Путевые заметки-8. Украина. Часть 3 - Киев, памятник княгине Ольге, Михайловский монастырь

Jun 05, 2009 11:08












http://gallery.ru/watch?a=kpO-cEsg
Памятник княгине Ольге (архитектор И.П.Кавалеридзе совместно с Ф.П.Балавенским, П.В.Сниткиным и В.Н.Рыковым) был установлен на Михайловской площади, рядом с Михайловским Златоверхим собором в 1911 г.
На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. На постаменте княгини Ольги надпись: "Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу", ниже следовала другая надпись: "Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911". Действительно, часть денег на сооружение этого памятника выделил Николай Романов.
Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал Пётр Аркадьевич Столыпин (Председатель Совета Министров, статс-секретарь, 2 апреля 1862-5 сентября 1911).
Среди важнейших мероприятий во время визита Государя Императора и Кабинета Министров в Киев и по Юго-Западному региону летом 1911 года, было и торжественное открытие памятника императору Алескандру II на Царской площади. Однако ещё в мае 1905 года, когда было принято решение о сооружении памятника царю-освободителю, первоначально для него было отведено место на Михайловской площади. В октябре 1905 года Городская Дума отдала предпочтение для установки памятника Александру II участку перед входом в Царский Сад, а место в районе Михайловской площади было оставлено для других целей.
В мае 1909 года по просьбе Комитета по сооружению памятника Тарасу Шевченко, эту площадку выделили под будущий памятник Кобзарю. В то же время Министерство Внутренних Дел дало согласие на подписку по сбору денег среди населения, необходимых на сооружение памятника. В кратчайшее время было собрано 177 тысяч рублей. Несмотря на это, на четырёх международных конкурсах так и не определился лучший проект.
Попечитель Киевской учебной части господин Зилов обратился к генерал-губернатору Трепову с предложением установить на Михайловской площади перед Реальным училищем «памятник деятелю русской истории». Городской глава Дьяков высказал предположение, что «кавалер должен уступить место даме». И 9 января 1911 года Военно-Историческое общество возбудило «ходатайство о передаче капитала, имеющегося в Санкт-Петербургском комитете на сооружение памятника княгине Ольге, в Киевский комитет, так как по частным сведениям, предполагающаяся постройка памятника в городе Пскове не будет осуществлена».
Учитывая тот факт, что на сооружение памятника Шевченко были собраны немалые деньги, для него выбрали скромное, хотя и приоритетное место на Караваевской площади (ныне - площадь Льва Толстого).
В августе 1909 года место, на котором должен был стоять памятник княгине Ольге, было торжественно освящено. Объявили конкурс. Первый проект-победитель конкурса - работа скульптора Ф.П.Балавенского, со временем отклонили, но Балавенский всё же стал соавтором проекта И.П.Кавалеридзе.
Красивейший памятник просуществовал не долго.
В отместку за то, что княгиня заняла место поэта, памятник получил название «ужасного произведения». К тому же, деятельность Военно-Исторического общества обвинили за связи с «черносотенцами». В 1919 году статуя княгини Ольги была сброшена с пьедестала и, расколотая надвое, была закопана под самим памятником, а в марте 1923 года были демонтированы статуи апостолов и просветителей. В 1926 году на месте памятника был разбит сквер.
В 1996 году выкопав из-под клумбы статую княгини, памятник был восстановлен по старым эскизам, по тем же, по которым при столь неблагоприятных обстоятельствах в 1911 году был возведён. Часть оригинальной скульптуры сейчас можно увидеть в саду на Андреевском спуске, возле музея скульптора Кавалеридзе.

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы).
Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобычная традиция. Также Михайловский собор был последним храмом в Киевской Руси, во внутреннем убранстве которого применялись мозаики.
Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.
Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).
Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.
Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.
Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.
С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левoбepeжнoй Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епapxии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.
В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.
Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.
Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа рестовраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.
Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены.
На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.
На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.
Путевые заметки:

Путевые заметки-8. Украина. Часть 1 - Киев, памятник основателям Киева, Аскольдова могила
Путевые заметки-8. Украина. Часть 2 - Киев, София Киевская, памятник Богдану Хмельницкому

1. "Франция, февраль-март 1996", 2. "Голландия, июль 1996", 3. "Париж, лето 1997", 4. "Прага, осень 1998"
5. "Париж, июнь 1999", 6. "По Европе, июль 2000", 7. "Париж-Эльзас, июнь 2001", 8. "Киев, август 2002",
9. "Санкт-Петербург, август 2002", 10. "Прага, осень 2003",
С Мишей:
11. "Хорватия-Далмация, 8-15 августа 2006", 12. "Хорватия-Истрия, 9-16 августа 2008",
13. "Париж, июнь 2008", 14. "Париж, июнь 2009"

Путешествия, Фото, Украина

Previous post Next post
Up