«Отец Рейн» История. Символизм. Скульптурные изображения.

Sep 17, 2022 22:02

Для кельтов слово Rēnos являлось синонимом таких понятий как река / течение / путь (Fluß, Gang, Weg, докельтское: Reinos от корня rei- «двигаться, течь, бегать»). Название «Отец Рейн», которое используется для обозначения самой важной реки в западной части Центральной Европы, восходит к временам Римской империи. О важности Рейна для римлян говорят многочисленные сохранившиеся артефакты и письменные и источники - римская историография, поэзия, надписи, монеты, скульптурные изображения. Римляне узнали о Рейне с момента завоевания Цезарем Галлии в 58-51 гг. до н.э. Именно Цезарь назначил реку территориальной границей созданной римской провинции. Он провёл разделительную линию между галлами на левом берегу Рейна и германцами на правом берегу Рейна. Река выступала в качестве разделительной линии между варварами, которых он считал способными к цивилизации, и теми, кого он не считал способными романизироваться. Многочисленные упоминания в античной литературе служат убедительным доказательством важнейшего значения Рейна во времена Римской империи. Рейн стал римской рекой и римским речным богом, и его облачили в римские одежды, которые он носит до сей поры.

«Отец Рейн» в образе средневекового рыцаря. Одно из самых «современных» изображений на историческом отрезке в две тысячи лет.
Q.: Die graphischen Künste. 1. 1879



Позаимствовала из сети саму картину. Источник фото указан по ссылке. О работах Морица фон Швинда я уже не раз рассказывала.
Q. https://www.flickr.com/photos/26095468@N04/4406522890


Moritz von Schwind (1804-1871).  «Der Vater Rhein, die Fidel Volkers spielend» um 1865
Можно разглядеть сокровища Рейна. Музыкальный инструмент относится к теме из саги о Нибелунгах, к сюжету о менестреле Фолькере при бургундском дворе в Вормсе. Фолькер прекрасно играл на скрипке.

Сестерции, отчеканенные в Риме при Домициане в 85-88/89 гг. н.э.. Изображенный на реверсе речной бог был интерпретирован как Рейн. Фигура речного бога задрапирована в гиматий, в левой руке - тростник, правая опирается на урну с вытекающим источником. Домициан стоит в боевом облачении, в левой руке он держит копье, в правой - паразоний (? может это свиток какой-то). Утверждалось, что на некоторых из этих монет присутствовала надпись RHENVS. Но были и те, кто высказывал сомнения, не является ли данная надпись подделкой.

Q.: «Vater Rhein und seine römischen Darstellungen» Rainer Vollkommer.


Интерпретация, конечно, затруднена. Известно о нескольких речных богах на отчеканенных римских монетах, из них только Нил имеет четкие, делающие его узнаваемым даже без надписи, атрибуты: такие как крокодил, гиппопотам, сфинкс.

Отец Рейн во втором веке н. э.: маска речного бога Rhenus происходит из района Бонна римских времён. На данный момент времени считается, что это изображение Рейна, хотя точная интерпретация орять же затруднительна. Типичных для того времени масок и фигур из бронзы и камня множество, подобным образом были представлены и Океан, и Тритон, и различные речные боги, в том числе и Рейн. Да, Рейн во времена римлян изображался с рогами. Овидий описывает Рейн рогатым. Древнейшими изображениями Рейна, которые подтверждаются древними источниками, являются статуи, созданные для празднования победы в Риме. По такому случаю было принято изображать олицетворенные образы покорённых провинций, городов и рек в триумфальном шествии, чтобы представить завоеванные земли. К примеру, в триумфальном шествии Цезаря в 46 г. до н.э. статуя Рейна была выполнена из золота. Овидий описал триумф Друза Старшего в 11 г. до н.э. Согласно его описанию Рейн был покрыт речной травой и рога его были обломаны («Vater Rhein und seine römischen Darstellungen» Rainer Vollkommer). Речной бог Rhenus со сломанными рогами как аллегория римского покорения «варварских народов».

Одна из масок Рейна. Бонн. Материал: известняк.




Можно привести в пример найденный в Страсбурге в 1968 году алтарь, который Op­pi­us Se­ver­us, как командующий размещенным здесь восьмым легионом, посвятил «отцу Рейну». Алтарь вероятно, датируется временами императора Адриана (117-138 гг. н.э.). Это посвящение алтаря Рейну как «отцу» указывает на то, что речной бог представлял определенную власть с точки зрения жертвователя.и т. д. тема очень обширна.

Гравюра на меди 1571 года, основанная на карте Кёльна Арнольда Меркатора (Arnold Mercator) Breslau, Stadtbibliothek.




Гюстав Доре.



Мне хотелось бы обратить внимание на известные скульптурные изображения Отца Рейна.
Niederwalddenkmal - национальный памятник, призванный увековечить создание Германской империи после франко-прусской войны 1870-1871 годов. С 1871 года собирались пожертвования и проводились конкурсы. Одобрение получил проект, который представил Johannes Schilling (1828-1910). 16 сентября 1877 года в присутствии кайзера Вильгельм I была отпразднована с большой пышностью закладка фундамента. В 1883 году строительные работы были закончены. Монумент высотой 38 метров возвышается над долиной Рейна у города Рюдесхайм. Аллегорическая фигура Германии 12,5 метров высотой с императорской короной и лавровым венком в левой руке и имперским мечом в правой. В центре бронзового рельефа изображен король Пруссии Вильгельм верхом на лошади. Слева и справа расположены Аллегории войны и мира. Памятник обращен на юг, прямо напротив на противоположном берегу в Рейн впадает приток Мозель. Бронзовая композиция на нижней части монумента: отец Рейн передает Wächterhorn (рожок) своей дочери Мозель. Это символизирует сдвиг границ, Рейн с этого исторического момента не является пограничной рекой, Эльзас и Лотарингия теперь также принадлежат Германскому Рейху.
Фотографии ноября 2021 года.







На противоположном берегу относительно монумента Германии находится город Бинген и впадающая в Рейн река Наэ (это очень красивый приток, но не столь многоводный, как Мозель).
Фото из сети.



Кобленц. Skulpurengruppe «Vater Rhein und Mutter Mosel» im Garten des Kurfürstlichen Schlosses. Heinrich Hartung 1854
«Отец Рейн и мать Мозель» Фото из сети.



Мозель присоединяется к Рейну в Кобленце. Желтоватый цвет вод притока хорошо виден на фотографии.
© romantischer-rhein.de



Düsseldorf «Vater Rhein und seine Töchter» Karl Jarnssen und Josef Tüshaus 1897. Памятник был создан в 1897 году скульпторами Карлом Янссеном (Karl Janssen) и Йозефом Тюсхаусом (Josef Tüshaus). Композиция была установлена из гипса к празднику, устроенному 18 сентября 1884 года в честь кайзера Вильгельма I и императрицы Августы. Скульптурная композиция настолько полюбилась публике, что три года спустя её отлили в бронзе.
Дюссельдорф: «Отец Рейн и его дочери» Foto: Matthias Neugebauer



Рейн привлекал внимание европейцев не только своими размерами или живописной красотой. Он неоднократно воспринимался как яблоко раздора для франко-германских территориальных претензий. История с памятником «Отец Рейн» в Страссбурге очень показательна. Скульптор Adolf von Hildebrand (1847-1921). Выполненная с некоторой долей художественного юмора и фатазии мускулистая фигура Отца Рейна в образе рыбака. Великолепный фонтан был открыт в Страсбурге на площади перед Оперой в 1902 году. Его ещё называли фонтаном Райнхарда, потому как средства на создание фонтана пожертвовал эльзасский нотариус Sigismund Reinhard.




Страсбург, фонтан «Отец Рейн» перед зданием оперного театра.




После вторжения французских войск в Страсбург в конце Первой мировой войны в 1918 году фонтан стал тем самым яблоком раздора. Монумент и балюстрада были демонтированы в 1919 году в результате антинемецких настроений. Страсбургский директор по строительству Fritz Beblo выступил против требования французов уничтожить фонтан. Вскоре Fritz Beblo был выслан из Страсбурга. В результате долгих и искусно проведенных переговоров ему удалось передать фонтан Мюнхену в обмен на скульптурную композицию «Meisenlocker» (ловец птиц) работы проживавшего в Мюнхене эльзасского скульптора Эрнста Вебера.

В 1932 году части фонтана были доставлены ​​в Мюнхен в ходе обмена, фонтан был перестроен в несколько укороченном виде с точными копиями утраченных элементов и установлен на Музейном острове на реке Изар к северу от Немецкого музея, в идиллическом, хотя и несколько отдаленном, парке. Балюстрада и путти были восстановлены. Почему же фонтан оказался в Мюнхене, где нет Рейна? Дело в том, что в то время рейнский Пфальц управлялся из Мюнхена.




Излюбленное место отдыха.
tz.de  © Michael Westermann




Композиция «Meisenlocker», на которую произошёл обмен скульптурной группы фонтана.


Ещё одна драматическая история с фонтаном «Отец Рейн и его дочери» скульптора Адольфа фон Гильдебранда (1847-1921).
Из биографии скульптора: В 1904 году королём Баварии был возведён в рыцарское достоинство и награждён Орденом Максимилиана «За достижения в науке и искусстве». В 1898 году Гильдебранд стал почётным членом Дрезденской художественной академии. В 1903 году ему было пожаловано баварское дворянство, а в 1913 году - потомственное дворянство. В 1987 году его бюст был установлен в Зале славы «Румесхалле» (Ruhmeshalle) в Мюнхене.

Фонтан «Отец Рейн с четырьмя дочерьми» работы Адольфа фон Гильдебранда был размещён в Кельне на Kaiser-Wilhelm-Ring в 1922 году. В 1939 году демонтирован из-за еврейского происхождения скульптора.
Adolf von Hildebrand, Vater Rhein Brunnen in Köln.


Кёльн до 1939 года.



Два варианта из гипса из мастерской скульптора для фонтана в Кёльне: ок. 1913 Размер: 85 x 146,5 x 56 см / ок.1920 года Размер: 21,5 x 40 x 36 cм. Новая Пинакотека Мюнхен.




Гейдельберг Скульптура в саду замка. «Отец Рейн»...abgebildet bei Milan Chlumsky (?).
Это что-то современное, но фотография замечательная. В Гейдельберге протекает приток Рейна - Некар.
Foto: Erwin Purucker
Q. https://www.fotos-reiseberichte.de/heidelberg/fotos.htm#Brunnen



Der Tafelaufsatz „der deutsche Rhein" im Ratssilberschatz der Stadt Köln.
Это не монумент и не фонтан, всего лишь настольное украшение, но выполненное с таким мастерством и символизмом, что хотелось бы присмотреться внимательнее.
Правительство Рейха заказало композиционное украшение «Отец Рейн» для Всемирной выставки в Париже 1900 у кёльнского ювелира Gabriel Hermeling за 16.000 рейхсмарок. Изделие вызвало на выставке всеобщее восхищение и получило золотую медаль. Изделие находится в музее в Кёльне.





Вызывает восхищение сложная продуманная композиция и мастерство исполнения. Отец Рейн стоит на скале из дымчатого топаза и держит в руке средневековый корабль. Корпус корабля вырезан из горного хрусталя (Bergkrpstall), паруса, флаги и вымпелы земель и провинций, через которые протекает Рейн, выполнены в технике эмали. Уровнем ниже изображены притоки Рейна в аллегорических фигурах: Neckar, Main, Lahn, Ruhr, Mosel, Ahr.




Двенадцать рейнских замков и столько же соборов от Констанца при истоке Рейна до Везеля.



На гравированных покрытых прозрачной эмалью серебряных пластинах размещены сюжеты из легенд Рейнской области: «Песнь о Нибелунгах», рейнские легендарные фигуры - Лоэнгрин, Зигфрид, и Драхенфельс, Лорелея, Тангейзер, Барбаросса, Женевьева (см.  Геновевабург - замок, Рейнланд-Пфальц), Мышиная башня, легендарный карлик гейдельбергского двора Перкео (хранитель гейдельбергской бочки) и история о маленьких кёльнских человечках Heinzelmännchen aus Köln. У подножия ещё одна серия фигур, представляющих различные профессии: каменщик, епископ, винодел, рыбак с веслом, строитель собора с книгой...




Здесь, к примеру, рассказ о Мышиной башне, там же есть хороший вид на приток Наэ и Бинген. Мышиная башня находится в Бингене:
Die Sage vom Mäuseturm in Bingen am Rhein. Самая известная рейнская легенда.

О скале дракона и Зигфриде.
Drachenfels. Замок Драхенбург на горе Драхенфельс. Нибелунгхалле.
Художественный фильм «Нибелунги», 1924. Кинорежиссер Фриц Ланг. Сцена с драконом.
см. темы: Старинные замки, Лорелея...

На корабле стоит немецкий Михель.






Эти прекрасные фотографии я позаимствовала в видео на youtube, которое было выставлено этим летом. Видео произвело на меня очень странное впечатление. Хорошо поставленным голосом диктор за кадром рассказывал(а) о деталях композиции. Интонации и тон повествования изменились, когда дошло до описание фигуры Отца Рейна. Мол, ах-ох, виноградная лоза обвила его бёдра. Якобы виноградная лоза была добавлена, чтобы прикрыть наготу обнаженной мужской фигуры: «Какой скандал!»
Виноградная лоза декорирует многие фигуры композиции, украшает и голову отца Рейна, уж как там и кем принималось решение о размещении её вокруг широкой талии - дело десятое. Зачем об этом вообще упоминать, в моей голове не укладывается. Второй момент - настойчивая политизация изделия: Neben dem glänzenden Edelmetall enthält es jedoch eine ganze Menge Politik. Мол, черно-бело-красное знамя кайзера и орлы могли быть восприняты французской стороной как провокация. Я вот теряюсь от таких заявлений. На Всемирных выставках повсюду, в каждом павильоне каждой страны-участницы - флаги, флаги, флаги и гербы. О какой такой провокации речь, если даже золотой медалью композиция была отмечена.
Название видео:Das Ratssilber der Stadt Köln: der Tafelaufsatz „Vater Rhein“

картины, фото, старинные замки, тема

Previous post Next post
Up