На этой фотографии можно рассмотреть шесть конных статуй из восьми, размещенных на Западном фасаде. Каменная процессия состоит из 20 коронованных всадников.
Хроника сообщает, что в 1291 году городской совет Страсбурга решил разместить на фасаде «самых важных королей», совершивших великие для страны дела. Выбор пал на трёх монархов, проявивших себя особыми покровителями церкви, собора и города: Хлодвига I, Дагоберта I и Рудольфа фон Габсбурга. Короны, мечи и скипетры подчеркивали величие всадников. Во времена Французской революции эти государственные регалии стали жертвой иконоборчества, к счастью, фигуры всадников были сохранены. Нанесённый ущерб был устранен после 1811 года путём небольших вмешательств.
На уровне окна-розы слева (с северной стороны западного фасада собора) - Хлодвиг I - король франков в 481/482-511 годах из династии Меровингов. Хлодвиг первым из франкских королей принял крещение, крестив и 3000 своих воинов. Слева, рядом с окном-розой, восседает на коне Дагоберт I - последний король из рода Меровингов, коронованный в 629 году, он считается самым могущественным правителем своей эпохи, подчинившим Бургундию и Аквитанию. Справа от окна-розы - Рудольф фон Габсбург, основатель Австрийской монархии Габсбургов.
Рудольф фон Габсбург / на парад всадников на фасаде собора можно полюбоваться благодаря пронырливым мирным дронам.
На протяжении веков пространство четвёртого опорного столба на южной стороне западного фасада оставалось свободным. В 1823 году пустующее место занял Людовик XIV, в 1940 году, во времена немецкой оккупации, французского монарха свергли с пьедестала, но спустя пять лет возвратили на место. Людовик XIV - единственный монарх, голова которого увенчана лавровым венком. Остальные 16 королей и императоров Франкской и Священной Римской империй появились на фасаде собора позднее, только к 1890 году. Здесь все:
https://www.inreiselaune.de/chlodwig-dagobert-rudolf-von-habsburg-am-strassburger-munster/ Статуя Людовика XIV, символизирующая присоединение Страсбурга к Французскому королевству в 1681 году, была установлена 25 августа 1823 года, о чем свидетельствует надпись на пьедестале. Скульптор Jean Vallastre. После присоединения Эльзаса-Лотарингии к Третьему рейху скульптура была демонтирована (приказ гауляйтера от 17 февраля 1941 г., демонтаж был произведен в мае 1941). 23 ноября 1944 года Страсбург был освобожден, и уже 22 января 1945 года, хотя война еще не закончилась и ожесточенные бои продолжались на севере Эльзаса и вокруг Кольмара, мэр Страсбурга Charles Frey (1888-1955) поинтересовался местонахождением статуи и потребовал немедленно вернуть её на место. Подъём отреставрированной статуи производился в мае 1946 года, при подъеме задней части скульптуры, которую предполагалось установить первой, на высоте 15 метров верёвка оборвалась, круп лошади разбился. Вероятно, верёвка была повреждена в результате меткого выстрела снайпера. Повторный подъем и установка статуи Людовика XIV были осуществлены в сентябре 1946 года под бдительным присмотром полиции.
До реставрации. Здесь фото:
https://www.amis-cathedrale-strasbourg.eu/de/2023/05/17/ludwig-xiv-am-strasburger-munster-angeschossen-2/
Северный фасад.
Богато украшенный портал св. Лаврентия на северной стороне Страсбургского собора, созданный между 1494 и 1505 годами, считается шедевром периода поздней готики.
Пусть будет эта старая фотографии, всё дело в шляпе.
© catalogo.beniculturali.it ATTRIBUZIONI: Frères Bisson (1852-1863). Strasbourg Münster Laurentius portal.
Портал построен Якобом фон Ландсхутом ( Jakob von Landshut) и украшен фигурами в натуральную величину работы Ганса фон Ахена ( Hans von Aachen, 1502-03).
Слева - Поклонение волхвов. Мария значительно выше трёх королей. В правой части портала изображены св. Лаврентий, папа Сикст (в тиаре с книгой в руках) и три безымянные фигуры. Под выступающим навесом - полускрытая статуя Христа. Спаситель держит земной шар, на котором прикреплен крест.
© википедия
Вернёмся в собор. Часовня св. Екатерины (Katharinenkapelle) на южной стороне. За красной (закрытой) перегородкой находится колонна Ангелов см. Часть 1.
Перед капеллой установлены статуи святых: св. Елизаветы Тюрингской, апостола Андрея, св. Екатерины и Иоанна Крестителя. Покровительница часовни св. Екатерина с пыточным колесом в руках, Иоанн Креститель с изображением ягненка.
фото © inreiselaune.de
Деревянная фигура Жанны д'Арк в боковой нише часовни. Она была вырезана в эльзасской мастерской, доспехи и меч привезены из Парижа. Своей победой над англичанами в Столетней войне Орлеанская дева проложила путь к освобождению Франции от иностранного правления. Размещение фигуры мученицы в соборе в 1937 году имело некую национально-патриотическую окраску. Немцы заняли Страсбург в 1940-ом, статую убрани. Четыре года спустя, после освобождения Страсбурга 23 ноября 1944 года, святая Жанна возобновила своё патриотическое служение в соборе.
Великолепный готический ребристый свод XVI века и витражи. Хотелось обратить внимание на витражи. Окна на южной стене более восьми метров в высоту. На них изображены двенадцать апостолов, а также Мария Магдалина и св. Марфа. Рассмотреть двухметровые фигуры в деталях достаточно сложно.
Из восьми старых окон капеллы осталось шесть. Двойное окно на торцевой стене часовни было разрушено в 1683 году. С 2015 года это окно носит название «Fenster der hundert Gesichter» / «Окно ста лиц». Работа художницы Véronique Ellena и мастера-стеклодува Pierre-Alain Parot.
Стрельчатое «Окно ста лиц» имеет два восьмиметровых проема, один с двумя остроугольными окончаниями, другой с тремя.
Слева: фото © Véronique Ellena Справа: вид снаружи капеллы.
Hans Memling (etwa 1433-1494) Витраж создан по мотивам картины фламандского художника Ганса Мемлинга «Благословляющий Христос», датированной 1481 годом. Картина находится в бостонском музее. Справа: фрагмент витража «Окно ста лиц».
Фоновых лиц на витраже порядка двухсот. Кто все эти люди, как бы представляющие человечество? Непонятно, откуда были взяты изображения мужчин и женщин для создания коллажа в часовне св. Екатерины, случайные «пустые» лица совершенно не соответствуют теме, да и само гигантское изображение Спасителя в окне скорее напоминает рекламный плакат, афишу, не витраж. Хотя идея подобных копозиционных изображений мне нравится. Отвлечемся от собора, чтобы прочувствовать разницу. Каждый мозаичный элемент несет в себе частичку общей идеи, воспринимается как отголосок времени:
А это Флоренция. Галерея Уффици. Коллаж / Googlegram «Бездомный» из 10.000 google images (2005). Автор: Joan Fontcuberta.
Среди изображений можно поискать 25 самых известных людей мира по версии журнала Forbes (2004). Искала портрет Абрамовича, но не уверена, что нашла.
Ещё один интересный витраж в Страсбургском соборе крупным планом. Южная сторона, нижний ярус. Ближайший к часовне св. Екатерины. В самом восточном окне южного нефа можно полюбоваться жизнью Марии, рождественской историей и детством Иисуса с художественной точки зрения мастеров XIV века. В этом варианте истории три белых мудреца преподносят свои дары, никого не обижая отсутствием разнообразия. Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея, в данном случае жестокая сцена разворачивается прямо перед троном Ирода.
Вид на окно снаружи.
Это витражи самого западного окна южного нефа. Страшный суд. Преисподняя.
В южном приделе (в боковом нефе с южной стороны собора) находится пять витражных окон, которые датируются XIV веком (ок. 1330-1340 гг.) и изображают сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа.
Витражи в северном боковом нефе относятся к романскому периоду (XIII век, ок. 1255-60 гг.). На витражах представлены короли и императоры Священной Римской империи. Пять витражных окон в нижнем ярусе, изображающих 19 германских императоров (галерея императоров).
Два витража, ближайших к входу/выходу. Северная сторона (вход) / южная сторона (выход).
Можно разглядеть сюжеты библейского предания из книги Бытия, Ветхий завет → далее по северной стороне идёт галерея императоров.
Адам, загорелый черноволосый. Ева блондинка. Фиговые листочки - первая одежда, которую использовали Адам и Ева - свежи, зелены и четко обозначены.
Витраж аспиды, восточная сторона: Дева Мария с поднятыми руками. Витраж был подарен Страсбургскому собору Советом Европы в 1956 году. Над головой Девы Марии размещен венок из 12 золотых пятиконечных звёзд, как на европейском флаге. Витраж, который первоначально находился на этом месте, был разрушен во время бомбардировок Страсбурга союзниками в 1944 году.
Страсбургская Богоматерь. Автор современного витража - французский художник Max Ingrand (1908-1969).
После проведения перепланировки внутренних конструкций собора в 1682 году исчезла часовня Святой Богородицы, были доступны часовни св. Лаврения и св. Екатерины, но образ Богородицы было сложно найти в соборе на протяжении столетий. Деревянную скульптуру, которой более 60 лет, извлекли из недоступного для публики склепа, покрыли полихромным слоем краски и поместили в северном нефе, где она теперь встрнечает всех верующих с распростертыми объятиями (деревянная скульптура XX века на фото слева).
Богородицу с поднятыми вверх руками также можно увидеть, если присмотреться к органу. Внизу, рядом с Самсоном, разрывающим пасть льву, находится фигура городского трубача. На фанфарном флаге (вымпеле) можно увидеть узнаваемое изображение. Оригинальный флаг XVII века хранится в музее. Орган конструкции «ласточкино гнездо» (Schwalbennestorgel): старый готический футляр XV века и новый механизм (1981 г.)
фото © википедия
Rosenfenster. Центральное окно-роза Страсбургского собора имеет диаметр 13,6 метра (ок. 1318 г) состоит из 16 «лепестков».
Не знаю, с какой стороны окно-роза выглядит более впечатляющим, в цвете розового песчаника со стороны главного Западного фасада или на просвет. Мне хотелось собрать впечатления русских путешественников XIX столетия, что ни имя, то история.
Башня
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской академии наук (1886) - был восхищен Страсбургским собором.
«Мы в Страсбурге. Наружным видом Страсбург вполне соответствует своему пограничному положению. Это французом прикинувшийся немец, и переход тем менее резок, что оба соседние народа мало-помалу подвергаются взаимному влиянию и перенимают друг у друга. Дома немецкие, большая часть населения говорит дурным немецким языком, хотя все понимают по-французски.
Основной план всех средневековых соборов неизменен; крест, переходящий в стрельчатую розу. Сколько грации в этой розе! Она вся убрана самым усидчивым и нежным женским рукодельем - кружевами. Но в том-то и заключается могучая сила средневекового зодчества. Оно умело высказать свой задушевный мотив в самых тесных рамках символа. Перед вами снова возникает лик гольбейновой Мадонны. Вам тяжко, страшно и вместе с тем легко до слез. Это не наши современные здания, в которых холодные камни сплочены с целию укрывать человека в ничего не говорящих клетках от непогоды. Тут, слава Богу, нет внешней цели или, по крайней мере, она вся принесена в жертву идеалу. Этот камень, светло и легко вознесенный верою из праха - это возвышенная, страстная песнь мистического хора, окаменевшая под небом. Взглянув на сквозящую башню, на тонкие, воздушные колонны, ее облегшие, не веришь глазам. Кажется, от малейшего дуновения все рухнет, - а между тем все это вечно. На какую бы точку громады ни упал взор, он поражен прелестью исполнения и причудливым вымыслом подробностей. Какая сила! какое искусство! Только бесстрастная тупость и пламенная гениальность способны на такой труд, убийственный своею мелочностию».
Я долго искала, как же назывались горгульи в XIX веке. О горгульях упоминал Афанасий Афанасьевич, правда, уже будучи в Париже (в парижском Нотр-Даме горгульи ближе, но одно к одному):
«..по поводу Страсбургского собора я говорил уже о впечатлении, произведенном на меня готическими памятниками. Все эти головы крылатых чертей, виднеющихся по углам карнизов; все тонко задуманные и грубо исполненные фигуры рыцарей и аскетов умиляют и переносят в наивный период непосредственности так же неизбежно, как неизбежно злят и отвращают все современные пластические памятники, тонко и тщательно исполненные и плоско задуманные...»
Ernst Schwedeler-Meyer (1867-1934) в книге «Die Skulpturen des Strassburger Münsters» (1894) рассказывает о горгульях Страсбургского собора, более внятного описания мне найти не удалось. Да и рассмотреть мне их толком вот уже в который раз не удалось.
Есть ряд скульптур, которые носят чисто декоративный характер, как например вертикальные горгульи над Галереей Апостолов (см. на фото собачка). Романские и, следовательно, самые старые - две львиные головы, прикрепленные к фронтону северного трансепта (см. фото). Ernst Schwedeler-Meyer обращает внимание на головы животных со странным человеческим выражением на южной стороне собора, тут стоит присмотреться, к примеру, к улыбающемуся ослу, который напоминает Donkey, верного спутника Шрека.
Вот что хотелось бы разыскать и рассмотреть на фотографиях, так это горгульи на внешней стороне часовни на южной стороне (речь, насколько я понимаю, о часовне св. Екатерины), Ernst Schwedeler-Meyer пишет про мужчину и трех женщины с замысловатыми прическами, украшенными перьями. Названия причесок этих трех дам: la petite palissade, la double palissade, а третья прическа - a la grecque. Самая большая из всех горгулий находится в северном нефе; теперь она скрыта часовней Св. Мартина (Martinskapelle, сегодняшняя часовня св. Лаврентия, северная сторона), длина этой горгульи 1 м 80 см.
Немецкое название «Wasserspeier» - украшение водосточного желоба. Горгульи / Гаргульи.
Все фото из сети.
Собачка Фото © 2013 Tom Bartel / © strasbourgphoto.com
Французское название горгульи - Gargouille, в английском языке: Gargoyle, родственное немецкому «gurgeln».
Горгульи от глагола gurgeln - булькать, полоскать. Gurgelwasser - средство для полоскания.
Пра-пра-пра наших любимых водосточных труб, опоэтизированных и многократно воспетых. Помните, Владимир Владимирович писал в 1913 году: А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
У Новеллы Матвеевой есть (ах!) какие строки:
Дождь, дождь вечерний сквозь водосточные трубы.
Мокрые стены, зеленая плесень да мох...
Ах, эти трубы! Сделали трубочкой губы,
Чтобы прохожим выболтать тайны домов.
О горгульях хочу процитировать. Это парижское, но ведь Страсбургский собор всё тот же Нотр-Дам, только страсбургский (фр. Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg)
Мы обошли по кругу Нотр-Дам.
Чтоб от жары и жажды не свалиться,
в кафе напротив пили чай,
и нам
горгульи корчили свои горгульи лица.
© Татьяна Щербанова
У водостока мира горгульи-крючколовы
По каплям собирают жизнь серебром столовым.
©Оксана Благодатова
*
Башни пиками взмыли в небо, будто стражи у горних врат,
С крыш горгульи - от века к веку - вниз на суетный мир глядят.
В дождь вплетается скрежет грубый, будто тьму извергает бес,
И у нечисти стынут губы от холодной воды с небес.
N.
Как это работает во время дождя, я фотографировала в Кёльнском соборе:
https://n-dank.livejournal.com/129089.html Страсбургский собор. Рассказ о деталях. Витражи, скульптура, астрономические часы. Часть 1. Страсбургский собор. Рассказ о деталях. Западный фасад. Часть 2. Страсбургский собор. Витражи. Горгульи (гаргульи). Стихи. Часть III Страсбургский собор. История о женщине-скульпторе XIII в. Сабине (Sabina von Steinbach). Часть 4.