Столкнулась с тем, что родители очень скептически относятся к профориентированию своих детей. Я изложу свои мысли по поводу причин, а вы в комментариях пишите свои.
Ну, основное... "В наше время профориентации не было, шли, куда мамка скажет (куда денег хватит, куда возьмут).
Да, действительно, у родителей, которые заканчивали школу в 90-х - начале 2000-х профориентирования не было. Очень ценилось высшее образование, оно практически было гарантом ВОЗМОЖНОСТИ хорошей должности и заработка (но не всегда срабатывало), в моде были юристы, экономисты и менеджеры, только-только начинали появляться сотовые телефоны, а наличие персонального компьютера считалось признаком достатка выше среднего. Страну шатало от перестройки, "перестраивалось" всё очень медленно и в сомнительных направлениях. В почете было "кумовство", "связи" и т.п.
В таких условиях, естественно, об осознанном выборе профессии думалось как о какой-то блажи. Вообще бы работу найти после окончания учебного заведения. В ВУЗы шли ради "вышки", колледжи и техникумы считались пристанищем неучей.
Цель обучения в то время - РАБОТАТЬ, чтобы ВЫЖИТЬ (потому что выросли у родителей, которые в перестройку потеряли всё, видели пустые полки магазинов, задержки зарплаты по 6-9 месяцев и то, что без связей ты никто).
Ох, сколько их выпустилось...
Так и смотрят родители с той колокольни на своих детей.
Ау, очнитесь, уже 20 лет прошло! Ваши дети выросли со смартфонами в руках, они видят огромное количество возможностей и они могут ВЫБИРАТЬ! У них нет цели ВЫЖИВАТЬ, они перешли на следующий уровень пирамиды Маслоу, они хотят САМОРЕАЛИЗАЦИИ. САМОреализации, а не МАМОреализации.
Родители тех времен (в теории поколений их называют "игреками") хотят, чтобы их дети жили лучше, чтобы у них было всё (в принципе, это характеризует любое поколение родителей), и они из кожи вон лезут дать им это лучшее, но лучшее по своему мнению.
Примите, пожалуйста, факт, что ваши ценности отличаются от ценностей ваших детей. Вы были такими же, ваши ценности так же отличались от ценностей ваших родителей, и вы бунтовали, когда вам, "игрекам", "иксы" навязывали важность общественного мнения и интеллигентные профессии.
У каждого времени свои потребности.
Условия, в которых растут современные дети:
- смартфон - 24/7
- параллельная "цифровая" жизнь
- невероятный IT-прогресс во всех отраслях
- неимоверное количество информации, которое доступно любому человеку
- получение знаний онлайн практически без ограничений
- огромное количество новых профессий
- переориентация производства на самообеспечение, импортозамещение
- высокооплачиваемые профессии без получения высшего образования.
Отсюда и ценности сегодняшних подростков:
- понять свое "Я", реализовать свои таланты
- работать на интересной работе в комфортных условиях
- интерес к новаторским технологиям
- нацеленность на успешную карьеру.
Сегодня как никогда важна качественная профориентация. Ну не может родитель ОДИН помочь ребенку с выбором профессии. Во-первых потому, что часто смотрит на работу с "колокольни" своего опыта, даже если он не всегда удачный, особо упорные говорят - я ж так учился, работаю без всяких профориентаций. Только работает не по диплому, работу терпеть не может и считает, что во всем виновато государство.
Во-вторых, потому что родителю самому трудно ориентироваться в огромном количестве профессий, которые появляются каждые полгода!
В-третьих, важно учитывать тренды рынка, чтобы не получить профессию, которая находится на грани исчезновения (писала о них тут).
В-четвертых, основа профориентации - глубокая работа с внутренним "Я" человека, изучение его сильных и слабых сторон, мотивации, потребностей. А подавляющее большинство взрослых и про себя-то такого не знают.
Вспомните, к телефонам и "вашим этим интернетам" тоже относились с опаской, люди, посещавщие психолога считались психически нездоровыми, работа в интернете - "разводом". Ну все же изменилось. И профориентация сейчас шагает в ногу со временем, имея в арсенале качественные валидные тесты, психологические и коучинговые инструменты, знания рынка труда и трендов современной экономики.
Мы - профориентологи - не самоучки, у нас высшие образования, опыт работы с людьми, в том числе с подростками, курсы и тренинги у ведущих мастеров страны.
Например, у меня за плечами ОЧНОЕ (для "игреков" это важно) педагогическое образование, опыт работы в школе, опыт обучения взрослых людей, обучение в одной из ведущих школ профориентологов, курсы профориентологов в МГУ, огромное количество посещенных профильных вебинаров и конференций. Я слежу за новостями отрасли на РБК, читаю профессионалов в Дзене, учусь у крутейших спецов в "Деловой среде". Я МОГУ помочь вашему ребенку. И делаю это с удовольствием.
Очень понравилась шутка "У меня дипломов больше, чем у пуделя"
Если ваш, родительский, главный посыл - "пусть он не будет работать так, как я", так пусть ваши слова не расходятся с делом.
Не выбирайте ребенку профессию исходя из "своего опыта", своих нереализованных амбиций и своих "я лучше знаю, где деньги". Наши дети не про деньги, они про интерес. Деньги будут, не переживайте. Дайте ребенку работать в кайф, приходить домой и радоваться прошедшему рабочему дню, с удовольствием строить планы и достигать карьерных высот.
И, главное, почувствуйте разницу между "меня никто не спрашивал, родители сюда засунули" и "меня родители вовремя отправили на профориентацию и я сам выбрал то, что мне по душе, а они меня поддержали". Что вы хотите услышать от своего ребенка через 5-10 лет? "Пап, мам, спасибо, что тогда поддержали меня" или "Я вас не просил меня туда устраивать?"
Работаю онлайн, все подробности
здесь.