Церковь St. Andreas (Köln) - трехнефная базилика, в которой присутствуют элементы романского и готического стиля, одна из 12 больших романских церквей старого города - уникальное наследие города Кёльна - находится в сотне метров от Кёльнского собора. Здание в романском стиле было возведено ок. 1190 года на фундаменте более ранней церкви, относящейся ко 2-й половине X века, в то время был основан монастырь во имя святого Андрея Первозванного. В 1802 году монастырь был секуляризован. В течение XIX века монастырские постройки были снесены. С 1947 года церковь относится к Доминиканскому ордену. Комплексная реставрация проводилась с 1992 по 1997 год. Восстановление витражных окон финансируется Ассоциацией римско-католических церквей при финансовой поддержке многих спонсоров. Над окнами с 2005 года и по сей день работает известный немецкий художник Маркус Люперц.
Из темы скульптурах Маркуса Люперца:
https://n-dank.livejournal.com/206990.htmlДесятиметровый пятитонный «Меркурий» Маркуса Люперца в Бонне:
https://n-dank.livejournal.com/232942.html Markus Lüpertz (р.1947) - немецкий художник и скульптор, его работы относят к стилю неоэкспрессионизма. В 1988-2009 годах был ректором Художественной академии Дюссельдорфа. Люперц живёт и работает в Берлине, Карлсруэ, Дюссельдорфе и Флоренции. У него есть студия в Тельтове. Он женат и имеет пятерых детей. Он также увлекается Free Jazz - «свободный джаз», в том числе игре на фортепиано. Иногда он дает концерты вместе с профессиональными музыкантами. Издает основанный им журнал по искусству и литературе «Frau und Hund», в котором также публикует свои стихи и прозаические тексты. Deutsche Welle в 2009 году сообщала: «Его называют великим и бездарным, гением и дилетантом. Нарекают художником-дьяволом и последним немецким денди».
О хорошем.
Мне нравится это окно. Именно это.
«Крещение». Работа Маркуса Люперца (март 2022). В водах Иордана можно рассмотреть пра-рыбу и гигантский аммонит.
*
поворохнется рыба, со дна встрепенёт песок,
выстрипещит тощие плавники.
вроде та река, но нету уж той реки,
есть поток
благодати,
милости,
и мальки -
хороводом у человечьих стоп.
N.
Глубина
Капли
При входе гигантская статуя Святого Христофора (ок. 1500) Обратила внимание на массивную, выступающую из волн, ступню гиганта, вот и у Люперца в сюжете «Крещение» тоже внимание на гигантские ступни.
Совсем новый витраж: «Благовещение» (2023). Рядом, вероятно, «Бегство в Египет», взирающий на прихожан ослик считывается сразу.
Ужас на лице юной белокурой Марии, глаза её наполнены слезами, она пытается защититься руками от оптимистично прорисованного Ангела, левая рука которого то ли в черной перчатке, то ли, не хотелось бы даже озвучивать...подобную интерпретацию встречаю впервые. Священник и искусствовед Доминик Майеринг (Meiering) описывает шокированную известием Марию «mit entstelltem Gesicht» - с искаженным лицом, которая пытается отстраниться - versucht wegzuschieben. Утверждается, что в вазе изображены лилии, как символ чистоты и невинности, однако, я вижу скорее подсолнух с опавшими лепестками или даже венерину мухоловку.
Чуть выше, в круге, просматривается обнаженная фигура: ассоциативно что-то из энергетических практик? рекламный Mr'Proper? По мнению Майеринга, это не есть Бог-отец. Просто некая фигура (предлагается к рассмотрению: херувим, серафим?), интерпретация остается открытой.
В мае 2023 года были представлены два новых окна: «Благовещение» и «Воскрешение» со всевидящим оком.
«Благовещение» © ksta.de / report-k.de
«Воскрешение» (2023) Иисус с флагом победы и плачущие женщины. © domradio.de
Первое витражное окно работы Люперца было установлено в хоре Маккавеев в декабре 2005 года. В период с 2005 по 2010 год в двух трансептах церкви Св. Андрея было создано двенадцать витражей современного дизайна, в которых соседствуют темы Ветхого и Нового Завета: Хор Марии (пиета в интерпретации Люперца) и пять витражных окон на тему о братьях Маккавеях.
С точки зрения игры света - сплошная дисгармония, какофония, но яркая, жизнерадостная, пока не присмотришься к деталям. Тема нижней части окон: братья Маккавеи, которые были замучены до смерти вместе со своей матерью Соломонией за то, что они придерживались своей еврейской веры. Святые мученики дохристианских времен. Хорошо различимы разноцветные черепа Маккавеев: розовый, зелёный, бирюзовый, фиолетовый, жёлтый, красный, синий. По замыслу автора, трагическая картина, помимо всего прочего, связана с современной антивоенной тематикой.
Отрубленные конечности братьев, которые я приняла было за розы.
Маккавеи, в христианской традиции, стали символом несгибаемости и стремления добиться максимальной строгости в соблюдении заповедей. В Православной церкви день памяти Семи святых мучеников Маккавейских, 1 (14) августа, обычно совпадает с началом Успенского поста, и в народе называется Медовый Спас или «Мокрый Маккавей».
Окно справа: Распятие. Полыхает пламя, горят люди. Пытки, смерть и тело Христа на кресте. Мученики Ветхого Завета и тема Страстей Христовых. Меня более всего смущает авторское решение с использованием красного цвета. По замыслу, вероятно, должны были быть обозначены стигматы, капли крови от тернового венца, но на руках - это уже не стигматы вовсе.
Окно с изображением покровителя кельнских пивоваров St. Peter von Mailand было представлено 30 июня 2020 года. Этот святой связан со святым Андреем и Доминиканским орденом.
Дело тут не в условности (наивности, примитивизме) изображения. Представьте. Школьный урок рисования, пятиклашки старательно размахивают кисточкой и серобуромалиновят палитру. А где-нибудь на первой парте (чтоб под присмотром учителя) сидит юный художник, он не только голову дома забыл, но и акварельные краски, и русует он каляку-маляку плохо заточенными цветными карандашами. Тот самый случай.
Кто тут демонстрирует голую по, кто изображен в голубой тунике, я, увы, не знаю. Пугающе выглядит лицо в центре круга: яростный взгляд, зубастый растянутый рот.
Меня очень интересовало окно Иосифа (Joseph-Fenster, 2020 год). Иосиф с пилой в образе плотника. Соседство модернового витражного окна и резной скульптуры напоминает ситуацию, когда шуруп вбивают в стену с помощью молотка.
Западная стена, северный трансепт. Изображение не так просто разыскать (я не нашла). Автопортрет, сам Маркус Люперц как Teufelchen (Teufel, бес, дьявол, черт) смотрит на прекрасного Ангела, изображенного чуть выше. Майеринг с восхищением и лёгкой улыбкой говорит о том, что мастер таким образом увековечил себя на этом витражном окне. Подробный рассказ Майеринга о витражах Люперца можно послушать на сайте domradio (2023).
Чудотворный образ «Богоматерь неустанной помощи».
Входная бронзовая дверь с «золотой» птицей.