шесть пророков и царь Соломон - в нижнем ряду, шесть апостолов и херувим - в верхнем.



Наибольший ущерб святыня понесла во времена Французской революции. Когда реликвариум переправили через Рейн, его разобрали на несколько частей и перевезли сначала в аббатство Abtei Weddinghausen, а затем во Франкфурт. По возвращении отдельные части оказались сильно поврежденными, при сборке реликвариум был укорочен на целую арочную нишу. В настоящее время всё отреставрировано за исключением медальонов с барельефами.

Сохранились в сети фотографии 2017 года. Удивительно. Во время официальных визитов открываются новые грани и возможности.
Foto © erzbistum-koeln.de. Dreikönigsschrein



За ограждение пройти нельзя. Спасибо Штайнмайеру за визит в Собор, благодаря визиту появилась возможность рассмотреть драгоценный реликварий.
Foto © Kölner Dom, die offizielle Seite 2017


Текст. ж-л «Христианское чтение» 1893 год Статья «Волхвы с востока» Упоминание о реликварии в Кёльне.
«Вифлеемская звѣзда и волхвы естественно послужили предметомъ многихъ послѣдующихъ сказаній. О самой странѣ, откуда вышли волхвы, числѣ ихъ и именахъ ничего не говорится ни въ евангеліяхъ, ни въ апокрифахъ; но само по себѣ это событіе настолько знаменательно и интересно, что не могло остаться безъ пополненія его позднѣйшими преданіями. По одному изъ этихъ преданій, это были цари савскіе, приходившіе къ свѣту Мессіи и къ восходящему надъ Нимъ сіянію. Впрочемъ, мнѣнія касательно ихъ страны крайне разнообразились, и родиной ихъ считали разныя страны: Персію, Халдею, Ефіопію и Индію. Въ этихъ сказаніяхъ оставленъ безъ рѣшенія даже вопросъ о томъ, кто такіе были эти пришельцы, іудеи или язычники, хотя большинство мнѣній склоняется въ пользу того, что это были именно язычники, какъ представители языческаго міра, имѣвшаго также принять участіе въ спасеніи, и арабское "Евангеліе дѣтства" представляетъ ихъ огнепоклонниками, которые притомъ ссылались на пророчество Зороастра касательно Мессіи. Тройственное число ихъ даровъ повело къ мысли, что и самихъ волхвовъ было трое, что, по предположенію, соотвѣтствовало тремъ извѣстнымъ тогда частямъ свѣта - Европѣ, Азіи и Африкѣ. По другому преданію, однако-же, ихъ было двѣнадцать - въ соотвѣтствіе съ числомъ апостоловъ.
Преданіе о волхвахъ особенно распространилось на западѣ, и выразителемъ его явился Беда достопочтенный, который передаетъ уже точныя свѣдѣнія о нихъ. По его свидѣтельству, волхвовъ было трое. Изъ нихъ Мельхіоръ былъ старецъ съ длинными бѣлыми волосами и большой бородой, и онъ принесъ новорожденному Христу золото; другой волхвъ былъ Каспаръ, безбородый юноша съ румянымъ лицомъ, и онъ принесъ въ даръ Христу ладонъ; третій волхвъ былъ Валтасаръ, смуглый, весь волосатый мудрецъ, и онъ принесъ Христу смирну на Его погребеніе. Въ восточныхъ христіанскихъ сказаніяхъ волхвы получаютъ еще болѣе внѣшняго величія и блеска. Они прибыли въ Іерусалимъ со свитой въ тысячу человѣкъ, оставивъ позади себя на лѣвомъ берегу Евфрата отрядъ войска въ 7,000 человѣкъ. По возвращеніи въ свою страну (на отдаленномъ востокѣ, у береговъ океана) они предались созерцательной жизни и молитвѣ, и когда впослѣдствіи апостолы разсѣялись для проповѣди евангелія по всему міру, то ап. Фома встрѣтилъ ихъ въ Парфіи, гдѣ они приняли отъ него крещеніе и сами сдѣлались проповѣдниками новой вѣры. Легенда прибавляетъ, что ихъ мощи, найденныя царицей Еленой, положены были сначала въ Костантинополѣ, но оттуда перенесены были въ Медіоланъ, а потомъ въ Кёльнъ. Въ Кёльнскомъ соборѣ посѣтителямъ еще и теперь показываются черепа этихъ трехъ мудрецовъ, хранящіеся въ драгоцѣнныхъ украшеніяхъ и выставленные въ большой золоченой ракѣ. Эти черепа, будто-бы, открыты кёльнскимъ епископомъ Рейнальдомъ въ двѣнадцатомъ столѣтіи. Въ честь волхвовъ на западѣ установленъ былъ особый праздникъ, такъ называемый, праздникъ трехъ царей“, вытѣснившій собою праздникъ Богоявленія 6 января. Эти волхвы сдѣлались вообще настолько популярны въ западной Европѣ, что среди простого народа они считались покровителями путешественниковъ, и ихъ именами часто назывались гостинницы и постоялые дворы.»

По мере продвижения от Баварских окон к расположенному в хоре золотому ларцу-реликварию посетители проходят мимо средневековых витражей. «Новое» библейское окно не принадлежало собору. Около 1280 года окно было подарено хору Доминиканской церкви в Кёльне знаменитым средневековым богословом Альбертом Великим. В 1804 году Доминиканская церковь была снесена в рамках секуляризации, некоторые из витражей попали в собор в 1823 году, в том числе и «новое» библейское окно. В хоре Кёльнского собора оно было размещено лишь в 1892 году. Не все средневековые сюжеты сохранились, некоторые медальоны были созданы заново в кёльнской стекольной мастерской Schneiders & Schmolz. Так, например, медальон с изображением пророка Ионы с гигантским китом-рыбой был создан в 1891/92 году, как же хороша эта огромная рыбина. Самый нижний сюжет слева тоже датируется 1892 годом: праведный Гедеон и нетронутое росой руно - Отцы церкви сравнивали чудо небесной росы с чудом непорочного зачатия, настолько важный чудесный сюжет, а я про небесную росу и не слышала ни разу.

Stephanuskapelle
Ursula- und Clemensfenster / Jüngeres Bibelfenster



Слева: Неоготический витраж «Окно Урсулы и Клеменса», созданный около 1852 года кёльнским художником Peter Grass. Справа: «новое» библейское окно.




- Michaelskapelle: Silvester- und Gregorfenster um 1330/40 / Marienkrönungsfenster um 1330/40 / Felix- und Naborfenster um 1330
- Agneskapelle: Kunibert-Fenster um 1330/40 / современное дополнение 2004 год / Agnesfenster um 1330/40 (святая Агнесса с ягнёнком в руках, окно частично восстановлено)




Felix- und Naborfenster. Феликс и Набор - солдаты-христиане, их мощи столетиями хранились в золотом реликварии вместе с мощами трёх королей. Читайте выше.
Окно датируется ок. 1330 года.



Dreikönigenkapelle Капелла Трёх королей.
- Dreikönigenfenster um 1330/40
- Älteres Bibelfenster. Старое библейское окно датируется 1250/1260 гг. Окно является самым высоким и самым старым окном собора. Осевое окно собора.
- Petrus- und Maternusfensterum 1330/40




Окно трёх королей. Над и под сценой поклонения вохвов-королей изображены по четыре короля, а также фигуры Иоанна Крестителя и св. Гереона, вверху: два пророка.



Johanneskapelle
- Severin- und Anno-Fenster um 1330/40
- Allerheiligenfenster um 1330/40. Окно всех святых, короли, папы, пророки и т. д. Просто потрясающе смотрятся цвета.
- Mauritius- und Gereon-Fenster um 1330/40



Maternuskapelle
-
- Jakobus-Fenster um 1330/40. Окно Иакова Старшего - одного из двенадцати апостолов.
-  Katharina-Heribert-Fenster. Святая Катерина и Святой Гериберт (ок. 970 -1021) - архиепископ Кёльна. Окно было выполнено в 1856/57 году.




Северный неф.
- Окно Христа: Сцены из жизни Иисуса. (собран в 1870 году из остатков окон двух кёльнских церквей, снесенных в начале XIX века. Два цикла картин были созданы в 1525 и 1560 гг.).
- Детское окно. Деньги на его создание собирали дети Кёльна. Kinderfenster von Bernhard Kloss (1965)




Правая сторона 4-я сцена снизу: кельнские дети собирают деньги на окно. Выше: Ангел-хранитель спасает ребёнка от наезда автомобиля.



Северная сторона. Витражи напротив Баварских окон.

Dreikönigen-Fenster: Окно трёх королей. Визит царицы Савской к царю Соломону / Поклонение Трех королей.  Покровитель архиепископ Герман Гессенский преклоняет колени: св. Петр, Мария с Младенцем, св. Елизавета Тюрингская, св. Христофор. Внизу: 16 гербов. Датировка: 1508 год.


Гербы крупным планом. Можно увелиить.




Geburt-Christi-Fenster. Окно Рождества Христова: Моисей перед пылающим кустом (неопалимая купина) / Рождение Христа (вертеп). Ниже представлены святые, которые связаны с Кельном: Св. Георгий, Св. Маврикий, Св. Григориус (hl. Gregorius Maurus, по преданию, он был военачальником так называемого Фивейского легиона и был казнен в Кёльне как христианский мученик при императоре Максимиане или Диоклетиане вместе со своими солдатами), Св. Гереон (он был офицером Фивейского легиона см. выше). Внизу: Марк Агриппа как основатель города и Марсилий (Marsilius), легендарный герой, проявивший себя при осаде города римскими войсками. Герб города между ними.
Датировка: 1507 г.


Petrus- und Wurzel Jesse-Fenster:  Philipp von Daun как архиепископ Кёльна преклоняет колени. Рядом с ним - св. Петр и св. Себастьян. В наружных оконных панелях так называемый Ahnenprobe des Erzbischofs (члены капитула должны были доказать наличие 16 знатных предков начиная с 1474 г.) Вверху сцены из жития св. Петра и Древо Иессеево (Корень Иессеев, Лоза Иессеева) - иконографический сюжет, представляющий собой аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа.
Датировка: 1509 год.



Фрагмент витража Древо Иессеево (вверху справа). «Композиция демонстрирует преемственность Ветхого и Нового Заветов, опираясь на приведённое в Евангелии от Матфея родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1-17).
В «Ермении» - иконописном подлиннике, составленном Дионисием Фурноаграфиотом в XVII веке - даётся следующее описание композиции:

Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: - первый - Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола - рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа».



Гербы. Фрагмент витража.


Фрагмент витража © википедия. Сияние драгоценных камней.




Одно из боковых половинных окон (ближе к северному входу Западного фасада).
Passionsfenster: Св. Лаврентий Римский и Мария с Младенцем. Над ним сцены Страстей от событий на Елеонской горе до Воскресения Христова. Внизу: даритель, настоятель собора Philipp von Daun и его родители. Надо понимать, что эта серия средневековых окон на северной стороне собора появилась благодария благочестию и денежным средствам кёльнского архиепископа Филиппа фон Дауна.
Датировка: 1508 год.



Родители дарителя Филиппа фон Дауна.


Оцените красоту красок. Витражу 500 лет.

На верхний ярус не заглянуть, не рассмотреть, но витражи там тоже очень хороши, многое сохранилось. Возможность взглянуть на витражи XIII-XXI столетий в едином пространстве собора уникальна.

В предыдущем посте приводила мнение из книги Franz Helmken «Der Dom zu Köln» (1897), где говорилось, что Баварские окна (1848) слишком тёмные, свет в собор проникает в основном с северной стороны, где размещены средневековые окна 1507-1509 года ↑. Так и есть, справедливое замечание. Franz Helmken сравнивал Баварские окна с прозрачными картинами на промасленной бумаге «Transparentbilder auf Ölpapier». Архитектор Willy Weyres не хотел возвращать Баварские окна в собор после войны, предлагал заменить их. Однако, сегодня именно Баварские окна привлекают наибольшее внимание посетителей, на мой взгляд. Не маслянистый, но медовый январский свет на моей фотографии. Есть такое крылатое выражение «как мёдом намазано», влечёт неудержимо.



Про Баварские окна: Кёльнский собор. Витражи. Часть 3.

Кёльнский собор. История строительства. Часть 1. Праздничное шествие 1880 года.
Кёльнский собор. Фасады, скульптура. История. Часть 2.

картины, тема 2, книжное

Previous post Next post
Up