Обзор кинопремьер: возвращение в Средиземье

Dec 21, 2012 18:15


Бросить вызов «Хоббиту» не рискнул ни один серьезный соперник. В итоге фильм Питера Джексона практически безраздельно властвует на этой неделе в наших кинотеатрах - уступая лишь редкие сеансы новинкам из Франции, Испании и Ирландии.



Кадр из фильма «Хоббит: неожиданное путешествие»
«Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey)

США-Новая Зеландия, реж. Питер Джексон, в ролях: Мартин Фриман, Иэн Маккеллен, Ричард Армитэдж, Кен Скотт, Энди Серкис.

Сайт фильма

image Click to view


Собираясь покидать благословенный Шир насовсем, старый Бильбо Бэггинс пишет книгу о том, как однажды уже уходил из своей уютной норы шесть десятков лет тому назад. Тогда к нему постучался в дверь незнакомый гном, потом еще один, а затем сразу двое - пока в итоге не собралась вся чертова дюжина во главе с Торином. Привел их всех маг Гэндальф, а собирались они в далекий поход отвоевывать свое золото у дракона. Хоббит не сразу, но все же согласился разделить с ними опасное приключение.

Самая главная, самая очевидная и, по сути, единственная претензия к новому начинанию Питера Джексона: третья серия тут явно будет лишней. «Хоббит» задумывался дилогией - и это было разумно: сюжет, конечно, уместился бы при желании и в один фильм, но надо же подумать и о фанатах. Пришедшее же вдруг решение превратить хорошо знакомую сказку в трилогию не просто вызвало естественный вопрос «зачем?» (здесь-то как раз ответ простой и донельзя банальный - вспомним «Сумерки-5» и «Гарри Поттер-8»). Оно, кажется, заметно повлияло и на художественную цельность первой, выходящей сегодня части. Теперь не отделаться от ощущения, что режиссер растягивает вступление и вообще всю первую половину картины намеренно - мол, торопиться некуда, до финала мы доберемся все равно не раньше 2014-го. Однако тот факт, что Джексон медленно «запрягает», никак не прибавляет его рассказу «эпичности» - напротив, лишь навевает никак не ожидаемую скуку. А «мостки», подведенные к «Властелину колец» и вовсе удивляют: уж без Фродо в этой истории точно можно было бы легко обойтись. Появление главного героя первой трилогии в новом фильме выглядит вставным эпизодом - и потому кажется, что он здесь именно что для хронометража, исключительно для «веса».

Но на Фродо Джексон не останавливается - и включает в повествование Радагаста, Галадриэль, Сарумана, Некроманта и даже отравленного, но вовремя спасенного ёжика; в оригинальной повести не все они даже упоминаются. Понятно, что такой ход в какой-то мере оправдан - ведь Бильбо в своей книге описал лишь то, что видел сам, в то время как в кино позволительно расширять книжную вселенную, если это работает на общий замысел. А его мы окончательно сможем оценить только с самым последним кадром последнего фильма. Пока же остается только предполагать и догадываться, что замысел режиссера вовсе не в том, чтобы экранизировать детскую сказку - а в том, чтобы максимально приблизить эту историю к уже известным нам событиям. Большой вопрос, насколько это всё будет в итоге по Толкину - но задавать его, повторюсь, еще слишком рано. Очевидно лишь, что если в случае с «Властелином колец» Питер Джексон вынужден был иногда сокращать литературный первоисточник, то «Хоббита» ему пришлось серьезно дописывать.

Тем не менее, когда автор фильма перестает строить вокруг простого вроде как сюжета совсем ненужную тому «концепцию», а целиком сосредотачивается на занимательном действии, он достигает, наконец, весьма значительных успехов. И где-то с середины лента летит на полной скорости уже вплоть до самого финала. Поединок каменных великанов в горах, побег и битва в подземном городе орков, нападение злобных варгов - динамичные эпизоды пригнаны друг к другу и в лучшие моменты заставляют затаить дыхание. И можно даже сказать, что еще одна вольность - режиссер персонифицирует образ врага - приносит больше пользы, нежели сомнений. Ведь одно дело, когда ты смотришь, как кто-то просто движется к Цели, и совсем другое, когда этот кто-то убегает от опасности сломя пятки; второй вариант в кино всегда получается куда выигрышнее. Хотя есть подозрение, что и в первом случае мы бы не могли оторваться от экрана. Ибо с точки зрения картинки фильм, безусловно, оказывается на невероятной высоте: постановочный размах и природная красота ощутимы практически в каждом кадре. Порою даже кажется, что Джексон с этим великолепием явно перебарщивает - но тут уж, как говорится, кашу маслом не испортишь.

Не испортят «Хоббита» и все замечания, которые еще долго будут звучать в его адрес. Что ни говори, у фильма есть одно несомненное свойство: он точно останется. Его можно полюбить сразу, можно не принять поначалу, но очевидно - абсолютное большинство кинокартин этого года уйдет в небытие, а с ним нам жить всю дальнейшую жизнь. Он не выветрится, не пропадет и не сгинет, а закрепится в человеческой памяти навсегда - что необходимо принять просто как неотъемлемую данность. И когда-нибудь мы будем вспоминать эти первые свои от него впечатления с ностальгической нежностью - точно так же, как мы сейчас вспоминаем давнюю премьеру «Братства кольца», когда Легенда только начиналась.
«Конец света» (Fin)

Испания, реж. Хорхе Торрегросса, в ролях: Микель Фернандез, Антонио Гарридо, Клара Лаго, Даниель Грао, Бланка Ромеро.

Сайт фильма

image Click to view


Давние друзья собираются вновь - повспоминать на природе былые деньки. Однако радость от встречи длится недолго - и уже совсем скоро вокруг компании начинают происходить странные вещи. Которые ничего хорошего не предвещают.

Земля дрожит, животные беснуются, люди страшно ахают от изумления - аккурат к объявленному концу света нам предлагают испанский вариант того, как бы это могло выглядеть. Только не стоит настраиваться на что-то, похожее на «2012»: это фильм не про спецэффекты, а про человеческие реакции, не экшен, а психологический триллер. Что тоже, конечно, имеет право на существование - но чем меньше будет ожиданий, тем меньше придется расстраиваться.

Сказать что-либо внятное о творческом составе фильма достаточно трудно: эти имена российскому зрителю вряд ли знакомы. За режиссером-дебютантом числится несколько телевизионных сериалов и короткометражек. Фильмы, в которых ранее были задействованы актеры, оставались, как правило, событиями лишь испанского проката. Выделить можно разве что совсем молоденькую Клару Лаго, за плечами которой недавно выходивший у нас «Бункер» и суперхит «Три метра над уровнем неба: Я тебя хочу», в котором она сыграла одну из главных ролей; впереди у девушки, судя по всему, светлое будущее с большими звездными перспективами. Впрочем, это всё даже неважно: очевидно, что фильм попал в наш прокат не из-за актерских работ, а из-за удачно подвернувшегося информационного повода - ёмко выраженного в его русскоязычном названии.
«Кукольный дом» (Dollhouse)

Ирландия, реж. Кирстен Шеридан, в ролях: Джонни Уорд, Бреннан Кейт, Шэйн Керри, Шана Керслэйк, Джек Рейнор.

Сайт фильма

image Click to view


Дублинские подростки решают отметить день рождения своей подруги так, чтобы запомнилось - и проникают в пустующий красивый особняк. Но буйная вечеринка постепенно перерастает в нечто совсем незапланированное. Как гласит слоган: «Шесть психов, одна ночь, один секрет, полное отсутствие контроля».

Этот «Кукольный дом» не имеет никакого отношения ни к классической пьесе Генрика Ибсена о несчастной Норе, ни к фантастическому сериалу Джосса Уидона. На сей раз под знаковым названием прячется моментальный портрет нового поколения - раскрепощенных подростков, забывших или не знающих вовсе о том, что такое хорошо и что такое плохо. Молодые актеры играют в какой-то мере самих себя - импровизируя, словно бы за ними не подглядывает в настоящий момент кинокамера. Результат более-менее предсказуем, хотя не сказать, чтоб уж совсем обошлось без сюрпризов.

В начале нулевых «Дискосвиньи» Кирстен Шеридан не то что бы покорили решительно всех, но запомнились (хотя бы названием) и положили начало звездной карьере Киллиана Мёрфи. Однако удачный дебют не обернулся карьерой - за прошедшее десятилетие режиссер порадовала всего лишь одной картиной, «Август Раш», вышедшей в 2007-м. И вот, спустя еще пять лет, третья работа. За которой, кстати, возможно последует игровая кинобиография Эми Уайнхаус - но это когда еще будет.
«Вишенка на новогоднем торте» (La cerise sur le gâteau)

Франция, реж. Лаура Моранте, в ролях: Лаура Моранте, Паскаль Элбе, Изабель Карре, Самир Гесми, Патрис Тибо.

Сайт фильма

image Click to view


Аманде не везет с мужиками, что ж тут поделать. Но вот на одном званом ужине ей под руку подворачивается милый красавчик, с которым можно было бы всерьез подружиться. Одна только проблема - кто-то сказал, что Антуан - гей. Придется с этим смириться.

Лаура Моранте - видная французско-итальянская актриса с тридцатилетним стажем, которую вы наверняка не раз где-то уже видели, только не сразу вспомните, где. Она играла мать в «Комнате сына», хозяйку дома в «Мольере», плюс «Сердца», «Отель», «Империя волков» и прочие совсем неплохие, только малоизвестные у нас фильмы (вскоре мы увидим ее еще и в новой версии «Ромео и Джульетты» в роли леди Монтекки). И вот она сама рискнула стать режиссером. Выбрав жанр, в котором, видимо, чувствует особую силу - романтическую комедию, сплошь построенную на симпатичных недоразумениях. И на чисто французском отношении к жизни, когда не суть важно, кто с тобой рядом, - главное, чтобы человек был хороший. Мнения, насколько это у нее получилось, заметно разделились. Парижская пресса приняла картину более чем прохладно, выказав уважение актрисе, но не поверив в ее режиссерское дарование. А итальянцы напротив - выдали Лауре Моранте местный приз «Золотой глобус» за лучший дебют.

Нельзя сказать, что российского зрителя лента всенепременно очарует, но можно предположить, что она ему, скорее всего, понравится - французское кино мы традиционно предпочитаем любому другому европейскому. Только вот, как правило, предпочитаем его в телеэфире - и потому кинопрокатная судьба фильма будет зависеть исключительно от того, как скоро все пресытятся «Хоббитом».
             Источник.

Фильм

Previous post Next post
Up