Нас давно приглашал в гости осевший на Севере старинный друг. И в 2010 году мы сподобились наконец. Однако, чтобы добраться туда, нужно было пройти через испытания. 1880 км (в одну сторону) стали моим первым дальним переездом. Огромную помощь в этом оказало нам описание дороги, присланное сведущим человеком...
Напутствий было два.
1) Не торопитесь, не гоните, воспринимайте дорогу как приключение само по себе, получите удовольствие от самого процесса;
2) чем меньше М5, тем лучше.
Руководствуясь вторым пунктом, из трёх возможных вариантов дороги до Тюмени мы выбрали тот, что пролегает через Месягутово. Далее, прилагаю слегка отредактированный текст описания (выделенным текстом) со своими краткими комментариями. Из GPS у нас был туристический Гармин, причём после Екатеринбурга карта превратилась в чистое поле. Так что этот текст стал нашим главным путеводителем, как выяснилось позже, весьма эффективным. Фото фрагментарно сделаны через нестерильное окно движущегося авто, так что не судите строго.
Сначала фигачите по М5 до поворота на Кропачёво. Эту дорогу ты хорошо знаешь, поэтому едете спокойно, дышите выхлопами фур. Дальше чешете мимо Янган-Тау до Месягутово. В Месягутово едете прямо, никуда не сворачивая, после кругового движения лучше никого не обгонять, даже когда кажется, что можно, там чуваки на выезде с биноклями стоят, иногда пускают трактор, а сами прячутся на вершине горки на выезде из Месягутово. Дальше гаишников тоже достаточно, любят места запрещенных обгонов явно (когда есть знак) и неявно (вершины подъемов, обозначенных знаком "крутой подъем"). Доедете до Большеустьикинского, будет 11 км гравийной дороги. Можно, конечно, объехать через саму деревню, но по времени быстрей не будет. Я обычно езжу по гравию.
Эта гравийка представила взору неописуемое зрелище. Широкое полотно было живописно заселено десятками фур, которые, медленно извиваясь, пробивались сквозь ухабы. Мы тоже ехали медленно, в эфире царила сосредоточенная тишина. Но стоило нам задать риторический вопрос о том, сколько же это всё ещё продлится, как рация взорвалась остросоциальным философским диспутом о том, что происходит, кто виноват и что делать - минут эдак на 20-30. При этом речь многочисленных ораторов проявляла их глубокое понимание как сути локальных проблем, так и мироустройства в целом, а язык был сочным, образным и метафоричным. Вообще же сибишная рация - очень нужный предмет в дороге, если в салоне нет детей.
P.S. В комментариях (2018) добавили, что "до Большеустьикинска уже давным давно сделали дорогу".
После Натальинска (это примерно 355 км), будет замысловатая развилка (см. фото), нужно повернуть направо на Арти. Когда я ехал, перед этой развилкой шел ремонт дороги, и она была посыпана мелким гравием. Встречным КАМАЗом принесло 4 камня - в результате по приезду в Когалым пришлось менять лобовое стекло - рекомендую опасаться. В дальнейшем следовать указателям на Арти, Михайловск, Екатеринбург.
Дорога на этом участке извилистая, но не сильно загруженная, более-менее ровная, милиции мало. На трассу Пермь-Екатеринбург выскочите за 70 км до Екатеринбурга. Будет аналог М5, пока не начнется дорога с разделительной полосой. При въезде в Екатеринбург, сразу после поста ГИБДД будет указатель направо, желательно не пропустить. В дальнейшем указателей будет много, заблудиться сложно. Терпеливо стойте на светофорах, в пробке на ремонтирующейся дороге. Проезд Екатеринбурга за 40 минут - отличный результат, за 1,5 часа - обычный, так что запаситесь терпением.
Надо сказать, что мы весьма подзадержались с выездом и до Екатеринбурга добрались только к ночи. В результате миновали его минут за 20, так что смело можно рекомендовать этот способ для быстрого прохождения. Обратной стороной стала проблема ночлега. Час ночи, темно, уже глаза слипаются, обстановка тревожная. В результате отъехали на пару км вбок от трассы и заночевали прямо в поле - коврики+спальники, даже палатку не стали ставить. Зато к 6 утра батарейки были перезаряжены, завтрак на газовой плитке - и снова в путь!
Далее по дороге на Тюмень будет масса населенных пунктов - Малые Брусяны, Белоярский, Богданович и т.д.
Здесь комментировать особо нечего, доехали в штатном режиме, вообще запомнилось по всей дороге большое количество таких вот крестов:
Проезд Тюмени: Первый указатель, направляющий налево, игнорируем, едем прямо (выезжаем с кольца на первом выезде). Доезжаем до следующего кругового движения и поворачиваем налево (второй выезд с кольца). Это улица Мельникайте, по ней пересекаем Тюмень (на всех кольцах, перекрестках держим общее направление прямо, переезжаем мост через реку) пока не упрёмся в Т-образный перекресток, поворачиваем по стрелке направо. Это Тобольский тракт. По нему и фигачьте до Тобольска. 250 км хорошей дороги. В утренние часы на участке Ярково-Тобольск очень активны упыри. С восходом солнца активность их несколько падает, поскольку дорога становится позагруженней, и водители предупреждают друг друга. Места их засад я знаю, но, к сожалению, описать не смогу - полагайтесь на интуицию.
Тюмень порадовала хорошими дорогами, да и вообще показалась чистым и аккуратным городом, насколько об этом можно судить на ходу. Улица Мельникайте:
После Тобольска указатели ведут на Ханты-Мансийск. Этот участок дороги самая жопа, колдоёбина на колдоёбине. Есть две тактики преодоления данного участка. Первая тактика - слалом. Едешь быстро и надеешься на свою реакцию. В принципе многим везёт. Основные признаки опасности:
1)следы горелой резины на асфальте;
2) мужик с домкратом на обочине (правда, он, как правило, находится уже после колдоёбины из-за сил инерции);
3)автомобиль в заднице у другого автомобиля (верный признак, что перед ними яма глубиной в овраг).
Вторая тактика - тупо едешь 30 км/ч, аккуратно объезжая все ямки. Как правило второй тактикой пользуются неудачники из первой группы, их можно отличить по задумчивому выражению лица.
Правильнее найти золотую середину. Где-то разгоняешься, увязавшись за подходящей по скорости тачкой и повторяя ее траекторию. Если ее траектория окажется неудачной, у тебя будет на четверть секунды больше, чтобы принять верное решение. Где-то притормаживаешь, если нет подходящего тральщика. Так потихоньку и доедете до Салыма.
Действительно, это были 200 км кошмара. Причём с виду дорога выглядит довольно успокаивающе, однако, резкие и глубокие пробоины в асфальте внезапно выскакивают прямо под колёса таким хитрым образом, что избежать попадания в них практически невозможно. Даже фуры здесь выдают самые замысловатые пируэты, постоянно выезжая на встречную и затрудняя обгон. Впрочем, обгонять по такой дороге вовсе не хочется.
Яму не видно, но фуры разъезжаются перед ней в разные стороны
Обочины усеяны обломками декоративных колпаков. Там же производится оперативный шиномонтаж силами "неудачников из первой группы"
Даже большие колёса не спасают
Салым -это уже ХМАО. Добро пожаловать в наш округ!
Далее кривая и раздолбанная дорога после испытанного перед этим будет казаться хайвеем. Правда, сцуки, кругом скорость ограничивают 70-ю. В Пыть-Яхе лучше ехать 60, гибдд там всегда. Нудно, длинный он очень, но деваться некуда. После путепровода дорога уходит 90 градусов направо, дальше двигаетесь до Нефтеюганска. Переехав мост через Юганскую Обь, оставляете Нефтеюганск слева, двигаетесь на Сургут. Дорога отличная, надо воспринимать тех, кто впереди тебя, как конкурентов, но рекомендую соблюдать разметку, секут.
Пейзаж постепенно менялся, осенняя среднерусская красота
...уступала давлению болот
Названия многочисленных рек становились всё непривычнее. Тем не менее, осмысленно назвать все из них уже не хватило фантазии, многие так и остались просто ручьями...
В лесу стали появляться огнедышащие жерла нефтяного демона...
...а в кустах - гнездиться кусты
Доезжаете почти до моста через Обь и упираетесь в хвост очереди. Мост ремонтируют, поэтому будьте готовы потерять два часа времени. Встречные потоки пускают по очереди посредством светофора, как в Симе, правда один цикл составляет один час. Тут начинаешь понимать, что тех кто стоит впереди тебя, ты бы мог обогнать раньше, если бы ехал побыстрее. Терпеливо стоите в очереди, сохраняя душевное равновесие, не надо называть идорами тех, кто влезает без очереди, устраивая второй и третий ряд, чешет по обочине, встречной и т.д., может быть, они опаздывают на важную встречу, может, им в сортир приспичило. Вы едете отдыхать, вам спешить некуда. Переехав мост длиной 2 км, продолжаете двигаться по указателям на Сургут.
Подъезжая к Оби, мы уже морально приготовились к пробке и томительному ожиданию, но - о чудо! - незадолго до нашего приезда мост наконец отремонтировали, и машины по нему бойко сновали в обе стороны! Впечатляющее сооружение, подвешенное где-то в облаках...
Сразу после въезда в Сургут улыбнитесь и помашите ручкой - вас снимает скрытая камера, но вам по фиг, у вас номера башкирские. Игнорируя первый указатель на Когалым-Нижневартовск, доезжаем до оранжевого моста. Надо будет заехать на него налево (то бишь, проехав под ним и сразу повернув направо по указателю Аэропорт, Нижневартовск). Дальше прямо. Перед рампой с кучей светофоров и после неё ещё раз помашите ручкой в камеры.
Казалось бы, чем дальше, тем проще, но в Сургуте мы заплутали, уехав-таки в аэропорт. Что, как ни странно, повторилось и на обратном пути. Очевидно, аномалия связана с этим замысловатым обелиском:
Ну а дальше как-нибудь доедете. На круговом движении направо будет дорога на Нижневартовск, а в Когалым и Ноябрьск прямо. Останется всего-то 150 км.
Как-нибудь и доехали. Чтобы не повторяться, после Тюмени поехали через Касли-Кыштым-Миасс, получилось короче, быстрее, живописно очень, но всё-таки - чем меньше М5, тем лучше... Больше всего впечатлил жуткий вид Карабаша, безжизненные отвалы, кислотные пасторали. (В инете можно найти кучу гораздо более выразительных фото по запросу "Карабаш самый грязный город планеты").
Приложение:
355 км - поворот на Арти
440 км - проезжаем Михайловск. Он остается справа.
609 км - Малые Брусяны, 631 км - Белоярский, 665 км - Богданович
747 км - Пышма
1142 км - Тобольск. После моста через Иртыш - прямо мимо поста ГАИ.
1149 км - перекресток. Едем на Сургут прямо. После Тобольска едем по указателям на Ханты-Мансийск.
1467 км - пост ГАИ Салыма.
1594 км - Пыть-Ях. В Пыть-Яхе после моста направо и держать путь на Нефтеюганск.
1640 км - Нефтеюганский мост. Едем по нему и поворачиваем на Сургут по объездной. Нефтеюганск остается слева.
1765 км после заправки круговой перекресток. Едем прямо.
1783 км - поворот направо на Когалым.
1795 км - поворот направо на Когалым. Остается 120 км.
1817 км - поворот после моста направо на Когалым. Остаётся 58 км.
1862 км - поворот направо на Когалым. Остается 11 км.
Все, надоело писать.
Упд. от 11.04.2013: Прочитал описание дороги. Я уже три года как не езжу в отпуск на машине, поэтому об изменениях ничего не могу сказать, за исключением того, что появилась хорошая объездная вокруг Пыть-Яха. Может быть, и дороги подлатали где-нибудь, бывают же чудеса и в нашем Отечестве.
Да и мне пора закругляться. Хочется добавить, что в самом Когалыме было круто. Но это уже совсем другая история...