До первого самостоятельного! (Несколько сюжетов из жизни курсанта - Часть 3)

Dec 14, 2011 15:21

Не готов!

Весна 2008г. Московская область. Аэродром Ступино.


Длинная бетонка. Такая длинная, что пузатые двухмоторные Элки становятся под загрузку для парашютистов на одной части полосы, а другую спокойно используют для взлета и посадки учебные самолеты. Парашютистов много, но и места настолько много, что никто никому не мешает. Обычный день ранней весны. В аэроклубе идет своя жизнь. Аккуратные ангары. Вылизанные самолеты. Курсанты, инструкторы и техники в фирменной одежде. Современный офис, учебный класс, госитиница и столовая. Настроение у всех позитивно-деловое. Разинув рот, стоит на перроне новый курсант с рюкзаком за плечами, приехавший сюда первый раз из другого клуба. К нему подходит его новый инструктор:
- Ну что, полетим знакомиться с районом аэродрома. Иди - готовься...













***

- Ты сказал своему инструктору, что готов к первому самостоятельному. Инструктор поверил тебе и полетел проверять - он сидел молча и хотел совсем не вмешиваться в твои действия. Но у него не получилось... Ты его обманул! Ошибки, грубые и не очень, не укладываются в голове, да и в тетради выглядят ужасно:
Осмотрительность на предварительном Собрался занимать ВПП и не увидел, не посмотрел, что в это время кто-то садится!
Контроль и управление режимом двигателя Выясняется, что за температурой цилиндров, масла, воздуха на входе в карбюратор, давлениями ты не следишь, рычаги положения жалюзи капота, створок маслорадиатора, подогрева карбюратора ты не трогал ни разу в жизни - все это выставлялось как-то... Автоматически! Прошлый инструктор делал это за тебя...
Параметры полета не выдерживаются Не говоря о том, что высота полета гуляет от 250 до 400м на кругу, ты не держишь скорость в наборе и, самое главное, на прямой. Скорость! Ты не можешь с ней управляться - ты уже подходишь к третьему развороту, а на приборе 220 км/ч, тебе надо замедлиться до 180, а потом выпустить шасси... Чего проще? Поставь двигателю малый газ, подзадери нос, и скорость упадет моментально... Сколько можно бояться ставить малый газ - пора прекратить рефлексию после вынужденной посадки! И на прямой то же самое - зачем такой запас по скорости? Скорости много не бывает? И что в результате? Ни разу не сел, где рассчитал - перелеты и взмывания!
Перепутал выпуск шасси с выпуском щитка. Выше всяких похвал... Рычаги выпуска шасси и щитка специально разнесены и выпускаются даже разными руками! Но нет для тебя ничего невозможного, вместо выпуска шасси достал щиток!
Ошибки на рулении. Да, выяснилось, что и рулить ты толком не умеешь - то и дело загоняешь переднюю стойку шасси в такое положение, что потом не можешь развернуться в нужную сторону до тех пор, пока кто-то не подойдет и не поправит
Ошибки при выключении двигателя. Это уже само собой. Пытался выключить мотор, не охладив его - ведь за температурой ты не следишь! Не выключил предварительно потребители электроэнергии...

- Да! Выходит, что я еще не готов! Далеко не готов... Но это не значит, что я сдался! Пусть будут дополнительные занятия по силовой установке и системам самолета - здесь замечательные инженеры и техники, они так здорово все объясняют. Я приду пораньше, чтобы вместе с ними подготовить мотор к запуску своими руками.




Я буду знать не только как и когда, я обязательно узнаю зачем и почему, и тогда буду чувствовать мой мотор и мой самолет в воздухе и на земле. Пусть будут заходы на посадку - разные, пологие и крутые, на малых и больших скоростях, с механизацией и без, пусть будут и такие, которые совсем без помощи мотора! Я перестану бояться безмоторного полета - я научусь приходить на полосу с траверза. Я научусь определять и использовать ветер, я совладаю со скоростью и высотой. Мои посадки будут предсказуемы и стабильны. И я все же доберусь когда-нибудь до самостоятельного! До первого самостоятельного!

Продолжение

Начало


Записки курсанта, Дорога в небо

Previous post Next post
Up