Тема об одном из сказочных замков Людвига II Баварского (1845-1886). Замок/дворец Herrenchiemsee построен на острове баварского озера Chiemsee, которое из-за его внушительных размеров называют «Баварским морем» - озеро Химзе находится приблизительно в 70 км от Мюнхена. Король Баварии (1864-1886) из династии Виттельсбахов возжелал возвести свой собственный Версаль, по мотивам и историческим канонам, а также с огромным личным восхищением перед Людовиком XIV. Король-Солнце Людовик XIV, строитель Версальского дворца, был настоящим кумиром баварского короля. Но не о копировании или простом подражании шла речь, дворец Херренкимзее строился в традициях Людовика XIV, но на основе современнейших на тот момент достижений науки и техники. Людвиг II Баварский был приверженцем высоких технологий, Elektro-Pioniere. Дворец-замок Херренкимзее должен быть чуть больше чем Версаль не только по размерам, но и по фантастической роскоши и удобству. Людвиг II купил остров в сентябре 1873 года. Первый камень в фундамент Нового дворца на острове был заложен 21 мая 1878 года (на острове находился Старый дворец предыдущего владельца острова). На момент утопления баварского «сказочного короля» 50 из 70 комнат дворца-замка ещё не были обставлены.
Замок Херренкимзее - это самая дорогая резиденция Людвига II Баварского. По данным из википедии: расходы на прервавшееся в 1886 году строительство дворца превысили 16,6 миллионов марок - для сравнения: Линдерхоф и Нойшванштайн вместе обошлись королю в 14,7 миллионов. На внутреннюю отделку одной только Парадной спальни было израсходовано 4,5 килограмма сусального золота.
При поездке во Францию в 1867 году запланированное было посещение Версаля Людвигу II пришлось отложить из-за смерти дяди, а поездку во Францию в 1870 году пришлось отменить из-за нестабильной политической ситуации. И вот мечта сбылась. Правительство Франции почтило государственного гостя по случаю его дня рождения 25 августа 1874 года демонстрацией фонтанов Версаля.
Великолепные фонтаны успели возвести перед дворцом Херренкимзее, а уж воды-то в Баварском море было предостаточно в отличие от. Правда, в 1904 году уровень воды в озере упал.
Фонтан Latona-Brunnen
На мраморных ступенях, окружающих белоснежную статую римской Латоны (в древнегреческой мифологии Лето) - возлюбленной Юпитера (Зевса), родившей от него Диану (Артемиду) и Аполлона. Мифологический сюжет повествует о скитаниях Лето по Элладе, поскольку жена Зевса Гера запретила земной тверди предоставить Лето место для родов и т. д. Согласно истории Гомера после рождения детей Лето отправилась к истокам реки Ксанф в в греческой области Ликия, где нашла источник, из которого захотела напиться, но местные пастухи её прогнали и замутили воду, чтобы нельзя было утолить жажду. Тогда Лето превратила пастухов (ликийских земледельцев?) в лягушек и заставила жить под водой. 72 бронзовые позолоченные рептилии (точнее люди, превратившиеся в лягушек, черепах и водных монстров) украшают фонтан, правда, от позолоты нынче следа не осталось, но в источниках XIX века позолота упоминается.
Крупный план пыталась сфотографировать, увы, лягушка в кадр не попала.
Очаровательные сухопутные фотографии 1959 года. Fotograf: Willy Pragher © ddb
Фонтан в Баварии является копией фонтана в Версале. Помимо Латоны с детьми версальский оригинал украшают 174 позолоченные лягушки, ящерицы, черепахи, а также крестьяне, чья метаморфоза находится в процессе. Слева: Версаль. Справа: вид на замок Людвига Баварского с высоты птичьего полета, фото 1960 гг.
Фонтан Фортуны с аллегорическими фигурами.
Пароходики всё те же, традиции сохраняются.
Парный фонтан - фонтан Славы (Fama-Brunnen) с фигурами, аллегорически представляющими французские реки (правый фонтан перед фасадом дворца). Крылатая богиня Славы на Пегасе (у Пегаса крылья не вписались в композицию, но это именно Пегас). Чуть ниже изображены сражающиеся мужчины, Клио записывает имена победителей. Скульптор Rudolf Maison (1854-1904) (о его работах я недавно рассказывала в теме про бронзовые скульптуры императоров в Рейхстаге)
Фото © tripadvisor.de
1. Treppenhaus Парадная лестница.
Единственная моя фотография внутри дворца, помимо знаменитого павлина в вестибюле:
Павлины в замках Людвига II Баварского. Херренкимзе / Линдерхоф. На переднем фоне одна из хрустальных люстр.
Treppenhaus. Парадная лестница в южном флигеле. Фото © chiemgau.info
Помещение длиной 35 м, шириной 13 м и высотой 23 м имеет стеклянную крышу. Ступени, перила и пол выполнены из настоящего мрамора. На стенах скальола (искусственный мрамор) с богатой позолоченной лепниной, обрамляющей картины. Четыре фрески художника Франца Виднмана (Franz Widnmann) изображают аллегорические женские фигуры и купидонов (Amoretten), которые встречают входящих цветами. Четыре фрески художника Людвига Лескера (Ludwig Lesker) представляют торговлю, правосудие, сельское хозяйство, науку, искусство и армию. В центре находится фонтан: Диана с двумя нимфами, скульптор Philipp Perron (фонтан должен был выполнен из мрамора). Филипп Перрон (1840-1907) принимал активное участие в дизайне интерьеров замков Линдерхоф, Нойшванштайн и Херренкимзее. Он, к примеру, создал фигуру Святого Георгия снаружи главной башни замка Нойшванштайн и т. д.
Художник Franz Widnmann (1846-1910), ученик Пилоти, работал над декоративным оформлением дворцов и замков Людвига Баварского. Он работал в Линдерхофе, в Херренкимзее, во дворце в Мюнхене (разрушен во время войны).
В северном флигеле отделочные работы не начинались (актуальное фото).
© reitimwinkl.de
В нишах: Аполлон, Флора, Минерва и Церера, которые, как и фонтанная группа «Диана с нимфами», представляют собой гипсовые модели, выполненные не из мрамора, как планировалось. В овальных медальонах по углам фриза: «Четыре элемента» (огонь, вода, воздух, земля). Все скульптуры работы Перрона.
«Четыре части света»: Европа, Африка.
Америка, Азия (перепутаны подписи). Фотографии опубликованы в книге немецкой писательницы Луизы фон Кобелль (Luise von Kobell) изд. 1898 года.
К прибытию Людвига лестницу украшали заказанными в Голландии живыми цветами, ступени, ниши, колонны утопали в цветах.
«Лето и Весна»
2. Gardes du Roy
Поднявшись по великолепной лестнице и пройдя один из незавершенных залов, посетители оказываются в зале Gardes du Roy, как и в Версале зал королевских гвардейцев предназначался для телохранителей короля. Другое название: Hartschiersaal (от итал. Arciere = лучник) - это название рода войск, существовавшего в различных немецкоязычных монархиях сначала как гвардия, а затем исключительно как церемониальные домашние войска без какой-либо реальной военной задачи. В данном случае речь о баварской страже. Зал длиной 17 метров и шириной 10,3 метра.
В публикации 1890 года говорится, что в Хартшерзале находятся 24 алебарды*, ручки которых покрыты синим бархатом, а золотые гвозди изображают сияющее солнце. Алебарды стоят вдоль дверей, но никакого синего бархата на них нет. Отсутствуют ныне и синие бархатные шторы с объемной золотой вышивкой, с тяжелой золотой бахромой и держателями для штор из золотой проволоки. Стены зала украшают картины времен войны за испанское наследство. Картины здесь, как и в следующих залах, по большей части являются копиями версальских. Особого внимания заслуживает въезд Людовика XIV в Аррас работы Вильгельма Рёгге (Rögge). Роспись потолка представляет «Триумф Марса» и шесть картин работы Франца Виднмана (знаменитый искусствовед Фридрих Пехт называл «Триумф Марса» Виднмана самой важной работой художника, во всяком случае, одной из самых масштабных). В этом зале можно видеть бюсты французских маршалов Condé, Turenne, Vauban, Villars из каррарского мрамора. Камин был украшен великолепными часами и двумя мраморными композициями высокой художественной ценности (на данный момент мраморный камин украшают канделябры). Все камины во дворце представляют из себя Attrappe, то есть являются бутафорией, потому как во дворце проведено центральное отопление. Теплый воздух по воздуховодам через декоративные решетки поступал в определенные комнаты из подвала, где были установлены печи, топившиеся углем и деревом.
Про алебарды интересно, они какие-то особенные: «zwanzig mit blauem Sammet bekleidete und mit goldenen Nägeln beschlagene Hellebarden, welche strahlende Sonnen imitieren...». Странные рукоятки, будто колючки на древке (?)
Про 24 алебарды рассказывает Zwickh (1890), 20 штук называет Lampert (1890).
Въезд Людовика XIV в Аррас, копия работы Вильгельма Рёгге. Справа: Оригинал находится в Лувре.
«Entrée de la Rheine dans Arras, en l anée 1667» Адам Франс ван дер Мейлен (1632-1690) - фламандский живописец, видный представитель стиля Людовика XIV. По заказу Людовика XIV для замка Марли около 1685 года.
Сюжет примечателен, изображение можно увеличить. На переднем плане въезд свиты Людовика XIV, справа: карета королевы Марии Терезии - инфанта Испании из династии Габсбургов, первая супруга короля Франции Людовика XIV. Гравюру в большом разрешении можно рассмотреть здесь:
https://www.abebooks.de/kunst-grafik-poster/Gesamtansicht-Ferne-Vordergrund-Einzug-Gefolges-Ludwig/22873254699/bd
Отметила на карте зал 2. Gardes du Roy.
3. Premiere Antichambre
В следующем зале (Первая прихожая / Первая комната для ожидания аудиенции / Premiere Antichambre) стоит вот этот примечательный шкаф. Самый дорогой образец мебели во дворце, шкаф из панцыря морских черепах и бронзы, в котором свободное пространство медальонов должна была заполнить роспись. Никто не знает, для какой из комнат этот шкаф предназначался.
Boulle-Technik mit Schildplatt- und Zinnfurnier sowie vergoldeten Bronzebeschlägen. Буль (фр. Boulle) - мебельный декоративный стиль, названный по имени французского мастера Андре-Шарля Буля. Шкафы и комоды Буля с богатейшей инкрустацией фасадов из латуни, золоченой бронзы, пластин из панциря черепахи, рога и т. д. соответствовали вкусам эпохи французского короля Людовика XIV.
Роспись потолка: «Триумф Вакха и Цереры» (Wilhelm?) Hauschild.
Шкаф изнутри. Старая почтовая открытка. Q. ebay Качество фотографии плохое, но на ней показан не только открытый шкаф, но и портьеры на дверях. Сегодня портьер уже не увидишь (возможно, идут какие-то реставрационные работы, и портьеры когда-нибудь вернутся на место).
4. Salon de l'Oeil de Boeuf / Вторая комната для ожидания аудиенции / Зал «Бычий глаз»
Зал «Бычий глаз» назван в честь соответствующего зала в Версале и имеет точно такое же круглое окно под самым потолком - отсюда и название. Аналогичной формы зеркало находится симметрично на противоположной стене зала. То есть в одном зале находятся два «Бычьих глаза» - в виде окна и в виде зеркала.
Конная статуя Людовика XIV, созданная Филиппом Перроном (Perron) и выполненная в бронзе Гаррахом (F. Harrach), привлекает внимание посетителей. Лошадь, которую здесь изобразил Перрон, имеет свою историю. Король подарил свою любимую верховую лошадь знаменитой оперной певице фрау Фогель, и каждый раз, когда фрау Фогель в образе воинственной Брунгильды в опере Рихарда Вагнера «Гибель богов» («Götterdämmerung») совершала своой огненный прыжок, публика разражалась бурными, нескончаемыми аплодисментами (по сюжету оперы Брунгильда, вскочив на коня, бросается в огонь). Именно этот конь послушно позировал Филиппу Перрону: «Dies Pferd war ein gelehriges Modell». Про огненный прыжок на лошади (Feuersprung) рассказывается в книге Luise von Kobell (1827-1901).
На стене: копия конного портрета работы Пьера Миньяра (Pierre Mignard, 1612-1695) с изображением Филиппа Французского, герцога Орлеанского (единственного брата Людовика XIV).
Справа: оригинал в Версале.
Q.
https://schloesserblog.bayern.de/wp-content/uploads/2023/08/ludwig-XIV.jpg
У окна в замке Херренкимзее размещена копия картины: «Семья Людовика XIV».
Картина La famille de Louis XIV (1670) работы Jean Nocret (1615-1672) в зале Бычий глаз в Версале. Château de Versailles.
Фото © fb Groupe Gohard. Справа: Окно Бычий глаз - l'Oeil de Boeuf. Версаль (реставрационные работы 2023). Есть возможность сравнить два зала.
На противоположной стене зала в замке Херренкимзее находится копия портрета Людовика XIV (1673) работы Pierre Mignard I.
Справа: Оригинал находится в Версале. Людовик XIV, коронованный богиней победы Викторией, перед Маастрихтом в 1673 году.
Гигантские зеркала, одно напротив другого, создают бесконечную перспективу. В зале рассказывают об эффекте рекурсии на примере бесконечного зеркального коридора: завораживает отражение в зеркалах трехсот свечей трёх хрустальных люстр. Роспись потолка в этом зале выполнил Eduard Schwoiser: богиня утренней зари Аврора целует своего мужа Астрея, Ночь на запряженной совами колеснице, Сатурн с песочными часами, юный Меркурий.
5. Chambre de Parade / Парадная спальня
Высокий стиль дворца требует парадной спальни и парадной кровати, которая предназначена вовсе не для сна. Парадная спальня представляла из себя аудиенцзал в соответствии с французским церемониальным протоколом. При дворе французского монарха именно королевское ложе, а не трон, было окружено наибольшим почетом. В отсутствие короля его постоянно, день и ночь, охранял камердинер, чтобы никто не приближался к кровати. Проходящие мимо королевского ложа придворные должны были приветствовать его, а дамы делать глубокий поклон. Охранники следили за тем, чтобы никто не закрывался, не причесывался, не нюхал табак и не садился, потому что в спальне короля не «гуляли».
Такое значение, придаваемое кровати, было связано с понятием «государственной кровати» («lit d’État»). Со времен Средневековья королевская кровать была резиденцией королевской власти. Кровать помещали в парадном зале, являвшемся вовсе не интимной, а общественной комнатой, где совершались основные государственные дела, в то время как монарх имел в своем распоряжении ёще одну, частную, спальню. С XVI века, согласно моде, которая, судя по всему, пришла из Италии, государственную кровать стали отгораживать балюстрадой. В королевской спальне в Лувре имелся ещё и помост. В Лувре рядом с кроватью был установлен стул, на котором король совершал акты верховной власти, этот стул по сути своей выполнял функции трона.
Спальне во дворце Херренкимзее нет равных по великолепию оформления. В 2011 году парадная спальня во дворце Херренкимзее была отреставрирована. С учетом того, что ни одна комната за весь XIX век не была обставлена более богато, то 284.000 евро, которые администрация дворца потратила на ремонт, в конечном итоге были потрачены вполне разумно.
Кровать - трон. В этой кровати никто никогда не спал, это была дань восхищения перед французским королем.
Фото из сети.
Фотографии залов дворца можно посмотреть здесь:
https://franksfotografieblog.de/schloss-herrenchiemsee/‼️ Фотографиии великолепны.
Парадная палата создана по образцу спальни Людовика XIV в Версале. Зал длиной 14 метров и шириной 12 метров. Основной тон - малиновый с золотом, Purpurrot - пурпурно-красный. Роскошь проявляется здесь с ошеломляющей, почти демонической силой. Стены разделены позолоченными пальмами на поля, украшенные богатой золотой вышивкой, пилястрами выделены участки, в которых расположены двери и камины из белого мрамора с бронзовым орнаментом. Дверные своды также выполнены из белого мрамора с богатой отделкой, а над каминами размещены зеркала в изысканных рамах.
Подробное описание королевских покоев приводит в своей книге протестантский пастор, писатель и член парламента Фридрих Ламперт (Friedrich Lampert, 1829-1901), который задался целью воссоздать «картину жизни» баварского короля сразу после смерти Людвига II.
Ламперт сообщает, что каждая из красных бархатных портьер с тяжелой золотой вышивкой весит два центнера (немецкий центнер 50 кг). На консолях между окнами и над каминами размещены пять мраморных групп из мастерской Филиппа Перрона: «Амур и Психея», «Диана», «Вечер и утро», «Марс и Венера», «Венера и Адонис». Четыре сюжета в витиеватом золотом обрамлении написаны профессором Юлиусом Бенцуром (Julius Benczur): крещение герцога Бургундского, сиамское посольство, основание Ордена Людовика и свадьба герцога Бургундского.
В отгороженной позолоченной балюстрадой нише на помосте в три ступеньки, застеленном пурпурно-красным богато расшитым* золотыми солнцами бархатным ковром, стоит королевская кровать.
* этот вызывавший неподдельный восторг очевидцев ковер отсутсвует в сегодняшнем убранстве спальни.
Спинка кровати с овальным медальоном и изголовье.
Фото из мюнхенского издания о декоративных украшениях дворца от Philipp Perron (1897) Q.MDZ
Кровать украшена изящной деревянной позолоченной скульптурой. Изножье кровати с овальным медальоном: Венера и Амур. В левой руке Амур держит трезубец - атрибут бога морей Нептуна, в правой руке - молнии - главное оружие и атрибут Зевса. Впрочем, держит он всё это не как атрибуты, а как игрушки, шёл-шёл-нашёл. На задней стене над изголовьем кровати гобеленовая вышивка, на которой под красным вышитым балдахином изображены нимфы, подстригающие крылья спящего Амура. В изголовье кровати - золотое солнце с ореолом сияющих лучей. Балдахин над королевским ложем украшен золотым шитьём, белоснежными перьями страуса и цапли и увенчан короной, которую на подушечке удерживают два ангелочка. По количеству ангелочков/путти, вероятно, баварский дворец занял бы первое место в мире, если бы кто-то смог их перечитать. Внутреннюю сторону балдахина украшает роскошная гобеленовая вышивка и скульптурные композиции: фриз с позолоченными бюстами Венеры, Юпитера, Марса и Аполлона и рельефное изображение выходящей из воды Венеры, вышитое золотом и серебром. В центре золотого парчового потолка кровати находится портрет Людовика XIV, окруженный драгоценными камнями.
К сожалению, не представляется возможным рассмотреть, сохранилось ли тяжелое парчовое покрывало с рельефным изображением Венеры и цветным изображением Венеры и Марса. Над изготовлением кровати и над драгоценной золотой вышивкой на портьерах, креслах, табуретах работали 30 мастеров в течение 7 лет. Рисунки были разработаны профессором Хаушильдом (Hauschild), а фронляйн Матильда Йоррес (Fräulein Mathilde Jörres) в Мюнхене выполнила вызывающую всеобщее восхищение вышивку (Nadelmalerei, игольная живопись, тончайшая вышивка шёлком).
Пишут: Bettdecke in schwerster Goldstickerei - покрывало с тяжелейшей золотой вышивкой.
Сохранилась фотография покрывала. Работа Матильды Йоррес ок. 1875 года Фото © ddb
*Интересная деталь. Johann Nepomuk Zwickh, автор вышедшей в 1886 году книги о замках Людвига, описывая балдахин, сообщает, что портьеры балдахина из пурпурно бархата снаружи и с гобеленовой вышивкой внутри: «...kostbare Gardinen (aussen Purpursammt mit Gold, innen Gobelinstickerei)». На сегодняшний день балдахин над королевским ложем скорее стального оттенка. Красный цвет с наружной стороны балдахина потерял свою насышенность, и на стульях и табуретах тоже. С другой стороны, бархатные портьеры Парадной спальни по-прежнему радуют взгляд пурпуром с золотым шитьём. Взятая за основу ткань, вероятно, была разной. Какая-то из шёлковых нитей утратила яркость со временем, потемнела. Вспомнилась флорентийская вышивка XIV века «Коронование Богородицы», о которой я недавно рассказывала, там сохранилась в первозданной красоте именно красная шелковая нить, за шесть столетий золото поблёкло.
Аллегорические группы. Над кроватью: коронованная Бавария со скипетром и пальмовой ветвью в руках, окруженная Бдительностью и Благоразумием. На левой боковой стене: Страх Божий (Gottesfurcht), Милосердие, Верность, Война, Мир, Наука, Музыка, Поэзия, Искусство. На правой боковой стене: Трудолюбие, Добродетель, Настойчивость, Справедливость и Истина.
Слева от кровати: туалетный столик с умывальными принадлежностями из чеканного металла с позолотой. Каждая вещь сама по себе является произведением искусства и украшена соответствующими аллегорическими изображениями. Вот амуры сдувают мыльную пену и запускают мыльные пузыри, другие расчесывают золотые волосы. Описание умывальника и гигантского кувшина потребовало бы отдельной главы.
Дубовый пол с инкрустацией из палисандра работы Пёссенбахера (Hofschreiner Anton Pössenbacher), равно как и туалетный столик с туалетными принадлежностями. Справа от кровати: молитвенный (молельный) стул с расшитым золотой нитью пурпурно-красным бархатом. Над молитвенным стулом находится миниатюрный алтарь с изображением сцены «Благовещение Девы Марии». На алтаре размещена купель со святой водой (небольшая ёмкость для воды, Weihwasserkessel).
Фото молитвенного стула в издании 1898 года отзеркалено (?).
Роспись потолка выполнил профессор Швойзер (Schwoiser): окруженный ореолом Гелиос (Фэб, он же Аполлон), Бахус и Силен, Венера со свитой, Марс и Вулкан. В описании, которое приводит Lampert, упоминается о четырех основных реках Баварии в виде аллегорических фигур, где-то рядом с Флорой. Фэб (Аполлон) первоначально носил черты Людвига II, но в окончательном варианте - Людовика XIV.
В описании росписи потолка, которое приводит Luise von Kobel, рассказывается, что изображение Людвига II в образе Фэба (Аполлона) просуществовало шесть лет, затем король приказал заменить его портретом Людовика XIV. Художник выполнил это указание с тяжелым сердцем.
Вероятно, как-то так?
По данной мною выше ссылке можно рассмотреть подставку для благовоний и расшитые портьеры на дверях в цвете. Это фото из публикации 1898 года. Всё сохранилось. Писали, мол, вышивка толщиной в большой палец, золотой-то нитью, этого нынче никому не повторить. Перед мастерами была поставлена задача, которая, надо полагать, никогда больше не будет поставлена.
Фото из мюнхенского издания о декоративных украшениях дворца от Philipp Perron (1897) Q. MDZ
Сияющее солнце - символ Короля Солнца Людовика XIV де Бурбона и бурбонская лилия - это повторяющиеся мотивы, которые встречаются повсюду, на дверях, на коврах и портьерах, в оформлении мебели.
На искусную работу золотошвеек обратил внимание художник и искусствовед Фридрих Пехт («Geschichte der Münchener Kunst...»1888). Пехт рассказывал о Матильде Йоррес (Mathilde Jörres), чрезвычайно способной и талантливой швабке из Линдау. Матильда вместе с двумя сестрами в начале 1860-ых открыла в Мюнхене вышивальное производство и достигла невероятного успеха. Особенно покровительствовал ей король Людвиг II. Постепенно ей удалось объединить усилия около 80-100 работниц и создать те шедевры вышивки, которые сегодня представлены в замках Людвига в Херренкимзее и Линдерхофе и которые вряд ли можно найти где-либо ещё. После смерти короля Матильда отказалась от аренднованных помещений и закрыла дело, жила как настоятельница монастыря (Leiterin des Marienstiftes), не без воодушевления осознавая, что своей смелостью и активностью помогала бедным девушкам найти достойную работу. В сети можно разыскать расшитые церковные одеяния, церковную вышивку с упоминанием имени Матильды Йоррес.
Q.
https://www.facebook.com/photo?fbid=161437876446024&set=pcb.161437936446018
Фотограф Lala Aufsberg (1907-1976) Фото 1954 года © ddb
Вот чего я не заметила в Парадной спальне, так это штор на окнах и дверях, которые, конечно, должны были выглядеть столь же изысканно, их нельзя чем-то заменить. О них рассказывалось в многочисленных изданиях на рубеже XIX-XX вв: im vorderen Teil dieses goldenen Saales Fenster- und Thürvorhänge, ebenso die Möbelüberzüge mit schwersten, geradezu erdrückenden Goldstickereien. И ещё в этих описаниях упоминалась скульптура Аполлона, соответствующая изображению росписи потолка Парадной спальни, Аполлон тоже куда-то подевался.
О великолепии портьер на окнах можно судить по старым фотографиям. Это фотография ок. 1897 года в памятном издании, которое опубликовал Friedrich Rudolph Kreuzer. Q. MDZ.
К слову, данная ↑ фотография тоже отзеркалена. Вот так будет правильно. Парадная спальня, взгляд в сторону зала с окном «Бычий глаз».
Фото 1901 года © abebooks.de Изображение пришлось отзеркалить, привести в соответствии с реальным расположением залов дворца. Парадная спальня, взгляд в сторону Зала совещаний - Salle du Conseil.
А здесь можно разглядеть ковер, расшитый золотыми солнцами, которым все восхищались. Изначально фото было отзеркалено.
Туалетный столик слева от кровати. Фото © abebooks.de (продается фото)
Почтовая карточка ок. 1914 года. Ковер с солнцами в цвете.
До нынешних времен сохранилось только полсказки.
Парадная спальня Chambre de Parade - «святая святых» дворца Херренкимзее - создавалась по образцу версальской на основе сохранившихся проектов, но о копировании речь не шла. Обстановка версальской Парадной палаты, послужившей источником вдохновения для Херренкимзее, исчезла ещё со времен революции во Франции.
Взгляды на художественное наследие Людвига II были разными. Вскоре после смерти Людвига газета Bayerischer Kurier назвала великолепие Херренкимзее «практически сверхчеловеческим» (geradezu eine übermenschliche), но были вещи, от которых хотелось плакать. Патриотическая газета не могла спокойно относиться к обожествлению французских монархов, которые были злейшими врагами нации, тем более к темам, прославляющим позор и унижение немецкого отечества. К счастью, всё было сохранено.
Продолжение следует...
Дворец Херренкимзее Людвига II Баварского. Самые дорогие интерьеры XIX столетия. Часть II.