Jul 17, 2009 10:53
Мы не умеем говорить. Мы запустили эту болезнь, довели до хронического состояния. Собственный язык становится обузой, гирей. Слова тяжело ворочаются во рту, плохо складываются в предложения. Выручает спасительная бумажка, домашняя заготовка. Без неё - полная катастрофа. Нечленораздельная речь, "мыканье", паузы, когда в полном смысле " лезут за словом в карман".
Письменная речь ничем не лучше устной. Я не говорю об орфографических ошибках - это отдельная тема. Неумение выразить простую мысль, абсолютное непонимание того, о чем пишут, корявый, бедный слог.
Почему так получилось? Разве мы не учим детей говорить? Разве не преподносим на уроках образцы правильной литературной речи? И что получаем "на выходе", в сочинениях учеников, где вроде бы полная свобода самовыражения, в том числе речевого? "Пушкин внес большой вклад ценностей в русскую литературу"... "Вдруг мне в голову хлынул огромный поток желаний"... "Хорошо бы дать обед молчания". (Цитирую из школьных работ учителя, найденных здесь: negippius.livejournal.com). Любой учитель добавит десяток подобных "перлов".
На мой взгляд, речевая зажатость - следствие некой закомплексованности, неуверенности. Мало читающий ученик не сможет правильно выразить мысль, если мысль вообще появится. Такие ученики обычно отсиживаются на уроках, боятся высказаться - просто потому, что не знают, как это сделать. Вечно молчащие дети будут молчунами и во взрослой жизни. Косноязычие станет тормозом в самореализации. Что делать? Вводить специальные уроки? Но вроде бы такие уроки уже есть. И называются они многообещающе: "Развитие речи", "Основы риторики". А дети как говорили плохо, так и говорят...