Бельгийский художник Edmond Theodor Van Hove (1851-1913). Триптих «Пробуждение Иисуса».

Sep 20, 2022 17:08

Бельгийский художник Edmond Theodor Van Hove (1851-1913) Эдмон ван Хов.

Восьмой ребёнок в семье...В 1871 году Эдмон(д) переехал в Париж, где обучался в Школе изящных искусств. Вернулся в Брюгге в 1875 году, где в 1890 году был назначен в Академию. Его первая картина «Голова Иоанна Крестителя» была принята в Музей Антверпена. В 1898 году художник написал одну из своих самых известных работ - «Три города-сестры» (Гент/Брюгге/Антверпен), состоящую из трех панелей размером 70 х 53 см. Его первой значительной картиной был триптих «Алхимия»/«Колдовство»/«Схоластика» (Alchimie, Sorcellerie, Scolastique), представленный на Парижской выставке 1900 года. Каждый город символически представлен фигурой девушки. В 1899 году переехал в Антверпен, а в 1902 году - в Гент, в 1910 году вернулся в Брюгге. Он рисовал религиозные и исторические сцены, портреты и аллегорические сцены в духе Старых мастеров. Особенно большое влияние на Эдмона ван Хова оказало творчество Гольбейна и Ван Эйков.

Edmond van Hove «Mater Purissima» Q.https://erfgoedinzicht.be/collecties/detail/b9e573dc-c12c-5c62-b74e-bc34a72d6a7c



На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях в богато украшенном интерьере с видом на очаровательный деревенский пейзаж. Две мраморные колонны напоминают вестибюль дома Ван Хова в Антверпене. Справа три белые лилии, как символ девственности Марии. Розовая роза на книге - страсти Христовы. Ангел на заднем плане картины ставит белую лилию в синюю вазу - отсылка к теме Благовещения.




Слава Эдмона ван Хова росла благодаря ряду прекрасных Мадонн - Mater Amabilis, Mater Admirabilis, Mater Salvatoris.

Edmond van Hove «Mater Amabilis» Q.«International studio» 16.1902



«Мадонна» Q.«Kunst für alle» декабрь 1894.



Интереснейшая тема: нимб (лат. nimbus) - сияние вокруг головы в религиозном изобразительном искусстве как символ святости, божественности. На этой картине ван Хов изобразил удивительный нимб. Возможно, это приподнятый над головой младенца круглый нимб. Или же это зенитный нимб, который располагается на  голове в горизонтальном положении подобно сияющему венцу. Живописцы обычно динамически связывают нимб с движениями головы. Я считаю, что это зенитный нимб, который ещё не успел динамически переместиться.

Очень любопытно было бы узнать, что это за белые прямоугольники изображены на траве, будто гигантские простыни разложили хозяйки для просушки. На заднем плане в туманной утренней дымке видна высокая башня, напоминающая церковь Девы Марии (XIII-XV век), самая высокая башня города Брюгге и одна из самых высоких башен в стране: 122 метра.



В варианте триптиха нимб у младенца Иисуса совсем другой, точнее, полностью соответствующий живописным канонам.

Edmond van Hove «The awakening of Jesus» Q.«International studio» 16.1902 Центральная часть триптихи «Пробуждение Иисуса».



Утопающий в зелени старый город. Фигуры прописаны так изысканно утонченно. Да, изображение не позволяет разглядеть детали, оценить насыщенность красок. Однако, эту удивительной красоты молочную глубину прикрывающей голову Марии прозрачной вуали можно представить, взглянув на опубликованную чуть выше «Mater Purissima». Картина настолько атмосферна, и словно наполнена звуками - чудится в утреннем воздухе звон церковных колоколов. А когда колокола умолкают непременно должна исполнить свою песню крошечная птичка.

Триптих «Пробуждение Иисуса». Эдмон ван Хов.





В тексте 1902 года подчеркивается сильная индивидуальность характера и проницательность взгляда святого Луки, одухотворенность, благодать, кротость в облике святого Иоанна Богослова - он выглядит так, как будто, увидев бога, он разглядел бога во всём, как будто, хотя он и был человеком, ему было позволено созерцать непостижимое. Картина на начало XX века находилась в собственности принцессы де Турн-и-Таксис.
Хотелось отдельно обратить внимание на роскошные деревянные рамы картин ван Хова, подобные тем, что обрамляли изысканные работы художников Средневековья.

К сожалению, далеко не все достойные широкого внимания произведения искусства приобретались государством или же коллекционерами, чьи собрания впоследствии составили основу музейных экспозиций. Попав в частные коллекции, картины исчезали на века, зачастую вместе с именами их создателей. Только старые журналы и напоминают об их существовании.

Edmond van Hove «Madonna mit dem Christkind»
Q.Die Kunst für alle. 7. 1891/92 (1892)



Удалось (!) разыскать картину получившую почетное упоминание (Mentions honorables) в Салоне 1990 года. Триптих «Алхимия»/«Колдовство»/«Схоластика» позднее был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В издании «International studio» 16.1902 триптих описывается таким образом: причудливый по сюжету, прекрасный по исполнению - два ученых мужа XV столетия пытаются обнаружить на обнаженной фигуре девушки-колдуньи точное место, где, по преданию, находится дьявол. В статье «International studio» сообщается, что картина была продана в Берлине.

«Alchimie, Sorcellerie, Scolastique» Q.Münchener Jahres-Ausstellung von Kunstwerken aller Nationen 1890 / MDZ.



Об этом триптихе подробно рассказано в википедии на голландском, там же приведён полный текст надписей. Города-побратимы (три сестры): Гент / Брюгге / Антверпен. Позолоченная рама с вычурным фруктовым орнаментом, подобно тем, что изображены на картинах Ланселота Блонделя (1498-1561). Наверху каждой панели есть надпись для каждого из городов: слева «Gent die Dappere», по центру «Brugge die Schoone» и справа «Antwerp die Weelderige». Каждый город символически представлен фигурой девушки. Фигура слева опирается на меч, символизируя могущество и гордость Гента. За девушкой возвышаются три башни Гента: van de Sint-Niklaaskerk, van Sint-Baafs и колокольня. Мечтательная девушка в центре символизирует прошлое величие Брюгге, позади неё виднеется типичный городской пейзаж Брюгге. В богато украшенном драгоценными камнями одеянии, символизирующем богатство и процветание Антверпена, девушка на правой панели держит в руке знаменитый приз состязаний риторов. За её спиной величественно течёт Шельда.
«Alchimie, Sorcellerie, Scolastique»



картины, тема

Previous post Next post
Up