Гетти Вилла

Jan 10, 2014 23:57

Возвращаюсь к путешествию в LA в ноябре прошлого года. Мы как-то долго его игнорировали в качестве места для поездки. В большинстве отчетов о поездке рассказывают об Аллее Звезд, Санта-Монике, набережной. Иногда встречается упоминание о Гетти Арт Центре. Про Виллу Гетти до поездки я к своему стыду вообще ничего не знала. Да и про самого Гетти тоже. Забегая вперед скажу, что задавшись целью открыть для себя LA нашла еще несколько интересных мест достойных для посещения. Так что я думаю, что в ближайшем будущем соберемся туда еще раз.





Начну издалека - про Поля Гетти. Большего всего в очерках о нем упоминается, что он был одним из
первых американских миллиардеров и на момент своей смерти в 1976 году был самым богатым человеком в мире (я думаю большого удивления не составит тот факт что свои деньги он заработал на нефти).
И главное что при всем своем богатстве он был очень жадным. Установил в своем доме платный таксофон
для гостей, экономил буквально на всем, даже на точилках карандашей, оставил своих детей без средств к существованию, отказался заплатить выкуп за похищенного внука. Одним словом просто воплощение
жадности если верить журналистам. При этом как-то из внимания упускается, что он оставил свои
миллиарды фонду музея Гетти. Кто был в музее Гетти поймет, что это действительно правильное решение. Многим лично большой беды не будет от того, что сыновья Гетти остались без миллионов, зато можно посмотреть Ирисы Ван Гога в подлиннике и более того там еще и фотографировать разрешают в отличии от музея Гугенхейма или того же Прадо.

Кто же такой Гетти? Родился Жан Поль Гетти в семье нефтяного магната. Отец ирландец по происхождению был из бедной семьи. Все чего он добился это благодаря своей жене. Именно она заставила его получить образование (а так он был простым сельским учителем) отдав на это свое приданное. Именно она предложила купить участок земли в Оклахоме, который оказался просто золотым по количеству найденной нефти. Поль у них появился уже в преклонном возрасте (матери было около 40 лет и это был 1892 год). До этого они потеряли единственную дочь от тифа. Эта же болезнь сделала мать инвалидом - она оглохла и большую часть времени проводила в кресле, хотя дожила она до глубокой старости и пережила своего мужа. Если почитать автобиографию Гетти "As I see it" видно, что родители боялись его любить, боялись привязаться к нему. Ему не покупали подарки, не отмечали дней рождений, максимально ограничивали его общения с другими детьми из-за страха болезней или травм. Я думаю, что именно это повлияло на формирование экцентричной личности Гетти и на его отношение к собственным детям. В 7 лет отец записал на имя Поля несколько сотен акций своей нефтяной компании. Гетте рос как типичный испорченный богатый юнец - гулянки, пирушки, девушки, немного поучился в Университете Южной Калифорнии, бросил, мотивируя отсутствием нужных курсов, переехал подальше от родителей в Беркли, там тоже долго не задержался и перебрался в Англию. Постоянно требовал у отца денег на свою бурную жизнь. В конце концов отец сказал что все выплаты будут идти с диведентов акций Поля. К 20 годам Поль решил втянуться в семейный бизнес и отец создал ему свою небольшую компанию. К 22 годам Гетти заработал свой первый миллион. У него было какое-то особенно чутье на правильные сделки, часто он шел против решений отца. Тот вплоть до своей смерти считал что сын разорит бизнес и все свои деньги и компанию завещал жене. Впрочем к этому моменту Поль Гетти уже и сам прочно стоял на ногах.

Гетти любил женщин. Был женат 5 раз и столько же разведен. Самым длинным оказался последний брак - 19 лет. Сам Гетти говорил "Длительные отношения с женщиной возможны, только если ты банкрот". Он временами сожалел что все браки распадаются хотя и считал что в этом нет его вины. Он ни разу не начинал развод. Что впрочем не помешало ему дважды быть двоеженцем - новый брак регистрировался до получения бумаг о разводе. От четырех жен у него было 5 сыновей. Он пережил двух их них - младший умер в 12 лет от опухоли мозга. Другой покончил с собой (во многом в этом была вина самого Поля Гетти - слишком много давления он оказывал на своего сына и слишком мало ценил его). На момент смерти у него было 16 внуков. С сыновьями у него никогда не было близких отношений. Все кроме младшего пробовали работать с отцом но только двое реально смогли чего-то добиться в нефтяном бизнесе. Но все равно полноценный контроль над всем был только у отца. Один из сыновей судился с отцом из-за недастаточного содержания ибо работать самому ему совершенно не хотелось.

Про то, что Гетти оставил своих сыновей без ничего (ну по сранению с тем что досталось музею это правда). На деле мать Гетти основала фонд который выплачивал деньги ее внукам, плюс у каждого сына был пакет акций компании, которые приносили диведенды. Поль Гетти оставил деньги своим внукам, что впрочем не помешало некоторым из них судиться с фондом музея за бОльший куш. Гетти оставил деньги многим из своих подруг, которых у него вплоть до старости было немало.

В 1950 году Поль Гетти переехал в Англию, чуть позже купил себе поместье Саттон-Плейс (которым к слову сейчас владеет русский магнат) и больше не вернулся в Калифорнию. По легенде гадалка предсказала ему смерть, если он попытается вернуться в Америку, а потом еще и корабль затонул (на котором он собирался плыть в Штаты но в последний момент по делам бизнеса остался в Англии). Летать он вообще панически боялся (впрочем на это у него были причины - он однажды попал на небольшом самолете в ураган.) Плюс живя в Англии он гораздо меньше платил налогов, приумножая свое состоянии.

В книге "The great Getty : the life and loves of J. Paul Getty, richest man in the world" рассказывается несколько историй о жадности Гетти и что за этим стояло. Однажды Гетти с кем-то отправился на выставку Челси. Перед будкой с билетами стояла надпись что после 5 вечера вход в два раза дешевле. До 5 оставалось еще пол часа и Гетти предложил своему спутнику прогуляться вокруг квартала. Это проишествие тут же попало во все газеты. Самый богатый человек экономит копейки. Сам Гетти по этому поводу просто спросил, неужели в этом нет смысла и другие не поступили бы так же как он - погода хорошая, он никуда не торопился и прогулка экономила ему 8 шиллингов. По мне так вполне резонно.

В Саттон-Плейсс действительно был установлен таксофон для гостей. Но стоял он всего 18 месяцев,
пока шла реконструкция поместья. Просто в какой-то момент батлер Гетти обратил внимание хозяина что счет за телефон просто стал зашкаливать. Отдельные звоники стоили более 110 английских фунтов. Гости и мастера ремонтирующие поместье звонили в Канаду, Штаты, не говоря уже о местных звонках. Сам же Гетти говорил что таксофон это услуга для его гостей, им не нужно ехать в город чтобы позвонить, т.к в некоторых поместьях телефон вообще отсутствовал. Но при этом он подчеркивал что его гости люди вполне обеспеченные и он не видит причины, почему он должен оплачивать их личные звонки.

Про выкуп внука история вообще темная. В Италии (а именно там жила семья его сына, да и сам Гетти любил бывать и даже владел несколькими виллами) в 1970 годы более 300 детей богатых семей были похищены с последующими требованиями выкупа. Это только известные случаи, многие просто платили не вмешивая полицию. Когда пропал внук первые требования были около 400 тысяч долларов. Гетти сказал, что если он заплатит то поставит под угрозу остальных внуков - их тоже начнут похищать с целью выкупа. Но тем не менее нанял частного детектива. По данным этого детектива обнаружилось что внука видели гуляющим на свободе в полном здравии, что это он с друзьями сам организовал свое похищение, чтобы выбить деньги из дедули. Потом сумма выкупа несколько раз менялась в пределах сотен тысяч. Потом неожиданно был звонок с требованиями выплатить 17 миллионов долларов. Через какое-то время во почте пришел пакет с отрезанным ухом и клоком волос и анализ показал что все это принадлежит внуку Гетти. Дело приняло серьезный оборот - Гетти торговался с похитителями и сумма была снижена до 3 миллионов. Гетти выплатил 2.2 миллиона (так как больше чем это он не мог списать с налогов) а остальные деньги дыл сыну под процент. Внука нашли живым, но он так и не пришел в себя от психологической травмы - наркотики и алкоголь привели к инсульту, после которого он перестал говоритьи практически полностью ослеп.

Пора останавливаться писать про Гетти. Книги о нем читаются на одном дыхании, хотя и напоминают Санта-Барбару, не перестаешь удивляться этому человеку.

В какой-то момент Гетти увлекся искусством. На это были и вполне материальные причины - часть своих покупок Гетти дарил музею, списывая огромные суммы с налогов. Искусство он воспринимал своеобразно. Как говорил один из его агентов - если большинство падали на колени перед Пантеоном не в силах передать свой восторг перед красотой и величием, то Гетти рассматривал колонны задавался вопросом о технике изготовления купола здания, подсчитывал пропорции. Его больше интересовала техническая сторона красоты. Как и в делах бизнеса он предпочитал покупать что-то по бросовой цене с прицелом что в будущем оно сильно подорожает (впрочем так и получалось, чутье его не обманывало). Когда в моду вошли картины импрессионистов Гетти стал скупать французскую мебель (сейчас музей Гетти владеет самой лучшей коллекцией мебели), классические скульптуры, мозаики, фрески, те которые стоили гораздо дешевле. Но всегда требовал полный отчет о каждой покупке, о легальности сделки. Большую часть своей коллекции он хранил на своем ранчо в Калифорнии, даже часть картин из Саттон-Плейс были вывезены туда.

Директор музея предложил открыть на ранчо частный музей, тогда Гетти мог бы списывать еще более приличную сумму с налогов. Музей был открыт всего два дня в неделю, был бесплатный, как и парковка на 24 машины (чего не скажешь о современных музеях Гетти). Со временем коллеция росла, бесценные скульптуры стояли во дворе,т.к для них просто не было места. Возникла необходимость строить что-то новое, специально для коллекции.

Экстравагантный во всем Гетти решил, что это будет точная копия Villa of the Papyri в Herculaneum, которая принадлежала в свое время свекру Цезаря и была похоронена после извержения Везувия. Себя он считал реинкарнацией императора Hadrian, тот тоже очень любил женщин и искусство и был богатым человеком. Точного плана виллы не было, были лишь чертежи Karl Weber, руководившего раскопками в 1750 - 1765 годах еще при испанском короле Чарльзе V (эх когда же я про Испанию напишу). Были фотографии фресок, мозаик, но не более. Гетти буквально пришел к архитектору и сказал - "А построй ка ты мне Римскую виллу, да так, чтобы как настоящая была, без обмана". Место было выбрано, так чтобы было видно залив, т.к настоящая тоже находилась на холме с видом на море. Правда пришлось развернуть немного, в каньон не вписались. Архитектор раз в месяц а то и чаще летал в Англию с чертежами, макетами виллы, Гетти дотошно следил за всем. Вплоть до того, что отказался подписывать счет за купленные электрические точилки для карандашей, считая что это совершенно недопустимо платить 19 долларов когда можно использовать механические. Так же он отказался и от дорогостоящей системы кондиционирования на вилле, мотивируя тем, что все эти скульптуры тысячи лет находились под небом и ничуть не пострадали, можно и обойтись.
Музей открылся в 1974 году, по воле Гетти музей бесплатный по сей день. Первые недели после открытия очереди желающих попасть блокировали собой все прилегающие дороги на несколько миль. Сам Поль Гетти так и увидел своего детища, он умер в 1976 году от рака простаты на 83 году жизни.

А вот про то как музей пополнял свою колекцию обязательно нужно почитать Chasing Aphrodite: The Hunt for Looted Antiquities at the World's Richest Museum. Книга о крупнейшем скандале в результате которого музей был вынужден вернуть более 40 своих самых ценных экспонатов, в том числе и скульптуру Афродиты. Не секрет, что западные музеи (и не только) с легкостью скупали нелегально вывезенные скульптуры и другие предметы. За всем этим стояли крупные схемы возвратов налогов, обманы и отмывание антиквариата через крупные аукционы. Хотя меня все время мучил вопрос будет ли лучше если скульптура будет храниться где-то в маленьком итальянском или греческом музее у которого нет даже средств на ее нормальное содержание не говоря уже о реставрации. Или же в крупном музее у многих будет возможность увидеть ее в лучшем виде, где студенты получат возможность изучать предметы древности не только по книгам. Сейчас правда многие страны соглашаются на длительные выставки в зарубежных музеях своих ценностей.

Дальше будут просто фото































Одно из самых больших преимуществ Виллы перед Арт Центром - можно ехать с детьми. Просто чудесная семейная комната, где есть театр теней, роспись горшков фломастерами и многое другое. Даже наших больших детей вытащили оттуда с трудом.













Калифорния, творчество, в пути, музеи, выставки

Previous post Next post
Up