Белополосый шелкопряд на Сахалине. Памятник и напоминание.

Nov 29, 2012 21:37


Сегодня я расскажу о насекомом, которое является одним объектов пристального внимания на моей работе.
            Также привожу более научные тексты, посвящённые этому вопросу (по сути то, чем я и занимаюсь целыми днями у ЭВМ, когда холодно, и в лесу, когда тепло):     раз     два     три

Как  известно,  памятники сооружают для  увековечивания  памяти  не только великих людей, но и о замечательных  событиях  отечественной  истории. Например, к числу подобных редких  мемориальных сооружений относятся памятники насекомым. Размножаясь временами на больших площадях в огромном количестве, насекомые способны оказывать существенное влияние на природу и производственную  деятельность  человека.  Впервые памятник насекомым был воздвигнут в России в начале прошлого столетия. В конце 19 в.  И начале 20 в. на юге Западной Сибири произошло массовое размножение кобылки из семейства саранчовых (Orthoptera, Acrididae). По данным Н.М. Ярдинцева, члена Русского географического общества, только в бывшем Ишимском уезде в 1891 г. саранча уничтожила 129,5 тыс. десятин  хлебов. В память  об  этом  крестьяне бывшего Курганского округа (ныне Курганская область) воздвигли каменный памятник, увенчанный крестом.


В связи с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими в результате вспышки массового размножения белополосого (сибирского) шелкопряда в 1919-1922 гг. на о-ве Сахалин, в 1926 г. японскими властями был сооружен памятник гусенице этого вредителя. Памятник был поставлен в августе 1926 г. на склоне в районе нынешнего городского парка г. Южно-Сахалинск. Памятник был установлен на фундаменте высотой 75 см. На памятнике иероглифами был написан следующий поучительный текст: «В июле 1919 года в елово-пихтовых насаждениях государственного леса Накасато, район Тоёхара (ныне - Южно-Сахалинск. - Прим. автора), впервые обнаружен очаг размножения сибирского шелкопряда, однако ущерб от него был еще незаметный. Всему этому посвящается настоящий памятник, который в то же время воздвигается совместными усилиями как объект панихиды по погибшим рабочим, а также для сведения будущих поколений. Количество рабочих, принимавших в участие в лесозаготовках - 3200000 человек; объем вырубленных деревьев - 2576000 м . Людские жертвы составили 22 человека. Август 1926 года. Временная лесозаготовительная  контора.  Наниматели. Инициаторы по покупке товаров. Сотрудники и другие заинтересованные лица».


И в начале 20 века и в настоящий момент сибирский  шелкопряд (Dendrolimus sibiricus Tshtvr.)  является  опасным вредителем хвойных лесов Сибири и Дальнего Востока, очаги массового размножения этого вида ежегодно охватывают миллионы гектаров лесов. В 1953-1957 гг. в Западной Сибири очаги этого насекомого занимали около 3 млн га темнохвойных лесов. В 1943-1946 гг., 1952 г. массовое размножение сибирского шелкопряда наблюдалось в лиственничных лесах на площади более 1 млн га в Амурской области. В 1976 и 1977 гг. в Приморском крае обнаружены очаги сибирского шелкопряда в кедровниках на площади 2,6 млн га. Массовое размножение насекомого в обоих случаях было замечено с большим опозданием, и удалось спасти совсем мало леса. Поврежденные сибирским шелкопрядом хвойные леса становятся очагами  стволовых  вредителей,  которые  окончательно  превращают  пораженные участки леса в сплошные сухостои, а ценную древесину погибших хвойных в дрова. Страшное зрелище представляют такие кладбища погибшего от вредителей леса. Небольшие очаги (тысячи гектаров леса) сибирского шелкопряда регистрируются в Сибири практически ежегодно. В 1996 г. в результате вспышки сибирского шелкопряда в Красноярском крае погибло 200 тыс. га тайги.

Одним из географических подвидов сибирского шелкопряда является белополосый шелкопряд (Dendrolimus albolineata), обитающий на острове Сахалин. В 1920 г., в различных местах о.Сахалин появились новые очаги массового  размножения шелкопряда,  которые  постепенно  расширились, поэтому всевозможные  меры борьбы, которые были приняты губернатором, оказались малоэффективными. В период максимального размножения в 1921 г. гусеницы шелкопряда, переходя с одного дерева на другое, образовали слой толщиной до 10 см. Размножение было настолько массовым, что в городах и селах ночью нельзя было открывать окна, а под большими уличными осветительными лампами к утру образовывались кучи из погибших бабочек, прилетевших на свет. Так, за одну ночь на одном месте скапливалось до 50 и более литров погибших бабочек. В случае дальнейшего размножения имелись все основания ожидать колоссального ущерба. Однако вследствие вспышки массового размножения естественных врагов вредитель наконец-то начал исчезать, а в следующем, дождливом 1922 г. он окончательно исчез. Очаги массового размножения охватили побережье Анивского залива, южный район вдоль железнодорожной линии Отомари (ныне - Корсаков) - Сакаэхама (Стародубск) до населенных пунктов Маруямаа (Березняки), Найбути (Быково), Ками-Михо (Красноярка), район Сумидзу (Чистоводное)  и  Осака (Пятиречье),  а  на  западном  побережье - окрестности населенных пунктов Нода (Чехов), Хабамайцана (Форель) и район Хонто (Невельск), всего площадью около 220 тыс. га леса и с запасом древесины 25 млн м . Огромный запас древесины в поврежденных древостоях уже через несколько лет мог утратить свою хозяйственную ценность. С целью сохранения деловых качеств древесины, была организована быстрая вырубка поврежденных лесов. В мае 1922 г. при губернаторстве Карафуто (Сахалина) была организована лесозаготовительная контора, которая и руководила государственными рубками. Планировалось в течение пяти лет заготовить 2,8 млн м  раскряжеванных лесоматериалов. В ходе намеченной операции, в связи с финансовыми затруднениями и учетом санитарного состояния поврежденных древостоев, объем  заготавливаемой древесины был уменьшен. Огромный  ущерб,  причиненный  белополосым  шелкопрядом  на  Карафуто (Сахалине), является одним из редких и поражающих событий в истории мировой лесной практики. Вместе с тем вызванные в связи с этим событием государственные рубки  леса  оказались одним  из  крупнейших  мероприятий  в лесохозяйственной жизни Японии.

Так что же собой представляет этот опасный вредитель лесов? Какие его особенности влекут столь страшные последствия?

Белополосый шелкопряд является представителем отряда Чешуекрылые - Lepidoptera и относится к насекомым с полным циклом развития, а это значит, что в ходе своего развития, его можно встретить в чётырёх ипостасях - яйцо, гусеница, куколка и бабочка.

Размах крыльев бабочки составляет 65-90 мм. Бабочки особенно активны в часы заката. Сразу же после спаривания самки откладывают яйца на хвою, преимущественно в нижней части кроны, а в периоды очень большой численности - на сухие ветки, лишайники, травяной покров, лесную подстилку. В одной кладке обычно бывает несколько десятков яиц (до 200 шт.), а всего самка может отложить до 800 яиц, однако чаще всего плодовитость не превышает 200-300 яиц. Яйца почти шаровидной формы, в диаметре до 2 мм, сначала голубовато-зеленого цвета с темно-коричневой точкой на одном конце, затем сероватые. Развитие яиц длится 13-15 дней, иногда 20-22 дня.

Отродившиеся гусеницы питаются почти на всех хвойных породах. Окраска гусениц варьирует от серо-бурой до темно-коричневой. Длина тела гусеницы 55-70 мм, на 2-м и 3-м сегментах тела имеют черные с синеватым отливом поперечные полосы, а на 4-120-м сегментах - черные подковообразные пятна. Первая линька происходит через 9-12 дней, а через 3-4 - вторая. В первом возрасте гусеницы объедают только края хвоинок, во втором возрасте они объедают хвою целиком. В конце сентября гусеницы зарываются в почву, где свернувшись кольцом, зимуют под моховым покровом. В конце апреля гусеницы поднимаются в кроны деревьев и начинают питаться, поедая хвоинки целиком, а при недостатке пищи - кору тонких побегов и молодые шишки. Примерно через месяц гусеницы линяют в третий раз, а во второй половине июля - еще раз. Осенью они уходят на вторую зимовку. В мае-июне следующего года взрослые гусеницы интенсивно питаются, причиняя наибольший вред. В этот период они съедают 95% пищи, необходимой для полного развития. Они линяют 5-7 раз и соответственно проходят 6-8 возрастов. В июне они окукливаются, перед окукливанием гусеница плетет буро-серый продолговатый кокон. Куколка длиной 25-45 мм вначале светлая, коричневато-красная, затем темно-коричневая, почти черная. Развитие куколки зависит от температуры и длится около месяца. Массовый лет бабочек происходит во второй декаде июля.

В определении длительности цикла развития решающую роль играет тепло, т.е. погода и климат в целом, а также своевременное прохождение гусеницами диапаузы. Характерно, что переход на однолетний цикл развития в местах с двухлетней генерацией наблюдается чаще всего в период вспышки массового размножения. Считается также, что однолетний цикл развития наступает в том случае, если годовая сумма температур превышает 2100 °С. При сумме температур 1800-1900 °С генерация двухлетняя, а при 2000 °С - смешанная.

Чаще всего вспышки массового размножения шелкопряда возникают после двух-трех засушливых вегетационных периодов и сопровождающих их сильных весенних и осенних лесных пожаров. В такие годы под влиянием определенным образом складывающегося обмена веществ появляются наиболее жизнеспособные и плодовитые особи, благополучно переносящие трудные периоды развития. Шелкопряд повреждает 20 видов древесных пород. Вспышки возникают в первую очередь в изреженных рубками и пожарами лесах, вблизи сырьевых баз при низкой плотности насаждений разного возраста и состава. Чаще всего это бывают перестойные и спелые, реже средневозрастные чистые насаждения с редким подлеском и незначительной примесью лиственных пород. По питательности для гусениц на первом месте стоит хвоя лиственницы, затем пихты, хвоя кедра занимает лишь третье место. Поэтому в лиственничных лесах плодовитость и энергия размножения бабочек наибольшая, а в кедровых - средняя. В пихтачах идет быстрое развитие гусениц по однолетнему циклу, но в ущерб плодовитости, падающей до средних величин. При питании хвоей ели и сосны происходит быстрое измельчение особей, падение плодовитости и выживаемости.

Самая неустойчивая порода в тайге - пихта (сибирская, белопорая), наиболее устойчива лиственница (сибирская, даурская, сукачева).

И вот в 2008 году сотрудниками Центра защиты леса Приморского края на территории Красногорского лесничества близ озера Бакланье на хвое лиственницы были обнаружены гусеницы сибирского шелкопряда. С течением времени гусеницы добрались и до пихтовых лесов, окружающих большие озёра, располагающиеся неподалёку от села Красногорск, численность гусениц выросла и уже в 2010 году составляла до 252 гусениц на дерево. В сентябре 2010 года, при проведении авиапатрулирования, специалистами ОГУ «Сахалинская база авиационной охраны лесов» было отмечено сильнейшее объедание пихты 80-100% на площади 4295,1 га. Были предприняты меры по локализации очага с использованием инсектицидов. Однако в 2011 году работниками уже упомянутого Центра защиты леса Приморского края были проведены дополнительные исследования очага. Результаты оказались удручающими. Отмечалось практически 100%-ное усыхание пихты на площади 5596,3 га. При этом, как приятная новость, вследствие уменьшения кормовой базы вредителя его численность резко начала падать.

Одной из главных особенностей очага белополосого шелкопряда вблизи Красногорска является то, что при относительно низкой численности вредителя повреждения пихты оказались фатальными.

В заключении вернёмся к тому, с чего был начат рассказ. К сожалению, памятник белополосому шелкопряду на Сахалине не сохранился до нашего времени. После поражения Японии в войне в 1945 г. и возвращения Южного Сахалина в состав Советского  Союза памятник сибирскому  шелкопряду  вскоре  был  повержен  и долго валялся недалеко от входа в городской парк Южно-Сахалинска. В шестидесятые годы, повинуясь ложной идее, что советское общество должно перечеркнуть все прошлое без исключения, эту многотонную  махину  куда-то вывезли.

Возможно, комитету по охране природы и памятников на Сахалине следует поднять вопрос о поиске этого уникального памятника опасному вредителю лесов.

А нашему правительству стоит задуматься об одном из величайших богатств нашей страны - лесе. Ведь появление такого вредителя как шелкопряд - это уже само по себе напоминание. Природа даёт о себе знать. Предупреждает нас. Природа это гармония, в которой каждый её элемент имеет право на существование. И белополосый шелкопряд не исключение. Лесное хозяйство, уничтоженное в период экономических бурь 90-х годов, было не способно следить за состоянием своих угодий в надлежащем виде и засорённые перестойные леса стали лёгкой добычей для шелкопряда. Это для людей шелкопряд вредитель, а для биосферы - это маленький помощник, который способствует дальнейшей смене и восстановлению лесов. Лес - это один из важнейших ресурсов строительства и его поддержание это вполне посильная задача для человека. Так зачем мы делаем так, что лес становится не нашей добычей, а едой для миллионов гусениц?

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов В.Н. Памятник сибирскому шелкопряду (Dendrolimus sibiricus Tshtvr.) на Сахалине// Чтения памяти А.И.Куренцова. вып.XVII. Владивосток. 2006. С.134-138.

Сибирский и белополосый шелкопряды на Дальнем Востоке//сост. Г.И.Юрченко, Г.И.Турова; Хабаровск: ФГУ «ДальНИИЛХ», 2007.- 98 с.

Кондаков Ю.П. Закономерности массовых размножений сибирского шелкопряда // Экология популяций лесных животных Сибири. Новосибирск. 1974. С.206-265.

работа, myscience

Previous post Next post
Up