Платье полонез. Robe à la polonaise. Фарфоровая статуэтка с секретом (продолжение темы).

May 15, 2024 00:03

Нашлась гравюра, которая вдохновила создателей фарфоровой статуэтки в конце XVIII столетия.

© meisterdrucke Гравюра Galerien der französischen Mode und Kostüme, ок.1778-87
© аукционное invaluable. Производитель: саксонская фирма Carl Thieme Potschappel.





О занимательной статуэтке с секретом я подробно рассказывала в этой теме:
Турнюры. Термин „Cul de Paris“. Фарфоровая статуэтка с секретом.



1778
Художник Pierre Thomas Le Clerc (1740-1796)
Gallerie des Modes et Costumes Français, 1778-1787, gravure n° G 37
Femme en Robe à la Polonoise, de tafetas rayé, garnie de gaze, remettant sa jarrietiere, et laissant voir la belle jambe.
Источник: https://zhaoqiansunli.org/product_details/36896481.html



Есть в сети такой вариант гравюры.



Galerie des modes et costumes français Где-то на рубеже веков XIX-XX (после 1892 г.) гравюры XVIII столетия были переизданы.



Несколько примеров Robe à la polonaise XVIII столетия.
Начинается подборка гравюр именно с дамы с чулочком Pl.1 Согласно описанию: Polonaise(1) courante, ou polonaise en frac. Две стороны полонеза оченьь короткие, а третья длинная.




Robe à la polonaise Pl.2 Крылья и закругленный хвост поднимаются очень высоко, как и на предыдущей гравюре, с помощью лент или шнуров.





Polonaise en Triton Pl.136 Модные тенденции с приданием пышности форм сзади при помощи подушечек и т. д., якобы в стремлении подражать хвосту тритона.





Robe à la Cléophile Pl. 135 Платье Клеофиль (актриса при дворе Людовика XV?)




Polonaise de toile blanche Pl.89 Белое полотно с расшитым бордюром. Эти платья казались очень практичными, особенно в сельской местности.




Camisole a la Polonaise Mitigée Pl.132 Камзол (кофточка) в стиле «полонез» и Chat engora - ангорская (?) кошка. Эти кошки стремительно вошли в моду. Их появление во Франции почти полностью обрушило моду на пуделей или длинношерстных собак. Однако, сложность приручения кошек стала причиной возвращения маленьких собак, которых носили под мышкой.





Платье полонез (польское платье) - женское платье, получившее распространение в конце 1770-х годов, и вновь вошедшее в моду через столетие в 1870-х. Считалось, что его вид был позаимствован из польского национального костюма «контуш». Платье с V-образным вырезом спереди и несколькими юбками: одной или более нижним юбками и верхней юбкой, которая была приподнята и задрапирована. С конца XIX века термин «полонез» обозначал также облегающее верхнее платье, которое переходило в длинные полотнища, располагавшиеся поверх нижней юбки, с драпировкой и без.

1. Первый полонез. Юбка платья присборена сзади с помощью двух шнуров или лент. Присобранное в двух местах платье создает оптическое деление юбки на три части, что, вероятно, и послужило причиной названия, связанного с Польшей. Разделы Польши начались в 1772 году, когда полонез вошел в моду. Пышность юбки сзади подчеркивалось Cul de Paris - «кю де Пари», на французском звучит красиво, а вот дословно переводить совсем не обязательно (см форфоровую статуэтку, читайте тему по ссылке).

Пример крепления:
Слева: юбка удерживалась при помощи тесьмы, пришитой к внутренней линии талии платья и застегивающейся на пуговицы, расположенные на внешней линии талии.





Цитата:
«La polonaise avait beaucoup d'ouverture au corsage, et une jupe courte, coupée et relevée de manière à former trois pans : deux sur les côtés, qui étaient les ailes, et la queue par derrière». © Le Moniteur de la mode 1878 (из истории «La polonaise». Отсылка к мемуарам Les mémoires du marquis de Valfons).
Полонез имел очень открытый лиф и короткую юбку, скроенную и приподнятую таким образом, чтобы образовать три полотнища: два по бокам, которые были крыльями, и хвост сзади.

Jean-Michel Moreau, Le Rendez-vous pour Marly, engraved by Carl Guttenberg c. 1777.



2. Второй полонез. В конце 1794 года в моду вошел фасон платья, который был объединен с предыдущим полонезом скорее названием. К слову, к тому моменту как раз закончился третий раздел Польши. Фасон несколько преобразился, но детали нужно изучать внимательнее. Этот полонез был открыт спереди (я бы сказала, как и первый, а вот третий период отличается существенно).

3. Третий полонез. Название «полонез» постоянно присутствует при описании модных фасонов 1870-ых годов. С названиями и фасонами существует определенная путаница, фасоны меняются стремительно, разобраться в их многообразии очень сложно: подразумевается ли тип драпировки а-ля «полонез» или же термин «полонез» применяется к различным предметам одежды. 1870-ые - время появления турнюров, которые в определенный момент очень напоминают «Cul de Paris». С 1870-ых «Cul de Paris» стали называть турнюром, с поправкой на технологии изготовления и материалы.

Своеобразно видоизмененное кутюрье XIX столетия платье полонез сначала было простым драпированным, без украшений. C'était la simple robe du moyen-âge «à la Marguerite» de Faust, aucune forme particulière, aucun relevé d'ordonnance - напоминало простое средневековое платье «а-ля Маргарита» Фауста, без какой-либо конкретной формы. Мода подстраивалась под формы своей модели, скрывая недостатки и подчеркивая достоинства.
Цитата:  «Mais il fallait une telle perfection de taille pour supporter cette élégante simplicité, que les faiseuses furent obligées de recourir à la fantaisie, et la polonaise devint la polonaise à falbalas». © Le Moniteur de la mode 1878 (из истории «La polonaise»)

XIX столетие. Возвращение полонеза.

Revue de la mode 1873
- Демисезонный костюм. Нижняя юбка из плотного зеленого бархата. Полонез из вышитого сукна, длинный жилет из такого же бархата, застегнутый на четырнадцать больших полированных серебряных пуговиц. Перед и края полонеза богато расшиты зеленой листвой. Открытый рукав с большой вышитой манжетой.
- Жакет полонез из кашемира, украшенный красивой золотой сутажной вышивкой.





Глядя на жакет, вспомнила как выглядел хвост тритона. Некая преемственность модного силуэта XVIII столетия в начале 1870-ых ещё присутствует.



- Гравюра номер 1305. В описании к гравюре 1876 года  указан полонез у девочки 4-5 лет под бархатным черным поясом. Черно-зеленый туалет у дамы: нижняя юбка со шлейфом, с плиссе и двумя рюшами. Полонез со шнуровкой сзади и отделкой из перьев (?).
- Гравюра номер 1312. Костюм серого цвета. Polonaise en sicilienne, квадратный спереди, с пуфом, поддерживаемым красной бархатной драпировкой сзади. Края отделаны (условно) красным бархатом и шелковой бахромой.
Журнал Le Moniteur de la mode 1876 год. Художник Jules David (1808-1892)  см. https://n-dank.livejournal.com/174415.html




Увы, перевод с французского сделать сложно. Описание гравюр 1305 и 1312.




1-2. Черный полонез из дамасского шелка с вырезом спереди. Воротник Валуа из дамасского шелка. Полонез надет на черно-белую юбку с рюшами. Спинка полонеза имеет изящную форму, украшена каскадом черного кружева вперемешку с атласными бантами, ниспадающими ниже талии.
Журнал Le Moniteur de la mode 1877



Полонез здесь напоминает верхнюю одежду.

тема 2, мода, гравюра

Previous post Next post
Up