Страсбургский собор. Рассказ о деталях. Витражи, скульптура, астрономические часы. Часть 1.

Jul 10, 2024 18:13

Страсбургский собор / нем. Liebfrauenmünster zu Straßburg / Straßburger Münster / фр. Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg - один из самых важных соборов в истории европейской архитектуры и одно из крупнейших зданий из песчаника в мире. Возведение собора на месте сгоревшей в 1007 году церкви периода Каролингов началось в 1015 году. С 1647 по 1874 год собор был самым высоким сооружением, построенным в Средние века: высота северной башни 142 метра.

Южный фасад / Северный фасад




Сравнение с высотой пирамиды Хеопса: Высота (первоначально) 146,60 м / Высота (сегодня) 138,75 м
Русский историк Н. С. Всеволожский «Путешествие... совершенное в 1836-1837 г.»



Иоганн Вольфганг фон Гёте будучи студентом часто поднимался на башню, преодолевая боязнь высоты. По настоянию отца-юриста молодой Гёте отправился в Страсбург изучать право. Влюбившись с первого взгляда в дочку местного пастора Фредерику, Гёте свои стихи посвящал вспыхнувшим чувствам, а не грандиозной соборной башне. Возвращение студента летом 1771 года во Франкфурт и разрыв отношений стал тяжелой трагедией для девушки. До конца своей жизни она так и не вышла замуж.

Стоит упомянуть о работе Гёте под названием «О немецком зодчестве» («Von deutscher Baukunst», 1773), посвящённой архитектору Страсбургского собора Эрвину фон Штайнбаху (1244 - 1318). Гёте называл Штайнбаха гением, образно сравнивая с Прометем, приписывал ему божественную творческую созидательную силу, подобную силе творца небесного: «... gleiches Schicksal mit dem Baumeister, der Berge aufthürmte in den Wolken». Сам собор сравнивал с «высоким, широко разветвлённым древом Божьим» («hocherhabenen, weitverbreiteten Baume Gottes»). В немецком литературном  движении «Буря и натиск» гением считался тот, кто являлся образцом человека с выдающимися творческими способностями, тот, кто действовал в соответствии со своими индивидуальными ценностями, нормами, планами и идеями. Гений был воплощением самореализации человека, гением считался тот, кто совершил нечто направляющее, путеводное, указывающее на ориентиры для будущего или настоящего (etwas Wegweisendes). В свете этих идей Гёте рассматривал деятельность фон Штайнбаха. Он испытывал благоговейное восхищение перед Страсбургским собором и его создателем.

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792): «Между прочими вещами примѣчательна въ Страсбургѣ колокольня, уже не Ивану Великому чета. Высота ея престрашная, она же вся сквозная и дырчатая, такъ что кажется всякую минуту готова развалиться».

Денис Иванович прав, другой такой «сквозной и дырчатой» готической ажурности не сыскать, стены будто опутаны тончайшей, наполненной воздухом, паутиной конструкций.



Вот этот отрывок о Гоголе хочу сохранить:



Южный фасад







Женские фигуры в Экклесии и Синагоги символически представляют, с одной стороны, «победившую» христианскую церковь, а с другой - иудейскую религию Ветхого Завета, «побежденную» христианством.




Оформление портала относится к 1225-1230 г.г. Мадонна под часами появилась в XIX столетии.
Ecclesia (лат. ) - название Христианской церкви. Экклесия с высоко поднятой головой, в правой руке древко креста (знамя) победоносной церкви, в левой - чаша, в которую была собрана кровь Спасителя. Синагога изображена отвернувшейся, покров закрывает ее глаза, она слепа к спасению. Древко её копья сломано, корона упала, скрижали выскальзывают из рук. Их часто изображают подобным образом, однако, две скульптуры в Страсбурге относятся к числу абсолютных шедевров того времени. Неизвестного мастера часто называют Мастером Экклесии. Над каждой из двух фигур находится сень с надписью:
«Mit Christi Blut überwind Ich dich.» - над фигурой Экклесии.
«Dasselbig Blut, das blindet mich.» - над фигурой Синагоги.
Над головой царя Соломона - поясная статуя Христа, несущего в левой руке земной шар, правая поднята в благословении.





Под статуей Соломона - иллюстрация известной притчи о двух женщинах и ребёнке. Каждая из женщин утверждала, что это её ребёнок, и хотела забрать его себе. Царь Соломон приказал рассечь ребенка надвое, имея целью испытание материнской любви.
Южный портал, солнечные часы ок. 1493 г. © wikimedia.org




В двух арочных полях над дверями размещены два рельефа: Успение Богородицы и Коронация, под ними: Погребение Марии и Вознесение.
Три апостола стояли в каждом из четырех дверных проемов двойного портала.

«Успение Богородицы». Женская фигура, сидящая перед ложем - это самая красивая фигура на изображении, пропорции, необычная поза (правая ступня обращена к зрителям) и обработка складок одежды указывают на высокое мастерство камнереза. У изголовья постели склонился апостол Пётр, у изножья - апостол Павел. За одром, в центре полукруга, изображен Христос, в левой руке он держит душу Марии в виде облаченного в длинное одеяние молящегося ребенка, правой рукой благословляет. Чувства страдания и боли апостолов переданы сильным наклоном головы, а у Иоанна и двух других апостолов - старинным мотивом: рука под щекой.
«Погребение». По преданию, носилки, покрытые длинной тканью, несут два апостола, Павел и Пётр.



«Коронование Марии» (два ангела по бокам) и «Вознесение».



Статуи апостолов были уничтожены во времена Французской революции, центральную фигуру Соломона и перемычки с рельефами «Несение гроба» и «Успение Богородицы» постигла та же участь, они были воссозданы в XIX веке. Статуи Экклесии и Синагоги на портале заменены копиями, оригиналы находятся в музее.

Оригиналы. © Ernst Schwedeler-Meyer (1867-1934) Die Skulpturen des Strassburger Münsters.



О деталях. На постаменте Синагоги - два борющихся ребёнка (или гения). Сравните с мраморной группой путти работы Paul Heermann (1673-1732): The Chastisement / Züchtigung / Наказание (1712). Мраморная композиция хранится в Дрездене (Staatliche Kunstsammlungen Dresden).
Вот здесь рассказывала: https://n-dank.livejournal.com/151592.html




Южный портал, реконструкция (с фигурами апостолов). Сразу за этими дверьми находится знаменитый столп Ангелов и уникальные механические часы.



Ангельский столп (Engelspfeiler). Судный столп (Сцена Страшного суда). Столп Ангелов.
Столп (колонна) имеет высоту 18,80 м. Он стоит на восьмиугольном основании диаметром один метр.
Двенадцать статуй, расположенных в три ряда один над другим, по четыре фигуры в каждом. Внизу изображены четыре евангелиста на постаментах, украшенных символами евангелистов: Марк со львом, Лука с тельцом, Матвей с ангелом и Иоанн Богослов с орлом. Над ними четыре ангела с трубами, три ангела, несущих орудия Страстей (лат. Arma Christi: крест и гвоздь, терновый венец и копье), и фигура Христа. Христос изображен восседающим на престоле как Судья мира. Воскресших людей можно увидеть под его троном на постаменте. Когда-то фигура Христа, его одеяние и трон были раскрашены. Особенно притягивали взгляд окрашенные в красный цвет стигматы.




Ангельский столп находится в южном трансепте Страсбургского собора. Его создание датируется XIII веком, ок. 1225-1240 г.г. Автор неизвестен, но известно, что ему принадлежат также композиции «Успение Богородицы» и «Коронация Богородицы» в тимпанах портала южного трансепта и фигуры Экклесии и Синагоги. Его называют мастером Экклесии.




Фото © Smarthistory



Восхитительна форма крыльев ангелов, напомнившая мне изящную изогнутость геометрической школьной линейки-лекало.




Золотым ободком я обвела фигуру под стрельчатыми сводами балюстрады. В 1852 году в Straßburger Münstersagen была опубликована забавная легенда. Как-то раз немецкий архитектор Erwin von Steinbach (1244 - 1318) - один из главных зодчих Страсбургского собора - увидел рядом с колонной причитающего человека, который предполагал, что тонкая колонна не выдержит тяжести свода и вот-вот рухнет. Эрвин фон Штайнбах был уверен в надежности конструкции и попытался было успокоить незнакомца, а затем привел его в свою мастерскую и заставил позировать. Когда скульптурный портрет критически настроенного человека был готов, фон Штайнбах разместил его на баллюстраде со словами: «Отсюда открывается лучший вид на великолепную колонну Ангелов. Ты останешься здесь до тех пор, пока она не рухнет. Располагайся поудобнее». Колонна до сих пор стоит, гость на балюстраде много столетий дожидается её падения. Называют даже имя этого человека: Baumeister Hans Hammer, хотя годы жизни этого мастера и датировка создания колонны не соотносятся по времени. На Дзене подробно пересказана данная история, Ганс Хаммер назван там ждуном.




Стоит обратить внимание на витражи чуть выше фигуры приглядывающего за колонной ждуна. Справа: Святой Христофор.




Работы по реставрации 10-ти метрового витража XVI столетия с изображением Святого Христофора производились с 2014 года по 2019 год. Он был восстановлен в мастерских Parot à Aiserey (Côte-d’Or). В XVII веке изображение (особенно одеяние) было по какой-то причине чрезмерно фрагментировано (возможно, что мастерам стеклодувам платили за работу поштучно?), что затемняло витраж, трудно было рассмотреть детали. Отдельные участки сети заменили по технологии Tiffany® (опрессовка стекла медной луженой окантовкой).

До и после.




© culture.gouv.fr



Рядом с колонной находится подвальное углубление, куда туристы сквозь красивую фигурную решетку бросают монеты и купюры (и паспорта).




Астрономические часы в Страсбургском соборе пользуются невероятной популярностью среди туристов. Первые механические часы для собора носили название Dreikönigsuhr - «Часы Трёх королей», они были завершены в 1353 году и находились на западной стене напротив нынешних часов. Там уже был календарь, изображения звезд и трёх волхвов, которые двигались и каждый час склоняли головы перед Девой Марией под звуки колокольчиков. От тех часов остался лишь машущий крыльями петух (оригинал хранится в Musée des Arts Décoratifs рядом с собором). В 1567 году городской магистрат решил построить новые часы, к работе привлекли математиков, механиков, скульпторов, художников (Mathematiker Christian Herlin, dem Arzt Michael Herr und dem Theologen Nikolas Bruckner). Часы прослужили с 1574 до 1789 года. В 1788 году астрономические часы внезапно остановились из-за возраста и ржавчины и в неработающем состоянии находились пятьдесят лет. В 1838 году французский часовых дел мастер Jean-Baptiste Schwilgué приступил к разработке нового уникального механизма часов. Работа была завершена в 1842 году. В этом варианте представлены орбиты Земли, Луны и известных на тот момент времени планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является «механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси - один оборот занимает 25.800 лет». Это единственные часы в мире, которые отбивают 13 ударов.

Обратите внимание на портрет Коперника, он сохранился со времен второго варианта, именно тогда было принято решение разместить портрет астронома и математика на корпусе часов. При конструировании сложного механизма астрономических часов мастера учитывали расчеты движения планет Солнечной системы по орбитам, которые описывал Николай Коперник.
Вычитала вот здесь: https://people.kursksu.ru/?p=2556
«...именно в Страсбургском соборе, на колонне рядом с часами, был помещен в начале 1570-х годах старейший портрет Николая Коперника, кисти швейцарского художника Тобиаса Штиммера (Tobias Stimmer). И, кстати, надпись на картине гласит «NICOLAI COPERNICI VERA EFIGIES EX IPSVIS AUTOGRAPHO DEPICTA», то есть «Наиболее точное подобие Николая Коперника на основе его собственноручного автопортрета»».

Бой часов с движением фигур раздается в 12:30: начинают движение фигуры, символизирующие возраст человека. Выше: Апостолы проходят перед Христом. Петух, сидящий на башенке слева, хлопает крыльями и кукарекает. Трижды кукарекает, что призвано напомнить о троекратном отречении Петра. Ангелок переворачивает песочные часы в руках. Земной шар проворачивается вокруг своей оси один раз в 15.000 лет. В 2019-ом году проводились реставрационные работы без остановки механизма часов. Подробно про реставрацию: https://www.herder.de/cig/cig-ausgaben/archiv/2019/5-2019/der-kosmos-der-zeit/



Справа виден Ангельский столп и витраж со святым Христофором.
Фото © herder.de



На youtube есть хорошее видео с двигающимися фигурками: Astronomische Uhr im Straßburger Münster.

Часть вторая. Западный фасад. https://n-dank.livejournal.com/266517.html?newpost

тема 2, фото

Previous post Next post
Up