Dec 02, 2017 12:23
Что
Дальше - шум. Слушая XX век
Автор
Алекс Росс
Какая она
Как мы знаем, существует всего несколько книжек прочитав которые от корки до корки можно гордиться собой. Среди них: большая советская энциклопедия, Библия, учебник немецкого [любой уровень] и, конечно, "Дальше - шум".
Если серьезно это книжка об истории музыки написанной в двадцатом веке, сдобренная множеством терминов для профессионалов и интересных пред и пост историй для скромных любителей. В какой-то момент вы обязательно почувствуете национальную принадлежность автора, там много американского начнет проникать на страницы. Но в общем и целом эта титаническая работа читается легко.
Цитаты
Вместо того чтобы отделить себя от титанов прошлого, Баха, Моцарта и Бетховена, он представлял себя их наследником и указывал, что многие из канонизированных сегодня шедевров сперва вызывали недоумение. Этот довод не смог повлиять на некоторых образованных слушателей, которые резонно полагали, что их держат за идиотов. Из того факта, что какая-то великая музыка однажды была отвергнута, вовсе не следует, что вся отвергнутая музыка - великая.
Хиндемит был практичным и рациональным художником - он мог быть кем угодно, только не мечтателем. С его именем ассоциируется понятие Gebrauchsmusik, или полезной музыки. Если, например, фаготист и контрабасист ищут, что сыграть, то Хиндемит сразу напишет Дуэт для фагота и контрабаса, нимало не заботясь о том, что с ним сделают потомки. Он работал быстро и аккуратно, однажды написав две части сонаты в вагоне-ресторане и исполнив их по прибытии.
В фильме Лени Рифеншталь можно увидеть Штрауса с таким же бесстрастным выражением лица, какое было у него всю первую половину XX века.
Аудитория среднестатистического абонементного концерта симфонического оркестра была более неоднородной - слушатели в верхних ярусах получали скромные зарплаты и приходили просто из любви к музыке. Но большинство предпочитали Брамса.
книжная_полка