За профориентацией подростков в 99% случаев обращаются родители. Потому что переживают за будущее своего чада, чтобы просчитать бюджет на обучение, выбрать варианты проживания (если предполагается обучение ребенка не по месту жительства) и вообще...
Ребенок при этом может занимать позиции от "я точно решил, кем хочу стать и точка" до "даже мысли нет, в голове перекатиполе".
Надеюсь, выбор профессии Вашего ребенка проходит не так
При этом родители не сильно-то доверяют выбору будущего выпускника и спешат подстраховаться, получить мнение специалиста со стороны.
Итак, делюсь вопросами, которые помогут прояснить серьезность намерений вашего ребенка относительно выбранной им профессии (все сугубо из опыта профориентационной работы с подростками):
1. Какую профессию ты выбрал? ПОЧЕМУ?
Узнайте, что привлекает ребенка в этой специальности, рассуждайте вместе, задавайте контрвопросы. К примеру, если подросток приводит в качестве главного аргумента деньги, приведите ему 5 профессий другой направленности, где тоже можно неплохо заработать.
Ответы на вопрос "Почему?" должны в идеале свестись к личным, внутренним потребностям. Это очень глубокая работа над осознанием своих предпочтений. И помните, любая личная потребность не должна быть высмеянной или пристыженной. Если ребенок жаждет славы, признания - это отлично, это стимул к движению вперед, главное - выбирать экологичный путь к цели, а не идти обманом и подставами.
2. Назови плюсы и минусы профессии.
Ответ на этот вопрос даст понимание, насколько полно ребенок познакомился с выбранной специальностью.
Большинство подростков склонны романтизировать понравившиеся профессии, выделяя только видимые плюсы и игнорируя или вообще не понимая минусов. В дальнейшем "ожидание-реальность" может сыграть злую шутку с молодым специалистом (уже на этапе обучения).
Дополнительно спросите, из каких источников он получил информацию, что читал, кого смотрел и слушал (потом можете перепроверить информацию не с целью уличения во лжи, а для оценки экспертности источника). Если видите, что сын/дочь действительно "горит" идеей развиваться в выбранном направлении, помогите: найдите в окружении специалистов нужного профиля, познакомьте с ребенком, договоритесь о профпробах, поищите интересные материалы о профессии.
3. Почему ты считаешь, что у тебя получится освоить эту профессию?
Здесь речь о соотнесении своих личных качеств с качествами, необходимыми в выбранной профессии. К примеру, ответ "мне нравится общаться с разными людьми, у меня получается легко завести разговор с незнакомым человеком, я неплохо пишу сочинения, значит у меня получится стать журналистом" - годится, а "я люблю играть в компьютерные игры, поэтому могу стать IT-разработчиком" - сомнительный аргумент.
Помогите ребенку определить его таланты, сильные и слабые стороны (предупреждаю, это работа не из простых, и если вы далеки от тем психологии и саморазвития, то лучше обратитесь к специалисту), поищите в описании выбранной профессии (в том числе и на сайтах по поиску работы) качества, которые приветствуются у кандидатов, и вместе сравните с качествами ребенка. Не беда, если часть критериев не будет дотягивать до нормы - можете разработать план по развитию нужных навыков.
Речь идет не о художественных талантах (петь, плясать и рисовать), а о межличностных и внутриличностных
Но вот если "качества профессии" вразрез идут с личностью подростка, лучше мягко, на примерах показать, что скорее всего такая работа не будет приносить удовольствия. Можно устроить небольшой тест - подобрать деятельность в рамках быта, окружения, для которой нужно будет применить профессиональные качества.
Пример с тем же журналистом: поищите подработку промоутером, в рамках которой нужно будет узнавать мнение прохожих, посетителей магазина о каком-то товаре или услуге. Если ребенок будет себя комфортно чувствовать в этой "шкуре", действительно, ему близка профессия журналиста. Если же он будет готов "сквозь землю провалиться", то стоит поискать другую сферу журналистики (например, онлайн-журналист) или иное направление деятельности.
4. Расскажи об условиях работы этого специалиста.
Важно понимать, в каких условиях работает человек выбранной профессии. Привожу пример из личного опыта. На диагностике подросток в качестве приоритетной профессии называет археолога. После короткого диалога выясняю, что будущий археолог очень сильно ценит комфорт и хочет нормированный график работы, чтобы уделять время себе и развлечениям. Налицо несоответствие "хотелок" с реальным положением дел у археологов.
Примерно так...
5. Каких вершин ты хочешь достичь?
Узнайте, есть ли амбициозные профессиональные цели у подростка? Знает ли он о возможностях карьерного роста в выбранной специальности? Может быть, ребенок станет с уверенностью рассказывать о должности руководителя IT-отдела Газпрома, а может он хочет быть обычным учителем для детей с ОВЗ... Главное, чтобы будущий специалист видел возможности и перспективы профессии, ПРИМЕРНО оценивал свой профессиональный путь. И пусть он потом изменится, главное - уметь хоть немного заглядывать в будущее, чтобы понимать, к какой точке строить маршрут.
6. Ну и какой у нас план?
Улыбаемся и машем!
В ответе должны мелькать выбранные предметы для сдачи экзаменов (обратите внимание на то, соответствуют ли предметы для ОГЭ или ЕГЭ тем, которые требуются для поступления) и ПРИМЕРНЫЕ варианты учебных заведений. НО! Ответа может и не быть. Тогда помогите ребенку, обсудите вместе выбор предметов для итоговой аттестации, проштудируйте вузы и ссузы, обговорите форму обучения.
И вместе помечтайте, какой классной будет работа у вашего ребенка, как он будет на ней счастлив, какую пользу принесет обществу, какие личные выгоды получит. Мотивируйте, вдохновляйте, поощряйте, помогайте!
А если нет времени или сложно, пишите мне, я помогу.
Осознанного профессионального счастья вашим детям.