В марте первый раз с женой поехали за границу. Для недельного пребывания был выбран город Толедо. Описывать всё, что он в себя вмещает просто невозможно, напишу лишь о том, что не каждый встретит. Мы собирались посетить в Толедо католическую мессу. Ранним утром в понедельник мы отправились в великолепный кафедральный собор. Высокая концентрация церквей в консервативной Испании еще более высока в законсервированной исторической части легендарного Толедо. Благовест разливался в свежем и чистом воздухе, приятно было шагать по узким мощенным улочкам из Худерии (Еврейский квартал, где располагалась наша гостиница) к собору.
Кафедральный собор в Толедо
На входе нам сказали, что вход для туристов с 10 утра, а сейчас - месса. Мы объяснили, что нам на мессу и надо. Тут и выяснилось, что скоро начнется не одна месса, а две - обычная католическая месса и мосарабская месса. Начинались они одновременно - в 8:30 утра. Обычная католическая месса идет всего 30 минут, мосарабская немногим больше часа. Мы, естественно, пошли на мосарабскую, т.к. больше бы такого шанса нам не выпало. Мосарабы - христиане, жившие среди мусульман, но сохранившие свою веру, что, порой, было опасно для жизни. Нам показали на дверь в углу, в противоположной от главного алтаря стороне нефа, и мы туда пошли. Оказалось, это специальная капелла, где проводятся литургии по древнему мосарабскому чину. Туристов туда не пускают (по крайней мере, при нас, во все время туристических посещений, она была закрыта); фотографировать поэтому тоже не получилось. Мы зашли в эту капеллу, она была пуста. Высокий купольный потолок богато орнаментирован в стиле мудехар, напротив входа стояли простые скамейки - мы прошли к ним и сели во второй ряд. Некоторое время мы сидели в одиночестве, разглядывая интерьер. Вскоре пришел первый дьякон и прошел в правую от нас область капеллы, где потом их собралось 6 человек. Скамейки расположены лицом к входу, слева - алтарь, справа - то место, где пели и читали дьяконы и священники по огромным книгам, лежащим на аналоях. Второй дьякон или священник (мы не могли определить точно) вошел, посмотрел на нас, взял книжечку со столика у входа и пошел к нам, вручил нам ее - оказалось, что это брошюра, в которой весь ход службы на 2 языках (латынь и испанский), что было очень кстати, так как мы понятия не имели, каков тут ход богослужения.
Брошюра с ходом богослужения мосарабского обряда на двух языках
Он спорсил, откуда мы, и, когда мы ответили что из Петербурга, сразу воскликнул: "O! Hermitage!" (К слову, так реагировали все, кто спрашивал, может быть, это связано с выставкой "Эрмитаж в Прадо", которая в это время проходила в Мадриде). Собрались все диаконы и священники (все были одеты одинаково, что и составляло сложность в идентификации; лишь потом один из них во время службы, выйдя в комнату, облачился в бело-синюю священническую одежду, а так все были в черно-красном c белыми кантами). Дьякон, который дал нам брошюру, рассказал там всем, показав на нас, что мы - русские, он почему-то был очень воодушевлен этим, другие же, по-видимому, не разделяли его радости, лица их скорее были то ли отвлеченными, то ли равнодушными. Из прихожан была одна небольшая женщина лет 60, грузный пожилой мужчина примерно таких же лет, который хорошо знал мосарабский обряд, и двое более молодых мужчин, что сели прямо перед нами. Началось богослужение, читали и пели, некоторые слова растягивая так, что это напоминало муэдзина. Вообще, показалось, что они старались петь именно тонким голосом, подчас искусственно гнусавя. Облачившийся священник прошел к алтарю, ему прислуживал один из дьяконов, другие до конца литургии оставались на месте. Священник, сидя на специальном троне пел наиболее красиво и высоко. Дошло до Евхаристии. Здесь, что интересно, были не просто гостии, как на обычной католической мессе, а гостии, смоченные в вине в потире. После причастия, священник допил все вино, ополоснул потир водой и выпил еще всю эту воду, чтобы в потире не осталось ни капли вина. После литургии священник разрешил нам взять брошюру с текстом богослужения с собой.
Латынь и испанский
Брошюры раздаются бесплатно. Вот бы и нам такие - на церковнославянском и русском, чтобы больше людей понимали ход богослужения, а не просто ходили в церковь, чтобы "отстоять" службу.