Эта лампа в стиле модерн является результатом сотрудничества двух брюссельских художников для Парижской выставки 1900 года: скульптора Эжида Ромбо и ювелира Франсуа Хусманса (Франс Хооземанс, Эгид Ромбо/ Эджид Ромбо?). Представляя Бельгию в секции декоративного искусства, Хусманс решил сотрудничать с Ромбо и создать серию подсвечников и электрических ламп из слоновой кости и серебра.
François Hoosemans (1847-1941)
Egide Rombaux (1865-1942).
В настояшее время эта лампа является визитной карточкой выставки «ART NOUVEAU. Unique objects with a tale to tell» («АР-НУВО. Уникальные предметы, о которых есть что рассказать»), проходящей в Брюсселе в музее BELvue Museum 07.06.23 - 07.01.24
Q. altaplana.be
В 2023 году художник Francois Schuiten сделал рисунок лампы для выставки в Брюсселе.
В то время «белое золото Конго» (слоновая кость) часто использовалось для предметов искусства и сочеталось с другими материалами. Как дань уважения развития электрификации, был использован новаторский элемент: серебряный держатель в виде стеблей цветов для нимфы из слоновой кости был подключен таким образом, что две маленькие лампочки в окружении лепестков могли обеспечивать достаточное освещение.
Электрическая настольная лампа «Нимфа» была подарена промышленнику Ван Хугардену (Paul van Hoegaerden) в 1906 году, и оставалась во владении его семьи до 2011 года.
Q.
http://textespretextes.blogspirit.com/media/01/00/3258933382.jpg
Я видела работы бельгийских мастеров François Hoosemans и Egide Rombaux в музее в Висбадене, об экспозиции по теме модерн/югендстиль/ар-нуво уже рассказывала, к примеру в теме про лампы Тиффани. Подсвечник в виде нимфы в стеблях чертополоха меня просто очаровал. Фотографии сделать сложно, витрина слишком ярко освещена.
Музей Висбаден. Вариант с чертополохом ок. 1899 года.
Витрина в зале музея в Висбадене выглядит таким образом.
В сети есть фотографии варианта с чертополохом в Kunstgewerbemuseum Berlin, в изданиях 1980-х и современная музейная фотография экспоната см. ниже. Есть фотографии варианта с чертополохом в Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg, но коллекция в Гамбурге на запрос не откликается. Возможно, подсвечник с нимфой в чертополохе можно увидеть в Берлине и в Гамбурге, но он точно есть в коллекции в Висбадене (постоянная экспозиция по югендстилю открылась в 2019-ом).
Крупный план. Kunstgewerbemuseum Berlin. Q.
https://www.blindbild.com/berlin-kunstgewerbemuseum-november-2014/kunstgewerbemuseum-leuchter/
Берлинский музей. Источник фото: википедия.
На втором плане в витрине в Висбадене представлены вот такие подсвечники работы тех же мастеров. Нимфа с маками? Трехрожковые подсвечники из серебра и слоновой кости.
Серебро. Слоновая кость. 1899 год. Kunstgewerbemuseum Berlin. Q.
https://www.flickr.com/photos/51366740@N07/49429720791
В Висбадене есть ещё Офелия, автором которой также является бельгийский ювелир François Hoosemans французский скульптор Maurice Bouval (1863-1916). Ошиблась с авторством. Исправляю свою ошибку 29.11.2004 Подсвечники работы François Hoosemans размещены рядом.
Фото с сайта музея в Висбадене (Museum Wiesbaden, Hessisches Landesmuseum für Kunst und Natur)
Прямо под сфинксом бронзовый бюст Офелии. Maurice Bouval (1863-1916).
Про лампы Тиффани и глицинии я уже рассказывала. Музей в Висбадене.
Подобные подсвечники на рубеже веков изготавливал, к примеру, французский скульптор Maurice Bouval (1863-1920).
Бронзовые подсвечники ок. 1898 года. Аукционное.
Автором этого прекрасного создания является Maurice Bouval, «Parfum des Fleures» так похожа на Офелию от François Hoosemans.