Кёльнский собор. Фасады, скульптура. История. Часть 2.

Sep 03, 2024 19:12

Западный фасад

Западный фасад собора является самым большим церковным фасадом из когда-либо возведенных церковных фасадов. Третий по высоте собор после Ульмского собора (161,53 м) и базилики Пресвятой Девы Марии Мира в столице Кот-д’Ивуара (158,1).
Высота башен Кёльнского собора:
157,18 м Северная башня.
157,22 м Южная башня.




Этапы строительства собора в XIX столетии: 1824 / 1852 / 1868 / 1880 / 1883 гг. Если увеличить изображение, то между западным и восточным фасадами собора будет хороша видна жилая застройка, появившаяся за 300 лет долгостроя. Иллюстрации из путеводителя по собору, автор  Franz Helmken «Der Dom zu Köln» (1897). О строительных работах подробнее читайте в первой части: https://n-dank.livejournal.com/270806.html



Весьма интересны отзывы путешественников XIX столетия. И снова я предлагаю почитать-полистать старые книги и журналы.
Александр Васильевич Никитенко (1804-1877), историк литературы, литературный критик, мемуарист, педагог, цензор, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1855). Академик Никитенко оказался в Кёльне в 1860-ом году, на завершающем этапе строительства собора.

«Пятница. Утромъ, взявъ комиссіонера (за 21/2 франка на четыре часа), мы сѣли въ фіакръ и отправились обозрѣвать городь. Разумѣется, мы прежде всего поѣхали къ собору. Онъ дѣйствительно одно изъ чудесь искусства и, по справедливости, считается великолѣпнымъ памятникомъ готической архитектуры. Его грандіозные размѣры, легкость, съ какою онъ стремится вверхъ, и неподражаемая отдѣлка во всѣхъ мельчайшихъ подробностяхъ, точно кружевныхъ орнаментовъ - все это изумительно изящно, величественно, тонко. Внутренность церкви вполнѣ соотвѣтствуетъ ея внѣшности. Мы обошли ее во всѣхъ направленіяхъ. Замѣчательны гробницы архіепископовъ и перваго изъ нихъ, основателя собора. Любопытные по своей древности барельефы (XI и XII вѣковъ) съ нѣкоторыхъ изъ нихъ сорваны французами, и гробницы эти такъ и остаются обнаженными. Въ готическихъ окнахъ разноцвѣтныя стекла, украшенныя старинною живописью: на лѣвой сторонѣ церкви она вся принадлежитъ знаменитому Альбрехту Дюреру.

Церковь еще не достроена. Ее продолжаютъ воздвигать или, вѣрнѣе, отдѣлывать по первоначальнымъ рисункамъ, но намъ говорили, что она вполнѣ будетъ окончена еще не прежде, какъ черезъ восемнадцать лѣтъ. Мы видѣли около наваленныя громады камней; изъ нихъ нѣкоторые уже обдѣланы для орнаментовъ и превосходно выполированы.
Изъ собора мы поѣхали въ церковь Св. Петра взглянуть на картину Рубенса, изображающую пригвожденіе къ кресту Св. Петра. Картина эта одна изъ лучшихъ произведеній Рубенса. Предсмертныя муки на лицѣ Петра, движеніе мускуловъ и выраженіе на лицахъ палачей изумительны по живописи и вѣрности природѣ. Картина эта тоже была взята французами, но, по заключеній міра, возвращена. Тутъ-же копія съ нея, какъ-бы въ доказательство того, какъ подражанія геніальнымъ произведеніямъ могутъ быть ниже своихъ образцовъ.

Далѣе, мы поѣхали по городу, къ Рейну и т. д. Но кромѣ собора и этой картины Рубенса, въ Кёльнѣ рѣшительно нѣтъ ничего замѣчательнаго. Это одинъ изъ скучнѣйшихъ, да, пожалуй, и грязнѣйшихъ городовъ въ Европѣ или, по крайней мѣрѣ, въ Германіи. Въ немъ даже нѣтъ тротуаровъ и ни одной порядочной улицы. Нѣтъ мѣста для прогулокъ, ни сада публичнаго, ни театра. Театръ когда то былъ, да сгорѣлъ, и теперь никто не думаетъ объ его возобновленіи. Словомъ, это ультра-нѣмецкій городъ, крайность безвкусія и равнодушія ко всему, кромѣ денег и торговыхъ расчетовъ. Даже благородный, величественный Рейнъ, добѣжавъ до Кёльна, принимаетъ какой-то пошло дѣловитый видъ и лежитъ въ плоскихъ неопрятныхъ берегахъ. Его ярко изумрудный цвѣтъ превращается здѣсь въ какой-то мутный, грязный». © «Записки и дневник» издание 1893 г.

Цензорский подход в описании города можно понять (и простить)), ведь А.В. оказался прямиком на грандиозной стройке столетия да, чего уж, стройке тысячелетия. Ощущение этой бесконечной стройки остаётся и поныне, при каждой новой встрече строительные леса загораживают то один, то другой фасад Кёльнского собора.

Восточный фасад собора со стороны ж/д вокзала сейчас выглядит вотъ такъ. Главный железнодорожный вокзал Кёльна находится в самом центре города, прямо рядом с собором.



Повернёмся лицом к собору. Западный фасад.
Hauptportal. Центральный портал (главный портал) имеет ширину 9,30 метра и высоту более 28 метров. Фигуры были созданы Питером Фуксом (Peter Fuchs, 1829-1898). В послевоенные годы над восстановлением скульптур работал Erlefried Hoppe (1910-1992). К примеру, в 1967 году Erlefried Hoppe создал фигуры ангелов над Центральным порталом, над стрельчатой аркой видны восемь ангелов высотой 4,10 метра, издали они напоминают круглоголовые шахматные пешки.

Фото © koelntourismus.de


Слева (перечисления имен от фигуры Марии):
Карл Великий
Иштван I Святой первый король Венгрии (с 1000/1001 года) из династии Арпадов. За христианизацию венгров был причислен к лику святых.

Справа:
Константин I Великий
Генрих II Святой - император Священной Римской империи. С 7 июня 1002 года - король Германии.

Христос как судия мира с книгой жизни и четыре великих пророка.



Мадонна на трюмо (простенок, столб, делящий надвое проём арочного входа) и рельефы тимпана, рассмотреть которые вечно не хватает времени или терпения.
Тимпан:
- Грехопадение и обещание Божие о пришествии Спасителя.
- Потоп с ковчегом. Синайское законодательство ( десять заповедей и другие законы). Золотой телец.
- Благовещение. Рождение Христа. Представление в храме.
- Христос среди учителей в храме. Крещение в Иордане. Нагорная проповедь.



Хорошо виден первый ряд скульптур на обрамляющих дугах - архивольтах. Или же это называется Hohlkehle - галтель, форма поверхности в виде желобка, выемки, в которой размещаются скульптуры на консолях. Внутренний ряд состоит из 10 фигур прародителей времен после вавилонского пленения:  Салафиил, Зоровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матан...Зоровавель был отцом Авиуда, Авиуд был отцом Елиакима, Елиаким был отцом Азора и т. д.

Второй ряд: 12 фигур, прародителей. Особенно интересен четвёртый ряд с ангельскими чинами: 1. Серафим; 2. Херувим; 3. Престол (лат. throni); 4. Доминант/Ангел господства (лат. dominationes); 5. Ангел силы (лат. virtutes); 6. Ангел власти (лат. potestates); 7. Ангел начала (лат. principatus); 8. Архангел Михаил; 9. Архангел Гавриил; 10. Рафаэль; 11. Ангел; 12. Солнце; 13. Луна; 14. Земля.

Фронтальное фото портала не позволяет разглядеть все статуи дверного обрамления.  Необходимо приблизиться и повернуть голову. Фото из сети.
Иоанн Креститель
Joachim / Иоаким - муж святой Анны, отец Марии
Илия - библейский пророк
Давид
Моисей
Ной
Адам



Иосиф
Анна
Елисей - библейский пророк
Соломон
Самуил - библейский пророк, последний из судей израильских
Авраам
Ева со змием
Фото © Flickr



Карл Великий в имперской короне создан по мотивам знаменитого портрета кисти Дюрера: https://n-dank.livejournal.com/93785.html




Открытыми центральные двери Западного фасада я видела только однажды. ЧМ по футболу в Германии. Все эти толпы футбольных болельщиков шли в собор, в шапках, с флагами и барабанами на перевес. Перед матчем Чехия-Гана 2006.






Кафедральный собор в Кёльне - римско-католическая церковь в Кёльне под патронажем Апостола Петра.
Портал св. Петра (Petruspforte, Petersportal, южная сторона Западного фасада). Портал Петра датируется 1370/80 годом и является единственным оригинальным средневековым порталом Кёльнского собора.





В Кёльский собор вход свободный во всех смыслах. Форма одежды самая демократичная. В соборе Св. Марка в Венеции, к примеру, самым горячим посетительницам выдают скромные одноразовые халатики (фото справа).

Фигурное украшение создавали скульпторы семьи Parler в период около 1370-1380 годов. Сохранившиеся работы мастеров XIV века отличаются и по цвету камня.

Тимпан:
- Низвержение Симона Волхва (лжемессия), Пётр и Павел перед судьей. Симон Волхв является одной из центральных фигур апокрифических «Деяний Петра».
- Мученичество св. Павла и св. Петра. Пётр, Павел, Симон Волхв перед Нероном.




Статуи дверного обрамления. Двенадцать апостолов (первые три скульптуры являются старыми средневековыми, остальные датируются XIX веком):
Пётр (у дверей)
Андрей
Апостол Фаддей (Thaddäus)
Фома
Иаков Зеведеев (Jakobus der Ältere, в образе странника с посохом)
Левий Матфей (Matthäus)
Симон Кананит (с пилой, был распилен пилой)



Павел (у дверей, старая скульптура)
Иоанн Богослов (Johannes, старая скульптура)
Филипп
Варфоломей
Иаков Алфеев
Апостол Матфий
Варнава



Если следовать описанию от Franz Helmken, то в первой, внутренней, дуге должен был быть представлен ликующий хор ангелов (6 фигур), но нет, нынче пишут, что это пророки.

Второй ряд 8 фигур:
Св. Григорий I (папа римский), Св. Иероним, Св. Августин , Св. Амвросий Медиоланский
Марк (евангелист) Лука (евангелист) Левий Матфей (евангелист) Иоанн Богослов (евангелист)

Третий ряд 10 фигур:
Georg Stephanus Laurentius Nikolaus Quirinus / Elisabeth Helena Dorothea Barbara Katharina (Q. Das Südturmportal am Kölner Domvon Anna Chiara Knoblauch)
Св. Георгий, Стефан Первомученик, Св. Лаврентий, Св. Квирин / Св. Елизавета, Елена, Доротея, Варвара и Катерина.

Внешний (четвертый) ряд 10 фигур:
Согласно описанию от Franz Helmken, сделанному в 19 веке: в четвертом ряду изображены святые, в том числе Захария и Симон.
В четвертом ряду можно рассмотреть музицирующих ангелов (из статьи Chiara Knoblauch: Архангелы Гавриил и Михаил слева и справа на нижних консолях).

Музейное. Получается, это тот Ангелок, который изображен над Архангелом Михаилом (Архангел Михаил © фото справа):





Восседающие на украшенных готическим орнаментом тронах музицирующие ангелы представлены средневековыми каменщиками mit Liebe zum Detail, до натянутых струн на музыкальных инструментах. Единообразно в этом ряду изображены и Архангелы. Глядя на Архангела Михаила, вдруг осознаешь, что таким образом изображена сцена битвы с драконом...не вставая со стула)

Закрытая дверь портала Св. Петра.






Портал Трёх королей (Dreikönigenpforte, северная сторона Западного фасада)
Тимпан: Поклонение в Вифлееме. Три короля (волхвы) видят звезду на Востоке. Волхвы перед Иродом.
Фото © onnola


Kaspar / Каспар
Balthasar / Бальтазар
Ezechias / Езекия
Königin von Saba / Царица Савская
Job / Иов
Japhet / Иафет (один из трех сыновей Ноя)
Abel / Авель

Melchior / Мельхиор
Josias
David / Давид
Witwe von Sarepta / Сарептская вдова (приютившая пророка Илию)
Melchisedech / Мелхиседек
Enos / Енос
Seth / Сиф (отец Еноса, Сиф был сыном Адама и Евы)
Описание имён основано на книге Franz Helmken «Der Dom zu Köln» (1897).

Скульптура портала пострадала во время войны, была заменена и дополнена в 1958-1960 годах. Поэтому присутствует ощущение некой временной дисгармонии.
Авель, образ из 1950-ых. Иов и царица Савская. Скульптор Elisabeth Baumeister-Bühler (1912-2000).



Четыре скульптуры работы Elisabeth Baumeister-Bühler на этом портале:  Abel, Japhet, Hiob, Königin von Saba.
Вот на что хотелось бы взглянуть, так это на скульптуру царицы Савской до её замены.

Северный фасад.
Всё хожу вокруг да около. Пора бы уже и в собор заглянуть, но всё-таки выйдем на северную сторону (в сторону вокзала). Строительство северного фасада началось в XIV веке. Архитектор Эрнст Фридрих Цвирнер (1802-1861) попытался завершить его в неоготическом стиле. Ближе к вокзалу находится портал Бонифация (Bonifatiusportal), по центру - портал Архангела Михаила (Michaelsportal), справа - Maternusportal (Матернус считается первым учеником Петра и первым епископом Кельна, в VI веке он был епископом Кёльна 40 лет).

Портал Архангела Михаила (Michaelsportal).
Скульптор Peter Fuchs (1829-1898) создал фигурные украшения фасада северного фасада между 1878 и 1881 годами.

Фото © википедия.



Фигуру Архангела Михаила и другие поврежденные во время Второй мировой войны элементы в период с 1965 по 1972 год выполнил Erlefried Hoppe. Этакая округлость фигур говорит сама за себя.

По сторонам от статуи Архангела Михаила:
Лев I Великий - епископ Рима (папа римский Leo der Grosse)
Антоний Великий - раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
Франциск Ассизский - католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена - ордена францисканцев (1209).
Карло Борромео  - кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации.

Афанасий Великий - один из Отцов Церкви
Святой Бенедикт (монахи-бенедиктинцы). Небесный покровитель Европы.
Игнатий де Лойола - римо-католический святой, основатель ордена иезуитов, видный деятель контрреформации (Ignatius, S. J.)
Святой Викентий де Поль (с ребенком на руках) - католический святой, основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия.
Описание основано на книге Franz Helmken «Der Dom zu Köln» (1897).

Тимпан:
- Передача пастырской власти и пастырской ответственности Петру.
- «Обращение Савла (Павла)».
Сцена  «Обращение Савла». Савл падает с лошади.
До реставрации.



После реставрации. Реставрация портала завершена в 2023 году.





Прежде всего обращаешь внимание на восстановленную голову римского воина!
Вернулась эта голова из США в Кёльн по соборным меркам буквально на днях. Американский солдат, находившийся на территории Германии после окончания войны, забрал голову воина с собой домой в Америку. Якобы он нашел голову среди обломков перед собором. Реставрация портала Архангела Михаила стала возможной во многом благодаря спонсорской программе, в результате которой от 111 спонсоров было собрано 750 000 евро.

Это моя фотография 2010 года. Это уже историческое фото. Обратите внимание на фигуры на цоколях.



На сегодняшний день фигура на одном из цоколей демонтирована, и это не связано с реставрационными работами. Второй ряд, третий цоколь снизу.
Не вернулась на место фигура св. Вернера фон Обервезеля.



16-летний подросток Вернер фон Обервезель (Werner von Oberwesel * 1271 - 1287) происходил из очень бедной семьи. Он был поденщиком и работал в одной еврейской семье. Как сообщает википедия, в Великий четверг 1287 года тело юноши было найдено неподалёку от Бахараха. Вину за его необъяснимую смерть возложили на евреев в контексте легенды о ритуальном убийстве, что привело к кровавому преследованию евреев на Среднем Рейне. Страшные времена, жестокие.
Вернера семь столетий почитали как католического народного святого. В его честь была построена часовня Вернера в Бахарахе на Рейне - достопримечательность города Бахарах на Рейне. В 1963 году имя Вернера было исключено из списка святых Трирской епархии. В 2020-ых его изображение было убрано с портала Архангела Михаила (цитата: Darstellung des heiligen Werner enthielt antijüdische Elemente). Однако, Вернер до сих пор числится в немецких списках святых, например, в Ökumenischen Heiligenlexikon.

Часовня Вернера. Бахарах https://n-dank.livejournal.com/175646.html




Южный фасад Кёльнского собора.

Фотография 2009 года.



Южный фасад был спроектирован архитектором собора Эрнстом Фридрихом Цвирнером (1802-1861), который согласовал свои планы с Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841), Сульписом Буассере (1783-1854) и королем Фридрихом Вильгельмом IV. Строительство производилось между 1842 и 1855 годами. Читайте 1 часть.
Скульптуры Южного портала спроектировал Ludwig Schwanthaler в 1847 году, вырезал из камня Christian Mohr с 1851 по 1869 год.

Собор стоит на мощнейшем фундаменте из базальта и туфа. По расчетам вес постройки и вес фундамента должны соответствовать: 120 тысяч тонн здание и 120 тысяч тонн фундамент, достигающий глубины в 16 метров. Во время второй мировой войны собор служил ориентиром для пилотов британских бомбардировщиков. Специально его не бомбили, однако, собор сильно пострадал от попадания порядка 70 снарядов, в том числе 14 тяжелых авиабомб.
По сторонам собора размещено 108 водосливов (Wasserspeier - горгулий), к которым подведена сложнейшая система желобов и воронок протяженностью почти 15 км. Порядка 65 тонн литров воды с крыши в расчете на средний дождь отводится благодаря горгульям. Самые старые горгульи Кёльнского собора датируются примерно 1300 годом. Многие горгульи заменены копиями.

Стихи: https://n-dank.livejournal.com/129089.html

Южный фасад.  Фото © Klaus Maximilian Gierden (1950-2019). У него лучшие фотографии горгулий Кёльнского собора.



тема 2, фото, книжное

Previous post Next post
Up