Решила выделить в отдельную тему. Подробнее о дрезденской выставке, посвященной 500-летнему юбилею Мадонны Рафаэля можно почитать здесь:
Об экспонатах юбилейной выставки в Дрездене. 500-летие картины «Сикстинская мадонна» 2012 год.В 2012-ом в экспозиции выставки была представлена подборка картин, на которых были изображены репродукции картины Рафаэля или же сама картина в каком-то из исторических сюжетов, к примеру, «Спасенная Мадонна» (1985) Михаила Корнецкого. Но вот о вышивках позабыли. Вероятно, вышивки не сохранились, информации у меня нет.
Фотография из издания 1912 года.
Вышивка 1897 года.
Художественную вышивку (Nadelmalerei) выполнила Klara Groche (дев. фамилия Ripberger) из Дрездена. Работа была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Парижа. Вышивка соответствует формату картины, размер которой 265 × 196 см.
Сама Мадонна выполнена просто с потрясающей точностью, буквально ювелирная работа. Об ангелочках можно поспорить.
Вышивка на холсте ок. 1840 г.
Вышивка была выполнена для ширмы, закрывающей печь (Ofenschirm) в замке Schloss-Zwingenberg.
Schloss-Zwingenberg замок XIII века. Этот хорошо сохранившийся замковый комплекс является одной из самых впечатляющих крепостей в долине реки Неккар. В замке в настоящее время проживает семья принца Ludwig von Baden. Никаких данных о сохранности ширмы, увы, нет.
© euroluftbild.de/Robert Grahn
P.S.
Эти фотографии были опубликованы в 1912 году в книге, автором которой является искусствовед Gustav Edmund Pazaurek (1865-1935). Там же автор описывает ещё один (вероятно, сопоставимый по масштабу) пример вышивки по роману «Айвенго» Вальтера Скотта (Stickerei zu Walter Scotts «Ivanhoe»). Над вышивкой по роману «Айвенго» работали с 1847 по 1856 год, на неё было затрачено 1446 часов (кто это только подсчитывал в 19 веке?). Что было изображено, какой сюжет был взят за основу (какая-то картина?), не рассказывается.
Нетрудно найти вышивки на тему религиозных сюжетов, которыми украшались парадные одеяния священников, какие-то литургические атрибуты, но это совершенно другая тема.
Gustav Edmund Pazaurek с некоторым осуждением относится к затратам времени на такую трудоемкую работу, которую, по его мнению, вряд ли оценит по достоинству следующее поколение. К тому же столь масштабная вышивка, выполненная на свободно ниспадающей шторе, будет искажаться из-за складок на ткани. Такую вышивку лучше натягивать на раму, как это делали японские мастера.
Размер вышивки по картине Рафаэля, которую выполнила Klara Groche в 1897 году, порядка 5 м². В теме о Сокровищнице в Вене я приводила пример вышитых мантий Ордена Золотого руна: площадь поверхности каждой мантии более 4 м², но в работе над мантиями было задействовано несколько вышивальщиц (15 век, данных нет, но там работали разные люди).