В прошлом году в цикле лекций мы узнали много нового о музее, о его коллекции искусства Древнего Египта, Месопотамии, Древней Греции и Рима. В этом году будем изучать развитие живописи, и первая лекция началась с первых (по времени создания из хранящихся в музее) шедевров портретной живописи - фаюмских портретов.
Человек всегда пытался изобразить окружающий мир. Первые наскальные изображения бизонов, пораженных стрелами - это уже живопись.
Люди рисовали на разных материалах, но из самого древнего искусства до нас дошло только то, что было изображено на относительно неразрушаемых материалах - камень, обожженная глина, драгоценные и полудрагоценные камни и прочее. Даже если что-то изображалось на ткани, дереве или других недолговечных материалах, оно практически не дошло до наших дней (кроме случайно попавших в очень благоприятные для хранения условия - например в очень сухой климат Египта).
Одними из первых дошедших до нас изображений на дереве является хранящаяся в музее прекрасная коллекция выполненной в очень интересной технике фаюмских портретов (I-IV вв н.э.)
Основной для красок тут служило не масло, не мед, не яичные желтки или белки, а воск. Поэтому писали очень быстро и только горячими красками. Краска въедалась глубоко в дерево основы, и доски с портретами умерших людей, которые помещали на их захоронениях, сохранились до наших дней.
Экскурсовод рассказала нам, что когда снимали документальный фильм об этих портретах, режиссер очень интересно обыграл то, как смотрят на нас люди из далеко прошлого.
Вот этот юный красавец будто спрашивает нас:"Ну, и какими вы стали, наши далекие потомки?"
А вот этот умудренный годами опытный человек будто грустно вздыхает:"Эх, какими вы стали, наши далекие потомки!"
Дошли до нас еще и такие изображения портретов людей, например, это египтянка Карама, которая жила еще до Рождества Христова
А этой женщине (I в до н.э. - I в н.э.) для придания бОльшей выразительности глаза на портрете выполнили из камней
На этом изображении девочки (IV в, картонаж) тщательно прорисованы черты лица, все детали макияжа, украшений
Маски очень точно передают черты лица, особенности (например, у мужчины справа пробивается щетина). Соблюдены все египетские стандарты изображения, лица подкрашены, волосы завиты, мужчины со смуглыми лицами, женщины со светлыми.
На этом портрете есть черты и искусства Древнего Египта (можно разглядеть бога Анубиса, одеяние женщины, изображение ее лица - все говорит о следовании канонам египтян), а с другой стороны, у нее уже христианский нимб над головой.
Сохранились изображения и на ткани (коптские ткани 4-7 вв)
Сразу видно влияние христианства в этом гении с венком, уже похожем на ангела с нимбом вокруг головы
Георгий Победоносец на белом коне
А вот как Георгий Победоносец изображен на тысячу лет позже (1508-1509 гг) скульптором по имени Мишель Коломб
Мы много говорили о том, что такого дракона никто не испугается:) Он маленький, меньше лошади, хвост поджал, уши прижал - сам боится.
И в качестве задания на дом детей попросили изобразить самого страшного, самого опасного дракона