"Французские дети не плюются едой"

Apr 07, 2013 15:32

Обещала по прочтении написать свой отзыв. Вот выдалось время, поэтому пишу. Собственно, речь об этой книге.

. И как ни странно, об этой рецензии, которая полностью иллюстрирует наше отношение к книге и умение читать книгу исключительно через увеличительное стекло собственных стереотипов. Из рецензии: "Неважно, откроют ли они в 16 лет свой стартап в Силиконовой долине и научатся ли с младенчества слушать классическую музыку,- главное, чтобы ребенок хорошо спал и ел брокколи, когда дают. А то неудобно же перед людьми".
Начну, пожалуй, как раз с нашего бассейна. Вчера вдруг понаблюдала за происходящим и изумилась. Вот вам четыре сценки за два часа, проведенные Маней в благостном висении в воде.
Сценка первая. Папа привел чудесного мальчика двух лет. Мальчик превосходно плавает (его папа поддерживает под пузико, но ребенок абсолютно правильно гребет и толкается, отпусти его папа на минуту и он не утонет), папа вращается вместе с ним и приговаривает: "Давай, давай, надо проплыть свой километр".
Сценка вторая. Те же, но на бортике. Мальчик терпеть не может нырять и прыгать с бортика, видно, что это отравляет ему все существование. Папа: "Ты должен сделать это, посмотри, вон Маня значительно младше тебя, а как прыгает!" Маня и впрямь прыгает, кувыркается и ныряет как дельфин с одним "но": ей это доставляет невиданное удовольствие. В отличие от мальчика.
Сценка третья. Инструктор наша занимается с четырехмесячным малышом, в какой-то момент тот устает и начинает плакать. Папа, сидящий на скамейке запасных, строго малышу: "Работаем, работаем". Занавес.
Сценка четвертая. Еще один папа заводит в бассейн очень упитанного малыша, которому явно трудно передвигаться, но папа уверенно тащит его за руку. Инструктор говорит ему: "Сколько ему? Зачем вы заставляете его ходить раньше времени? Вы соображаете, чем это может обернуться?". Папа в ответ: "Ой, не волнуйтесь, в мае ему уже год исполнится и дома он ходит за ручки и в ходунках!" Занавес.

Быстрее, выше, сильнее. Лозунг, роднящий нас с американской системой воспитания. Родители (присмотритесь) соревнуются во всем. Мой ребенок обязан первым пойти, хорошо нырять, учить английский с пеленок (моя здравомыслящая приятельница с 10 месяцев занимается с ребенком алфавитом), считать, сидя на горшке, у него должны в три месяца прорезаться зубы, а в десять он обязан знать все законы Ньютона. Вот вам перечень вопросов, заданный мне на дне рождения Сашиной тети, родственниками:
- А Маша во сколько пошла? В 11? Надо было ходунки использовать, тогда пошла бы раньше.
- А сколько у Маши зубов, а когда прорезался первый? Ой, а у моего раньше.
- А она уже говорит? Вы с ней занимаетесь? Вот моя подруга...
- А на горшок она уже ходит? Я своего с рождения приучаю
- А вы еще кормитесь?

Знакомо? Как будто от того, во сколько Маша самостоятельно вынесет за собой горшок, зависят все ее успехи в будущем. Я промолчу, что весь наш дом завален всевозможными сортерами и развивайками, надаренными родственниками (а Маня регулярно играет с синим бобром, пупсом и шампунями в ванной).

Моя подруга под давлением родственников отвела своего сына-флегматика к невропатологу. Знаете почему? Потому что в 11 месяцев он не махал рукой "пока-пока" и мог задуматься над чем-то минуты на три (провалы сознания, ох-ах, возможная эпилепсия, у семиюродной бабушки по отцу она была!). И что вы думаете? Невролог прописал уколы (правда, эпилепсию напрочь отверг и посоветовал не мешать ребенку)! Вместо того, чтобы дать пинка маме. От уколов мы подругу отговорили, ровно в год сын замахал рукой и думает теперь свои думы исключительно не на глазах у родителей.

Именно об этом и пишет автор книги, а не о том, кому и почему должно быть стыдно. Это не пособие по воспитанию (у французов детей растят, а не воспитывают), это дневник наблюдений. И только мы можем углядеть там смысл "он не ест брокколи и мне стыдно". Там есть что перенять, уже не говоря о том, что такое проникновение в чужую культуру просто интересно. А у Мани теперь послабление в том, что:
- я не бегу ночью по ее первому требованию. Как выяснилось, Маня умеет во сне разговаривать сама с собой, сидеть в кровати и спать сидя. И не надо ее будить. У нее своя ночная жизнь. И ей действительно надо учиться спать.
- я не заставляю ее есть из банок (и раньше-то не очень заставляла, теперь вовсе положила это желание на дальнюю полку). Маня ест из красивой посуды вилкой (да мы боимся, что она наколется, но ей нравится) по 40 минут гоняя горошек по блюду. Мы не надеваем ей слюнявчик (она его не переносит) и разрешаем вылить на себя чашку компота, потому что по иному у Мани пить пока не получается (но с каждым днем пролитого и уроненного все меньше). И она теперь несется к столу с воплем "ням", а в стульчике кормит своего пупса, по окончании трапезы Маня слазит и сосредоточенно собирает крошки с пола.
- Маня имеет право поучаствовать в приготовлении пищи, несмотря на последствия. Удивительно, но последствия далеко не так разрушительны, как нам казалось. За все время она разбила ровно одну чашку исключительно по случайности.

И - удивительно - но она действительно стала меньше плеваться едой. Точнее, теперь она просто дергает тебя за рукав, мол, готовь салфетку и аккуратно вываливает туда содержимое.

Нужно ли читать эту книгу, если вашему ребенку 2-3-4-5 лет?Я убеждена, что да. Конечно, лучше всего прочитать ее, когда ребенку совсем мало, но и после года не поздно. Только не воспринимайте это как учебник и не выполняйте все рекомендации в точности. Это прекрасное чтиво, которое может облегчить жизнь вашему ребенку.

И - да - я согласна с автором: ребенок - не инвалид. Не надо под него менять весь свой уклад. С ним вполне можно жить комфортно. Причем этот комфорт может быть обоюдным:)
Previous post Next post
Up