Давным-давно, когда деревья были большими, а я - не очень, то есть примерно году эдак в 1970-м, недалеко от моего дома начали строить новый дом. И весной, кажется, в апреле, при рытье котлована под него экскаваторщик «утречком ранненько» ковшом раскрошил закопанный в земле сундучок с монетами времён Петра I. По слухам, среди монет были серебряные, в отдельном не то мешочке, не то шкатулке, но основное наполнение сундука - медные монеты, от полушки до пятака. К месту находки сразу по вызову строителей прибыла милиция, изъяла основную и наиболее ценную часть клада, а затем строительство остановили до конца дня из-за наплыва граждан, разгребавших грунт всем, чем только можно. Мы - детвора - тоже кинулись после школы на раскоп, объятые золотой лихорадкой кладоискательства, и тоже разгребали землицу кто руками, кто палками... Мне попался увесистый зазеленевший медный пятак, который я тут же подарил своему другу Димке Водостоеву - он собирал монеты.
Но суть совершенно не в этом. Когда этот дом сдали, в 1972-м году или 73-м, то на первом этаже этого дома открылась Воронежская Областная станция юных техников - ОблСЮТ. Перед открытием в нашу среднюю школу прислали гонцов, и несколько наших классов сняли с последнего урока и организованно повели в этот (хотя по-правильному «эту») самый ОблСЮТ. На день открытых дверей.
Да, это была проблема. В ОблСЮТе были кружки начального моделирования, автомодельный, судомодельный, авиамодельный, радиотехнический и физико-технический. И суть нашей мальчишеской проблемы была в выборе. Потому что выбрать было трудно - глаза разбегались. Но было ограничение: для радиотехнического кружка нужно было или уже «проходить» физику в школе, или иметь хотя бы начальные навыки в этом сумасбродстве. Поэтому я после недолгих колебаний и споров с одноклассниками выбрал для себя авиамодельный. И решившиеся одноклассники - тоже. Потому что кучей завсегда веселее и интересней. В те годы мы, мальчишки, все немножко «болели самолётиками» - знали все типы машин военного времени, кое-что когда-нибудь удавалось увидеть из более-менее современного. Военные парады на 9-е мая смотрели всей страной поголовно. А тут ещё и авиазавод под боком.
Да, те несколько лет занятий авиамоделизмом - это была прекрасная школа. Развитие тонкой моторики, работа с деревом, чертежи, всякие разные технологические приёмы, негласное соперничество - «у кого лучше получилось?», нервюры, шпангоуты, кромки, лонжероны, закрылки, рули высоты, тяги, «качалки», эмалит, «микалетная» бумага (на самом деле - микалентная)... Круглая резинка «венгерка» - ммммм!... - мечта дворовой шпаны... И движки - компрессионные МК-12В, МК-16, «Ритм», калильные «Метеор» и МК-17... Но «тяга» - это уже потом, а началом каждого авиамоделиста обязательно был планер. Потому что это наиболее просто и были уже готовые наборы материалов для их изготовления и сборки. И на первом своём планере каждый из нас сдавал свой первый технологический экзамен по аккуратности, терпению, внимательности, усидчивости, ответственности. Да, первое было простеньким и очень трудным одновременно. Но когда это изделие после пары месяцев кропотливых трудов уходило с петли в воздух, сначала поднимаясь от начального толчка, а потом плавно скользя с едва заметным снижением, без пикирований и штопоров, это было ещё то ощущение.
Одной из наиболее популярных кордовых моделей у нас была «Шипка» - красивый самолётик под движок МК-16 или «Ритм». С простыми технологическими решениями, в принципе легко реализуемыми даже «на коленке». Эта модель когда-то была призёром на каких-то международных соревнованиях, по-моему, по классу кордовой «акробатики», то есть исполнения пилотажных фигур. Но когда я эту модельку собирал, то совершил авиамодельное преступление - нарушил соответствие чертежам. Во-первых, я её делал в размер 150% от исходного. А во-вторых, у всех кордовых моделей киль статичен и отклонён от оси фюзеляжа на несколько градусов, чтобы обеспечить дополнительную центробежную силу для модели, способствующую натяжению корды. А я киль делал честный, с рулём направления. Потому что была у меня мечта - надыбать для этого самолётика радиоуправление и отправить его в свободный полёт, без «верёвок»... И вот на этом радиоуправлении я и «переключился» на другое увлечение, тем более, что наш руководитель авиамодельного кружка уволился, а нового найти в ОблСЮТ очень долго не могли.
К чему мне всё это вспомнилось?..
Я смотрю на современные кетайцкие дроны. В основе - грубая физическая сила, никакой аэродинамики, никакой эстетики. Посмотрел в етих ваших энторнэтах за современное авиамоделирование. Ну есть же! Не машинки, а просто красавицы! И «тяга» к ним в широчайшем ассортименте, вплоть до ТРД. И системы управления - любые.
И подумалось мне, что если БЫ тем пацанам из тех 1970-х дать хотя бы половину нынешних возможностей со всеми этими CNC, 3D/4D/5D-print'ами, моторчиками с неодимовыми магнитами, аккумами на 20 ампер-часов размером с мыльницу - ТЕ пацаны нынешних всяких максимков фоминых в вопросе дрономагии просто порвали бы, как Тузик грелку. Без напрягов, походя, буквально в одно касание. Потому что сейчас этими наиважнейшими на мой взгляд вопросами занимаются просто «на износ и на разрыв» единицы энтузиастов, да ещё и на средства, собираемые по копейке всем небогатым нашим миром. Но пока что - всё так, как есть. А ОблСЮТ по ул.Щорса, 164 недавно, с год назад, - закрылся. Помещение продали.