n1e

Владимир Радзишевский, "Байки старой "Литературки"

Jan 26, 2008 20:58

На "Литературку" в конце 70-х - начале 80-х нельзя было подписаться свободно: "дифьсит".
Это была хорошая газета, которую с удовольствием читали все, и для каждого в ней было что-то интересное: классика, современная литература, качественная публицистика, сатира. Естественно, все это было немножко кастрированно...

Главным редактором ЛГ был Чаковский, который смог создать "Гайд-парк при социализме" (с). Либиральничать Александру Борисовичу разрешали за (со)авторство "Малой земли" и "Возрождения", нет, это было потом искреннее верноподданичество и хорошие административные способности.
Разумеется, разные КГБэшные штучки типа похищения Олега Битова или писем с осуждением разных там Сахаровых/Солженицыных в ЛГ присутствовали. Но по-другому и быть не могло

Тем не менее, газета была хорошая. А к концу перестройки она из общественно-политической всерьез превратилась в литературную и стала открывать запретные до этого имена.
Я, например, в 89-м или 90-м впервые прочел там гарики Губермана, "Виноград" Довлатова, отрывок из "Гора Мборгали" Амирэджиби и многое другое, не менее интересное и нужное.

Потом возникли какие-то дела, работа, заботы. Текучка, одним словом.
"Литературка" ушла с моего горизонта, а когда появилась снова...
Боже мой, во что ее превратили!

В 2001-м в ЛГ пришел новый главный - Юрий Поляков.
"ЧП районного масштаба" и "Сто дней до приказа" помните? Русский писатель - это не призвание, а приговор. Лучше быть пасынком, чем предателем. Иначе в 80-е годы сочинял бы в угоду советской власти, а в 90-е славил общечеловеческую ельциниану. Но я всегда писал, что чувствовал. (с)
Его поколение по аналогии с "шестидесятниками" называют "восьмидерастами". Не зря...
Этот человек этого поколения сделал газету своей. Не только по духу.

Собственно, это то, что есть теперь.
Тем же, кто помнит старую "Литературку", выкладываю ссылку на статью Аркадия Ваксберга (помните?) к 90-летию Чаковкого и два линка на заметки Радзишевского (часть I и часть II).
Зов Парижа
До войны Александр Чаковский успел побывать рабочим на электрозаводе, закончил Литинститут, поступил в аспирантуру. Улыбался смущенно, торопился медленно. На прозу не покушался. Печатал критические статьи, литературные портреты. Окучивал то Николая Островского, то Анри Барбюса, то Адама Мицкевича... На широкую известность мог рассчитывать только в узких кругах.
Когда во Франции объявили Международный еврейский конгресс в защиту культуры, из московских тузов никто туда рваться не стал. Не то чтобы не хотелось за здорово живешь Париж посмотреть и себя показать. Но, во-первых, там почти безвылазно сидел Илья Эренбург, исправно писавший для "Известий", и ему до зала заседаний не нужно было специально пыхтеть через всю Европу. А во-вторых, зачем лишний раз напоминать про свою национальность? Да еще если она явно подкачала.
Много лет спустя для решительного публичного отпора агрессивному мировому сионизму был мобилизован бывший танкист дважды Герой Советского Союза генерал Драгунский. Время от времени он появлялся на телеэкране в окружении знаменитых актеров, ученых и писателей, чтобы единодушно поднять голос, выразить протест, заклеймить позором. Дико смотрелись на коротком поводке Элина Быстрицкая или Аркадий Райкин. Было понятно, что не по своей воле они угодили в злосчастную компанию. На московских кухнях этот аттракцион назывался "Генерал Драгунский с группой дрессированных евреев".
Но в 38-м году Александр Чаковский сам пришел в Союз писателей и, смущенно улыбаясь, попросился на Еврейский конгресс во Францию. Эренбургу рассказали про отчаянного добровольца. Илья Григорьевич только хмыкнул:
- Париж стоит обрезания.

PS Спасибо vadim_i_z, котрый навел на воспоминания этим постом.

на любителя

Previous post Next post
Up