Балет "Русалочка" в театре Станиславского и Немировича-Данченко

Feb 05, 2011 21:41

Вчера были на российской премьере балета Джона Ноймайера "Русалочка".





Этот спектакль был создан к 200-летию самого знаменитого сказочника - Ганса Христиана Андерсена. Джон Ноймайер в этой работе выступил не только как хореограф, но и как автор сценографии, костюмов и световой партитуры спектакля. Первое представление "Русалочки" (Die kleine Meerjungfrau) состоялось на сцене Датского Королевского балета.
Музыка Леры Ауэрбах - одного из наиболее исполняемых композиторов нового поколения, уроженки Челябинска (1973 г.р.), с 1991 года живущей в Нью-Йорке и работающей в Гамбурге.

Это большой праздник современной музыки и современного балета. В спектакле заняты как ведущие солисты, так и молодые многообещающие артисты театра.
В спектакле поражает все: участие Поэта (альтер-эго автора сказки) практически во всех сценах спектакля, необыкновенная хореография, пластика, имитирующая движения под водой, фантастические костюмы, цветовое и световое решение.
Танец на стыке классического и современного танца, совершенно уникальные па жителей подводного царства, характерный танец воспитанниц монастырской школы и их наставниц-монахинь, матросские танцы, игра в гольф, вальс и суета пассажиров, садящихся на корабль, свадебный праздник - такое богатство находок!
Костюмы Русалочки и ее сестер - длинные юбки-брюки с метровыми шлейфами, их ступни касаются пола через ткань - кажется, в таких невозможно передвигаться, а они парят, плывут, играют в морских глубинах, взлетают на плечах морских чудищ. Конечно, такое необыкновенное существо на суше будет совершенно беспомощным и чуднЫм.
Сложнейшие эффекты достигаются простыми средствами: переменой света и цвета, перемещением ширм, движением неоновых, напоминающих волны, трубочек.
Музыка (это первый масштабный балет Леры Ауэрбах) - то пафосная, то фольклорная, то ироничная, то трагичная. Очень много мотивов, ассоциаций, связанных с Россией, или намеков на известнейшие произведения композиторов-классиков (только в первом действии мы, не вслушиваясь и не вдумываясь, успели услышать: "Цыпленок жареный..", Ave Maria, "Во саду ли, в огороде...", токкату ре-минор Баха, "Жили у бабуси два веселых гуся...", "тему нашествия" из 7 симфонии Шостаковича и т.д.)
Сценарий написан по мотивам сказки Андерсена, но основые акценты значительно смещены.
В либретто спектакля нам особенно понравилась фраза "Принц внезапно отворачивается от Русалочки и удаляется для первой брачной ночи."
Если попробовать сформулировать мораль спектакля, наверное это - "каждый имеет право любить и быть любимым. Но никто не может заставить полюбить себя только за то, что любит сам"
Немного жестоко, но такова жизнь.

Рецензии, Театр, Москва, Культурная программа

Previous post Next post
Up