Немецкий художник Иоганн Эрдман Хуммель. Отражения. Гранитная чаша в Люстгартене в Берлине.

Oct 08, 2022 13:14

Johann Erdmann Hummel (1769-1852). Талантливый немецкий художник из Касселя, картины которого можно отнести к своеобразному и редкому жанру зеркальных этюдов (Spiegel-Etüde). Интереснейшими деталями его картин являются отражения, отражения в зеркалах, в остеклении дверей и окон и даже тщательно прорисованные отражения в лужах и т. д. Kniffliche Spiegelkunststücke - замысловатые зеркальные трюки. В 1809 году Хуммель становится профессором перспективы, архитектуры и оптики в берлинской Академии художеств.

Иллюстрация с обложки мюнхенского журнала «Jugend» 1925 года. Сохранилась ли картина 1828 года, я не знаю.




Наибольшее внимание привлекает его картина «Гранитная чаша в берлинском парке Люстгартен» (1831)




На картине можно разглядеть отражения пятнадцати человек и собаки, находящихся вокруг гранитной чаши на разном расстоянии, все по-разному отражаются в отполированном граните (зеркально продублированы три отражения: мужчины с тростью, женщины в красной накидке и солдата - всего восемнадцать фигур).
Alte Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin. 89.0 x 66.0 cm
Слева виден старый, ещё не вильгельмовский собор (der alte Berliner Dom), на заднем плане - дворец Гогенцоллернов.



Любопытная деталь: у господина с тростью на отражении трость отсутствует.



Картина принадлежит к циклу из трёх эпизодов. Первый эпизод изготовления гигантской чаши сохранился в двух вариантах, как и третий, на котором изображена установка чаши в Люстгартене.




Поверхность чаши, отполированной паровой шлифовальной машиной, выглядит как на современной профессиональной фотографии.
Одна из версий картины находится в  Alten Na­tio­nal­ga­le­rie, другая принадлежит Berliner Stadtmuseum.



Второй эпизод, на котором художник запечатлел изготовление чаши, к сожалению, утрачен.

Текст из википедии о гигантской чаше:
«Гранитная чаша в Люстгартене (иногда ваза, нем. Granitschale im Lustgarten) - одна из достопримечательностей германской столицы. Произведение, известное как одно из чудес света эпохи бидермайера, стало признанным шедевром технической мысли своего времени. Чаша из гранита диаметром 6,91 м и весом почти в 75 тонн установлена под открытым небом в берлинском Люстгартене перед входом в Старый музей в 1831 году и является самой крупной чашей, изготовленной из цельного камня. Находится в собственности Немецкого исторического музея. У берлинцев гранитная чаша получила прозвище «Суповая миска»

Каменотёсные работы над заготовкой начались в Рауэнских горах в мае 1827 года, ежедневно трудились 20 рабочих. Обработанная на месте заготовка чаши, весившая уже 70-75 тонн, с помощью деревянных катушек была перемещена к Шпрее за шесть недель для транспортировки в Берлин по воде. Потребовалось 45 человек, чтобы перегрузить чашу на специально построенное для неё деревянное судно. Полировальные работы было решено произвести в Берлине во избежание царапин и повреждений во время длительной перевозки в столицу.

Чаша прибыла в Берлин 6 ноября 1828 года и была помещена рядом с намеченным местом установки у Старого музея в специально возведённое здание с паровой машиной мощностью в 10 лошадиных сил. Шлифовальные и полировальные работы с помощью паровой машины продолжались в течение двух с половиной лет. При шлифовании были обнаружены три трещины, которые могли возникнуть как по естественным причинам, так и при отсечении заготовки в Рауэнских горах. Старый музей открылся в 1830 году. Гранитная чаша на невысоком постаменте, позволявшем заглянуть в неё сверху, была установлена перед музеем в следующем году.

В годы Веймарской республики Люстгартен стал местом проведения многочисленных митингов и демонстраций. На гранитную чашу забирались зеваки, полированная поверхность чаши при этом получила повреждения. В 1934 году чашу, мешавшую нацистам маршировать, перенесли к северу от Берлинского кафедрального собора, а Люстгартен замостили. Во время Второй мировой войны чаша получила повреждения от попавших в неё гранат. После войны Люстгартен стал частью новой площади Маркса и Энгельса. В 1981 году по случаю 200-летнего юбилея Шинкеля гранитную чашу решили вернуть на её историческое место, но при транспортировке она раскололась. Чашу удалось собрать, но шов скрыть полностью не получилось. В ходе реставрации Люстгартена, проводившейся в 1997-1999 годах, пьедестал чаши из серого лужицкого гранита был заменён на красноватый гранит из Франции».

© zvab Чаша видна на заднем плане.



© nailizakon.com






Конечно, тут же захотелось сравнить немецкую чашу с Большой колыванской вазой из зелёной яшмы («царицей ваз») в Эрмитаже.
Вес вазы составляет порядка 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м.




Schachpartie im Palais Voss, um 1819. Schachklub des Grafen Ingenheim. Два варианта картины Хуммеля с шахматной партией.
Имена собравшихся можно разыскать, сам художник стоит у окна. Первоначальный вариант (Vorstudie).









В центре внимания здесь именно лапма.
© stadtmuseum.de «Лампа на окне»



картины, тема

Previous post Next post
Up