Уильям Моррис - художник, издатель, основатель движения «Искусства и ремёсла». Гобелены Morris & Co.

May 06, 2022 21:35

Самый известный из всех гобеленов Morris & Co - гобелен «Поклонение волхвов» / Star of Bethlehem tapestry. Оригинал (первый экземпляр) в часовне Эксетерского колледжа, Оксфорд.
Автор фото AnthonyR2010 / flickr.com



Уильям Моррис (1834-1896) - его имя стоит в ряду величайших имен викторианской эпохи. «Поэт-социалист, с душою и умом художника, любивший и понимавший искусство тоньше и глубже, чем многие эстеты новейшей формации, проповедующие искусство для искусства, искусство для немногих.‹…› Моррису удавалось достигнуть с одинаковым успехом плодотворнейших результатов в таких разнообразных ремеслах, как ткацкое, столярное, слесарное и кузнечное, возрождая в то же время старинное, во времена ренессанса вовсе забытое искусство - живопись на стекле, и ища радикальных реформ в книгопечатании. По его инициативе было также основано в Англии общество охранения памятников искусства, служащее теперь образцом многим однородным обществам Европы. Моррис, идя по стопам своего друга и учителя /Джона Рёскина/, несомненно должен был также оказать громадное влияние и на архитектуру...» © Зодчий (№6) СПб общества архитекторов 1902 год.

Уильям Моррис был одним из тех, кто сделал первую попытку возродить искусство классического средневекового ткачества, самостоятельно освоив ремесло ткача. Гобелены поразили его воображение ещё в детстве, когда он посетил Охотничий домик королевы Елизаветы в Epping Forest и увидел «комнату, увешанную поблекшей/выцветшей зеленью» (a room hung with faded greenery). В 1854 году, во время учебы в Оксфорде, для изучения старинного шпалерного искусства Моррис совершил поездку во Францию, а в следующем году он отправился туда вместе с другом и сподвижником художником Эдвардом Бёрн-Джонсом (1833-1898).
Epping Forest. Queen Elizabeth's Lodge. 1880



В 1879 году, используя французскую технологию конца XVIII века, Моррис создал первый гобелен на ткацком станке, установленном в спальне собственного дома в Келмскотте. В 1881 году Моррис открыл в Мертонском аббатстве (Merton Abbey) шпалерную мануфактуру, где сам исполнял функции художника, ткача и красильщика шерсти. Он использовал вертикальный ткацкий станок, как и фламандские ткачи, которые ткали, находясь со стороны изнанки гобелена и ориентируясь сквозь нити основы на отражение в висящем перед изделием зеркале. Рабочее место ткача находится с изнаночной стороны гобелена, на которой закрепляются концы нитей. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны изделия - зеркало. В общем и целом технология производства была такой же, как на гобеленовых мануфактурах, которые Моррис посетил в 1854 году, и на открытых в 1876 году королевских мануфактурах Royal Windsor Tapestry Works, хотя Моррис стремился избегать простого копирования старинных орнаментов, предпочитая более художественное выражение, достигнутое фламандскими ткачами XV-XVI веков. Для сравнения предлагается взглянуть на фламандский гобелен «The Three Fates, a sixteenth century Flemish tapestry» (Victoria and Albert Museum).

Большая часть плетения выполнялась мальчиками, так как Моррис считал их «маленькие гибкие пальцы» более подходящими для такой кропотливой работы. Такие сложные участки, как лицо и руки, выполнялись более опытными мастерами. Моррис стремился продвигать творческий подход в работе и всячески поощрял в процессе ткачества некоторую степень свободы. Таким образом, один гобелен обязательно отличался от другого, даже если рисунок был идентичен, к примеру, отличия можно заметить в подборе цветовой гаммы нитей. Почти все живописные композиции для шпалер выполнял Эдвард Бёрн-Джонс. Детали, композиционные орнаменты, колорит шпалеры прорабатывались Моррисом и его учеником - художником-дизайнером Джоном Дирлом (1859-1932).

В 1886 году с просьбой создать гобелен в качестве подарка для alma mater Exeter College к своим бывшим студентам Моррису и Бёрн-Джонсу обратился ректор Эксетерского колледжа в Оксфорде John Prideaux Lightfoot (1803-1887). В качестве темы ректор предложил обратиться к сюжету «Поклонение волхвов» / «Вифлеемская звезда».

В 1887 году Эдвард Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». Размер: 96 х 66 см.



Сfмая большая акварель XIX века была выполнена Эдвардом Бёрн-Джонсом на заказ для нового музея и художественной галереи города Бирмингема. Размер: 260 cm × 390 cm. Акварель завершена в 1890 году, впервые выставлена в 1891.
Birmingham Museum & Art Gallery



По эскизу Бёрн-Джонса Моррис выполнил картон в натуральную величину. 1888 год.



Моррис и его помощник Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и декорировали фон, после чего к работе в Мертонском аббатстве приступили три ткача. В 1890 году шпалера была закончена и, прежде чем она была передана Эксетерскому колледжу, её представили публике в лондонском выставочном зале на Пасху.

Известно, что из десяти выполненных Morris & Co версий одна находится в часовне Итонского колледжа - частной британской школы для мальчиков рядом с Виндзором, одна в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, одна - в Художественной галерее Южной Австралии, одна - в Манчестерском столичном университете и одна - в церкви St Andrew's Church, Roker в Сандерленде. Оригинал висит в часовне Эксетерского колледжа (Exeter College Chapel) см. верхнее фото.

В сети есть интересный отчет о чистке гобелена в St Andrew's, Roker - приходская церковь в Сандерленде, Англия. Чистка производилась бельгийской фирмой «De Wit».
Источник: https://www.conservationregister.com/case-studies/edward-burne-jones-adoration-of-the-magi-tapestry-st-andrews-church-in-roker-in-sunderland/



Здесь хорошо видно плетение шерстяных нитей.



Очень интересный эффект прозрачного нимба, сквозь который видны алые розы.






Выставка «Шпалеры XIX - XX веков» в собрании Эрмитажа в 2019 году была представлена в Главном Штабе. Цитата из сети: «Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его москов­ском особняке. В 1940-х годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.» Эрмитажная шпалера является единственной в России шпалерой, изготовленой в мастерской Морриса.



Ещё один из популярных сюжетов гобеленов от Morris & Co:  Salisbury Angels and Ministering Angels, designed
by Sir E. Burne- Jones, and executed by William Morris & Co.

Источник: Studio. 5. 1895.



Солсберийские ангелы - Arras Tapestry.  «Аррас» отсылка к французскому городу Аррас, где XIV веке процветало текстильное производство. Аррасские шпалеры являются синонимом высочайшего качества.

В Метрополитен-музее сохранился прекрасный экземпляр. Два ангела, играющих на золотых арфах. Эти ангельские фигуры были впервые задуманы Эдвардом Бёрн-Джонсом в 1877-78 году для витражей Солсберийского собора.



Размеры этого гобелена 235 x 203.2 см. Год 1898. Designer: Sir Edward Burne-Jones (1859-1932). From a cartoon painted in 1894 by John Henry Dearle (1859-1932). Weaving workshop at Merton Abbey Tapestry Works. (Мастерская Мертонского аббатства / Morris & Co)

Витраж собора (этот собор уже почти как родной). Четыре фигуры ангелов для витражей в южном хоре Солсберийского собора были выполнены Эдвардом Бёрн-Джонсом в 1877-78 годах, затем витражи изготовлены в мастерских Morris & Co. В 1894 году рисунки Бёрн-Джонса были преобразованы в гобелены с добавлением фона и бордюров, выполненных Джоном Дирлом.
Автор фото Glass Angel / flickr.com



В Victoria and Albert Museum хранится вариант гобелена «Angeli Ministrantes». Год 1894.






Источник фотографий: https://collections.vam.ac.uk/item/O78864/angeli-ministrantes-tapestry-dearle-john-henry/

Design for a tapestry entitled «the Orchard» (alternative title, 'The Seasons'). Эскиз гобелена хранится в музее Виктории и Альберта. Ещё один из великолепных гобеленов, разработанных художником Эдвардом Бёрн-Джонсом для Morris & Co.



Прекрасные девы в фруктовом саду.



The Orchard, by William Morris

Midst bitten mead and acre shorn,
The world without is waste and worn,
But here within our orchard-close,
The guerdon of its labour shows.
O valiant Earth, O happy year
That mocks the threat of winter near,
And hangs aloft from tree to tree
The banners of the spring to be.

Victoria and Albert Museum. «Фруктовый сад» 1890. Размер гобелена: 221×472 cm.


Сад с изобилием разнообразных фруктов: яблоки, персики, виноград, оливки, груши. Прекрасные девы держат ленту со стихотворением Морриса, написанным специально для данного гобелена и воспевающим щедрость фруктового сада.

Фрагмент гобелена.



1887 The Forest by William Morris, Philip Webb & John Henry Dearle.



Друг и деловой партнер Уильяма Морриса - Филип Уэбб (Philip Webb, 1831-1915) является автором четырех акварелей с изображением зайца, лисы, ворона и льва  к гобелену «Лес». Вместе с Моррисом, Эдвардом Бёрн-Джонсом и Данте Габриэлем Россетти Филип Уэбб был одним из партнеров-основателей Morris, Marshall, Faulkner & Co. Гобелен «Лес» впервые был выставлен на Выставке искусств и ремесел 1887 года в Wolverhampton.
Источник иллюстраций: https://www.artfund.org/supporting-museums/art-weve-helped-buy/artwork/12476/i-the-fox-ii-the-hare-iii-the-raven-iv-the-lion





V&A Фрагмент.



По поводу павлина. Сохранился эскиз, выполненный для керамической плитки (V&A). В описании к эскизу на сайте V&A указан занимавшийся гончарным производством и тесно сотрудничавший с движением «Искусство и ремесла» William de Morgan (1839-1917). Схожие дизайнерские идеи воспроизводились в разных видах производства декоративных изделий от Morris and Co.





Более поздний вариант на тему леса.
1892 Tapestry Greenery. John Henry Dearle for Morris & Co






Прекрасно смотрятся широко тиражируемые в настоящее время гобелены на тему Дерева жизни. От Les tissages du Manoir замечательное качество производства (97 % хлопок, 3 % полиамид).




«Все работающие для фирмы Морриса художники и люди интеллигентные, преданные делу, которым они занимаются. Работают они в идеальных условиях, не более семи-восьми часов и им предоставлено широкое поле для развития своих художественных сил. Моррис был вдохновителем всех своих сотрудников. Большинство рисунков для изделий фабрики он готовил сам: не будучи живописцем в смысле писания картин, он был однако выдающимся рисовальщиком в области декоративнаго искусства. Он окружен был в своём деле толпой молодых энтузиастов, смотревших на него, как на учителя и пророка грядущаго царства красоты.» © писательница и литературный критик З.А.Венгерова (1913) К слову, в 1913-ом Венгерова писала, что вместе со Свинборном Моррис был самым замечательным из английских поэтов за последние десятилетия. Зинаида Афанасьевна отмечала в своих заметках, что Морриса в шутку называли «поэтом-обойщиком»*.
*«the poet and paper-maker» - так в 1881 году назвал Морриса Генри Джеймс (Henry James).
Сегодня по-прежнему востребованы разнообразные цветочные орнаменты фирмы Морриса, воспроизводимые на тканях, на обоях, на керамической плитке.
Design for Windrush printed fabric by William Morris, 1881-1883.



William Morris. Design for Vine wallpaper c. 1872



Современные дизайн обоев с виноградной лозой.
- Vine wallpaper in an 1897 colourway. One of three colourways produced by Charles Rupert Designs from 2004 to 2016.
- «Vine» Wallpaper 1873 (designed) Эти обои были впервые изготовлены в 1873-1874. Экспонат из коллекции музея V&A.




King Arthur and Sir Lancelot cartoon for stained glass (1862)
William Morris



Литературное творчество Уильяма Морриса и книгоиздание.. Среди прочего Моррис изучал в Оксфорде античную литературу и богословие. Будущий создатель стиля, воспроизводящего дух рыцарских романов, увлёкся Средневековьем ещё в студенческие годы. Сильнейшее влияние на него оказало итоговое произведение артуровского цикла «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори. Писал стихи, делал литературные переводы. Первый стихотворный сборник Морриса вышел в 1858 году подъ названием «The Defence of Guinevere and other poems». В 1876 году Моррис попробовал свои силы в переводе «Энеиды» Вергилия на английский язык. В 1887 году Моррис сделал перевод «Одиссеи», заслуживший положительный отзыв Оскара Уайльда. В конце 1880-х (к 1891 году) Моррис основал типографию «Келмскотт-пресс» (Kelmscott press), работа которой основывалась на традициях и технологиях типографиий времён Гутенберга. «Целью предприятия было возрождение средневековых традиций книгопечатания. Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным.» © википедия Самой изветной книгой Kelmscott press стало издание «Сочинений» средневекового английского поэта Джеффри Чосера. Работа над книгой началась в феврале 1893 года. Бёрн-Джонс нарисовал более 80 иллюстраций. Помимо шрифта, Моррис выполнил орнаменты и оформление титульного листа. Издание было завершено только в 1896 году, незадолго до смерти Морриса. 425 экземпляров было отпечатано на бумаге, 13 - на пергаменте.



На героях Морриса лежит отпечаток средневековой романтичности. В 1896-м году публикуется новый роман Уильяма Морриса - «Источник на Краю Мира» (The Well at the Worlds End). Главный герой романа - принц Ральф, путешествует по городам и весям в поисках приключений и таинственного источника, дарующего вечную молодость. Мир этого романа впечатляет не только прекрасным слогом, сложным переплетением сюжетных линий, но и географическими подробностями, описаниями ландшафтов, городов, законов и нравов жителей. Есть мнение, что данная книга могла вдохновить Джона Толкиена / даже находят некое сходство, к примеру, при описании тёмных гор Мордора.










Всего за время существования издательства /до смерти Бёрн-Джонса/ с 1891 по 1898 год было выпущено 53 издания тиражом примерно по 400 экземпляров.

Политическая деятельность. Уильям Моррис по своим убеждениям был социалистом. Ещё в годы обучения в Оксфорде его привлекали идеи социального преобразования общества, активным же политиком Моррис стал в середине 1870-х годов. В 1878 и 1881 годах в Лондоне и Бирмингеме Моррис прочёл курс лекций «Надежды и страхи искусства» - в нём содержалась критика капиталистического общества, все устремления которого направлены лишь на извлечение возможно большей прибыли. Уильям Моррис изучал «Капитал» Маркса. Тесно сотрудничал с дочерью Карла Маркса и встречался с Фридрихом Энгельсом (не нашла информации, встречался ли Моррис с Карлом Марксом). Активно занимался текущей политикой (к примеру, выступал против участия Англии в Крымской войне с Россией). Произносил речи перед протестующими на улицах. Помогал составлять «Манифест английских социалистов». Принимал участие во Втором интернационале. Участвовал в создании первой социалистической партии в Великобритании. Пропагандировал социалистические идеи: «...ратовал за улучшение жилищных условий для рабочих, бесплатное обязательное образование для всех детей, бесплатное школьное питание, восьмичасовой рабочий день, отмену государственного долга, национализацию земли, банков и железных дорог, а также организацию сельского хозяйства и промышленности под государственным контролем.» © википедия

В википедии написано: the cover of the Socialist League's manifesto of 1885 featured art by Morris. Оформление: Walter Krane.
Художник Уолтер Крейн познакомился с Моррисом и Бёрн-Джонсом в 1871 году. Вместе с Моррисом он принял активное участие в движении за возрождение традиционных искусств и забытых ремёсел.




Слева: Bloody Sunday (1887) Кровавое воскресенье (20 ноября 1887). Не менее 10.000 протестующих против безработицы и т. д. прошли маршем по Трафальгарской площади. Их возглавляли, среди прочих, Джон Бёрнс, Уильям Моррис, Анни Безант и Каннингем Грэм. В числе протестующих также были такие социалисты, как драматург Джордж Бернард Шоу... Молодой клерк Alfred Linnell был затоптан полицейской лошадью и вскоре скончался. Погибли трое. Уильям Моррис написал песню «A Death Song» для похорон Альфреда Линнелла и произнес прощальную речь.
Справа: 1 мая - День солидарности рабочих.



Четыре иллюстрации из книги:



Источник текста, помимо указанных выше: Собрание сочинений З.А. Венгерова 1913.
В частности, в этом отрывке есть упоминание о том, что первоначальное название фирмы было Morris, Marshall, Faulkner & Co., позднее Моррис стал единственным владельцем предприятия - и название изменилось на Morris & Co.







P.S. К вопросу о Моррисе как художнике. На Лондонской выставке осенью 1899 года среди множества экспонатов Общества «Искусствъ и ремеслъ» демонстрировали картину Морриса: «единственную, писанную масляными красками, картину  - «Изольда изъ Бретани»» © Искусство и художественная промышленность (№ 15) 1899

картины, гравюра, тема

Previous post Next post
Up