Пушкин и Воронцова

Jul 30, 2009 21:47



В начале июля я оказалась в Питере на встрече с друзьями-пушкинистами. Нет, это не маститые литературоведы. Это люди самых разных профессий, возрастов, мест проживания. А объединила нас всех любовь к Пушкину. Ровно 10 лет назад эта любовь помогла нам выиграть в международной игре, посвященной 200-летию поэта. Игра проходила в Москве, в Останкино. Тогда и было нам всем присвоено почетное звание «народный пушкинист». С тех пор мы, 36 финалистов, стали друг другу родными. И вот в начале июля решили встретиться в Питере на 10-летие знакомства.

В первый день питерские пушкинисты организовали для нас замечательную экскурсию в дом-музей Пушкина на Мойке. В его последнюю квартиру. Экскурсовод  рассказывала с вдохновением, глаза её горели, мы слушали, затаив дыхание, боясь пропустить слово. Эта женщина просто погрузила нас в пушкинскую эпоху, и мы были ей бесконечно признательны. После экскурсии она, слегка усталая, спросила, нет ли у нас вопросов. Вопросов, в сущности, не было, поскольку всё, о чем говорила экскурсовод, нам было известно. Но тут вдруг подошла какая-то незнакомая женщина (а к нашей группе могли присоединиться все желающие) и тихонько спросила: «Известно, что Пушкин любил Воронцову. А любила ли она его?» Экскурсовод мгновенно среагировала: «А об этом Вы спросите у неё!» И, простившись с нами, ушла. Задавшая вопрос женщина была слегка озадачена и, виновато улыбнувшись, как-то незаметно исчезла.

Мы пошли в кафе для работников музея, где нас ждал бесплатный обед (питерские расстарались!). Довольные экскурсией, друг другом, предстоящим застольем, мы располагались за столиками. Усевшись, вспомнили о заданном вопросе, оставшемся без ответа. И тут вдруг я сказала: «А чего гадать? Воронцова была влюблена в Пушкина, как кошка!» Не знаю, что на меня нашло, почему я так выразилась, но мои пушкинисты пооткрывали рты:

-  А где Вы об этом прочитали?

-  В стихах Пушкина!

-  ???

Как это объяснить? Я не могу, конечно, с уверенностью утверждать, что Воронцова любила поэта. И здесь, наверное, права экскурсовод. Лучше бы спросить у Елизаветы Ксаверьевны. Но вот одно стихотворение Пушкина не дает мне покоя. В нем совершенно ясный намек поэта на взаимное чувство. Это стихотворение - «Ненастный день потух…»

Вот время: по горе теперь идет она

К брегам, потопленным шумящими волнами;

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна...

Одна... никто пред ней не плачет, не тоскует,

Никто ее колен в забвеньи не целует;

Одна... ничьим устам она не предает

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных

Никто ее любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна-., ты плачешь... Я спокоен.

Через много лет Пушкин, будучи уже женатым человеком, получит от неё письмо совершенно делового свойства. Сердце его забьется. Былые чувства всколыхнутся в нем, и он ответит ей сдержанным, но нежным письмом:

"Осмелюсь ли я, графиня, сказать Вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив Ваше письмо, при одной мысли, что Вы не совсем забыли самого преданного из Ваших рабов?

Честь имею быть с глубочайшим почтением, милостивая государыня, вашим нижайшим и покорнейшим слугой».

Александр Пушкин
5 марта 1834.
Петербург.
Previous post Next post
Up