На плоту по шведской реке

Jul 27, 2016 23:27


Вообще-то я хотела на море, на тёплый песочек под ярким солнцем, можно с пальмами и всё такое. В поисковике у мужа успокаивающе мелькала Греция и я расслабилась, потеряла бдительность. Так что не могу сказать, как вдруг оказалось, что отдыхать мы будем где-то в районе 60 параллели. Это будет "круиз". И наш "корабль" мы будем строить собственными руками.

Чувства меня одолевали самые противоречивые. Одно было несомненно: этот отдых мы запомним на всю жизнь.

Да, как легко догадаться, я не очень-то сопротивлялась. Ну, разве что убедила мужа ограничиться на первый раз пятью днями вместо восьми, на которые он сразу храбро замахнулся.



К слову, во многом на мою сговорчивость повлияло одно случайное событие: недавно, в один из жарких летних деньков, мы отправились прогуляться на залив и нашли там плот. Маленький, страшненький и бестолковый, кое-как сколоченный гвоздями и уходящий под воду при любой волне от проходящего мимо катера, но как смотрели на него мальчишки! Для них это было настоящее ПРИКЛЮЧЕНИЕ! Мы проторчали возле этой кучи хлама пару часов, забыв обо всём на свете. Каким же чудом должен быть для них настоящий сплав по реке? И решение было принято.

Конечно, жаль Греции, которая была так близко. Но, в то же время, не скрою, было любопытно. Очень. А любопытство - тот ещё двигатель для меня. Но пять дней с двумя детьми (старшему три дня как восемь лет, младшему скоро шесть) в ограниченном пространстве плота и дикой природе?! А я сама-то выживу? Без телефона и компьютера? Ну и мелкие переживания: не утонет ли кто-то, сколько еды брать с собой в поход и где брать всё то, с чем люди обычно ходят в походы.

Впрочем, долго размышлять о предстоящем событии я не стала (чтобы не передумать) и даже не особо готовилась к путешествию. Разве что потратила день на поиски резиновых сапог для себя. Скажу сразу, это была бессмысленная покупка, без них было бы проще, меньше груза с собой тащить.


День первый



Мы выкупили последнее свободное место на 17-21 июля в компании Vildmark i Värmland, которая занимается организацией подобного активного отдыха с 1980 года. У мужа на работе кто-то даже позавидовал: с детства, говорит, мечтал с ними сплавиться на плоту. Ну вот, а плывём мы. Отправление на рассвете, подъём в шесть часов утра.

Путь нас ждал не близкий: первая часть до центрального вокзала Стокгольма, вторая - на поезде до Карлстада, города в 260 километрах на восток от столицы. Для сравнения: туда же от Осло - 160 км. Это всё по прямой, но прямой дорогой там и не пахнет. Скорый поезд Стокгольм-Осло - это, может, и не Сапсан или Арланда-экспресс, но летает тоже здорово. А на многочисленных изгибах и поворотах трассы рельсы уложены под значительным углом к плоскости, чтобы поезд не выбрасывало с путей центробежной силой, что только усиливает ощущение полёта.

А ещё, что интересно, за две поездки у нас ни разу не проверили билеты или другие документы. Не знаю, как они контролируют пассажиров, мне в голову приходит простейший вариант: пересчитывают входящих. Если количество пассажиров превысит количество проданных билетов, тогда проверят. Но это моя теория.



В Карлстаде мы в последний раз воспользовались благами цивилизации в виде туалета и ресторана, а также сделали запас продуктов в дорогу: хлеб, лепёшки, картошка, макароны, крупы, консервированные мясные продукты, овощи, фрукты - всё примерно на три дня. По расчётам в предпоследний день путешествия мы будем проплывать довольно большой город и сможем пополнить запасы в тамошнем магазине, то есть можно сильно не нагружаться. Организаторы называли ориентировочную стоимость продуктов на путешествие на одного взрослого: 900 крон. У нас вышло 500 крон на всю семью. Что-то не то мы брали.

Третий этап - до базы Vildmark i Värmland близ Gunnerud, это ещё 75 км по прямой или более полутора часов скоростного "полёта" на комфортабельном междугороднем автобусе с бесплатным вайфайем и розетками для подзарядки гаджетов. Вот только на выходных обычный маршрут не доходит до нужной остановки, так что организаторы подобрали нас и других туристов на своём автобусе в промежуточной точке и доставили на базу.

Кстати, о других туристах. Мы плыли не совсем одни, одновременно на воду спустили что-то около шести плотов, я не пересчитывала. Шведов почти (или совсем?) не было. Преобладали немцы. Один экипаж, кажется, был полностью англоязычным. Впрочем, общение между командами было минимальным: поздоровались, перекинулись парой вопросов-ответов или замечаний "о погоде" и на этом всё. Разве что Ярослав однажды "порвал шаблон" инструктору, когда на чистом шведском спросил у неё, где бы набрать питьевой воды.


Итак, потратив около десяти часов на дорогу, мы наконец-то прибыли на основную базу.

Лес, река, несколько зданий-складов с видавшими виды ящиками, стойки с каноэ и каяками, всюду походное снаряжение, подробные речные карты и - ура! - впечатляющие образцы плотов, собрата которых мы завтра попытаемся построить своими руками. Я, конечно, знала, что это будет серьёзный двухтонный транспорт, но лучше, как говорится, один раз увидеть. Массивные три на шесть метров, на которые с земли сложно было забраться, меня успокоили. Хотя должны были и насторожить... но не насторожили.

Первым делом мы отметились, заполнили необходимые бумаги и получили снаряжение. Удивительно, но здесь выдают почти всё, что только может пригодиться в походе! И даже то, чего в русском походе и вообразить невозможно. Например, пакеты для раздельного сбора мусора. Да-да, мусор за собой нужно не только собрать, но и помыть (при необходимости) и рассортировать по типам материалов. А потом привезти на базу и здесь выбросить в соответствующие контейнеры. В общем, на плоту рекомендуется сразу выделить место для "мусорки", поскольку мусор - дело ответственное.



Желающие могут также купить удочки (и оплатить лицензии на ловлю рыбы во внутренних водоёмах, бланки у организаторов имеются), дополнительные аптечки или... наборы дров. На самом деле, полки ломились от разнообразного добра, но мой мозг уже переполнился и другие (наверняка удивительные) вещи мне уже не запомнились.

После прохождения формальностей нам подобрали спасательные жилеты и выдали три таких вот огромных сундука, заранее подготовленных и укомплектованных под наш заказ. Само-собой, таскать это всё по территории совершенно невозможно. Но можно брать тележки для транспортировки, они бесплатны. Их всего две-три штуки на весь лагерь, но этого вполне достаточно, проблем с поисками и ожиданием не возникало.

Итак, что же находилось в сундуках?



Первый - "спальный", в нём лежали четырёхместная палатка, два туристических коврика и два спальника. Только два, потому что Ярослав получил классный спальник в подарок на день рождения буквально накануне поездки. Ну и Антон за компанию. Так что спальники понадобились одним родителям. Общественные спальники укомплектовывались чистыми отутюженными вкладышами-простынками. Забавно, но ужасно неудобно. А вот палатка была прекрасна.

Позже в этом сундуке мы в основном хранили свою одежду: палатка большую часть времени сохла на крыше тента, а на спальниках мы лежали или сидели.

Второй - хозяйственный. Тут лежали чистое ведро, пакеты для мусора, маленькие пакетики "на всякий случай", два рулона туалетной бумаги, два коробка спичек, две канистры для питьевой воды, аптечка, металлический лист, который мы подкладывали под примус, и - моё любимое - особая туалетная лопатка. Потому как для туалета необходимо выкапывать ямки (и поглубже!), а потом их закапывать. Вот. Не просто так.

И, наконец, третий ящик - кухонный, самый интересный. Тарелки, кружки, ложки столовые, ложки чайные, вилки, ножи, разделочная доска, два комплекта для готовки: примус + две кастрюльки разных размеров + сковородка + чайник. Второй комплект мы даже не распечатывали. Разделочная доска, лопатка, сырорезка (вдруг вам неприятна даже сама мысль о том, чтобы резать сыр ножом?) и венчик для взбивания. Так и не придумала, для чего бы его приспособить в походе. Не пользовались. Ну а кроме этого бумажные полотенца, губка для мытья посуды, жёсткая щёточка для чистки сильных загрязнений и бутылочка с моющим средством. Вот, кажется, всё наше богатство.

Около базы два палаточных лагеря с местами для костров и "сухими туалетами". Дети впервые познакомились с классическим уличным сортиром и были очень далеки от восторга. :о) Даааааа, в Nordiska museet такой туалет "почему-то" не пах!



Мы установили палатку и по-быстрому организовали горячий ужин, пока дожидались вечернего инструктажа, назначенного на 18 часов.

На инструктаже нам рассказали о планах на завтра: в 7:30 стартуют автобус и грузовик со снаряжением, которые увозят нас на север на 40+ километров. Там находится стройка. Мы в течение дня сооружаем плоты и по мере готовности отправляемся в плаванье на 55 километров вниз по течению. Река очень извилистая, из-за этого и образуется такая разница в водном и сухопутном расстоянии между базами. Заканчивается маршрут в этом самом лагере. Здесь антистапель - мы разбираем плоты, сдаём снаряжение и расходимся по домам.

Все плоты имеют подробные карты маршрута (на внутренней стороне крышек сундуков), со всеми изгибами реки и даже каждым домом на побережье. Кроме того, на карте обозначены опасные места и те места, где мы должны "держать глаза открытыми". Сути опасностей нам не разъяснили, обтекаемо назвав их "приключениями". Но проинструктировали о том, как проходить пороги или сниматься с мели в случае чего. И что мы не должны стесняться звонить организаторам с маршрута. Или в 112. Можно даже сойти с дистанции, но это обойдётся в 2500 крон.



Интересно, что окончание более длинного, стакилометрового и восьмидневного, маршрута лежит меньше чем в десяти километрах от стройплощадки и "по необъяснимым причинам каждый год несколько плотов заплывают по ошибке именно туда". :о) Ничего страшного, но попросили держаться правой стороны русла, чтобы не угодить в ловушку для брёвен. "Учтём", - подумали мы.

Наконец, нам подробно объяснили, как собрать основную часть плота (на самом деле он состоит из двух половинок), выдали верёвки и все смогли потренироваться вязать узлы и сплетать между собой брёвна. Обещают, что в воде всё это делается гораздо легче. Угловое (и самое главное!) соединение оказалось каким-то совершенно безумным. Глеб, кажется, и не пытался его запомнить, а я постоянно забывала какие-то промежуточные шаги и сбивалась. После десятка повторений замысловатый узел начал получаться, но только с долгим обдумыванием и предельной сосредоточенностью. И чтобы никто не сбивал меня с ритма! К счастью, как нас заверили, завтра на стройке будут дежурить инструктора, которые в случае чего помогут. К тому же нас не научили соединять две половины плота и ставить тент, с этим нам тоже будут помогать на месте. "Слишком много информации одновременно", - объяснил сегодняшний инструктор.

На этом первый день закончился. Утром нас ждёт ранний подъём!


День второй

С трудом долежали до половины седьмого: в основном лагерь подорвался раньше - все ходили, разговаривали, складывали палатки, гремели тележками... Постоянно казалось, что мы вот-вот опоздаем. Но мы взяли себя в руки, без спешки упаковались, поели, загрузили ящики в грузовик и даже первыми сели в автобус.



До стройки в сорока километрах к северу от базы мы ехали около часа. В основном это кемпинг, но на берегу горами сложены трёхметровые брёвна для плотов. Утром я фотографию не сделала, а к вечеру запасы значительно поредели: даже на нижний, самый толстый ряд одной секции, нужно 10-12 брёвен, а для верхних, потоньше, и того больше. А плотов-то было спущено как минимум шесть штук!

Наша бригада была самая чахленькая: всего двое взрослых, один из которых я - 160см на 53кг. Ещё только один плот строила так же семейная пара, но они в итоге сдались и ограничились лишь одной секцией. Не представляю, как они размещались там с сыном лет десяти и лабрадором, для которого даже мягкая меховая лежанка была привезена. Все удобства! Собака же не виновата, что хозяевам странного захотелось.

А рядом с нами работала самая завидная команда - трое отборных немцев. Те брёвна, которые мы кое-как тащили к воде волоком да с остановками, они хорошо если не в одиночку перебрасывали. Но там такие парни, что только ах.



Ну и ещё одно отягчающее обстоятельство: дети. У всех почему-то были дети как дети, некоторые даже помогали по мере сил, а вот наши с тоски и от отсутствия внимания то делали гадости, то опасно сидели на пути перекатывания брёвен, то шли топиться, так что мне регулярно приходилось бросать работу и восстанавливать тонкую душевную организацию (младшего) или раздавать устные "подзатыльники" за слишком длинный язык (старшему). И на это уходило до обидного много времени.

Но как бы там ни было, к обеду у нас всё-таки была готова первая секция три на три метра. Перчатки изорвались в хлам. Руки страшно болели. Мы ужасно устали. Но понимали, что нам нужно повторить всё уже сделанное ещё раз! Начиная с нижнего ряда огромных неподъёмных брёвен. Честное слово, организаторам было достаточно заставить нас сделать одну половинку, а вторую просто выдать готовую: мы всё уже поняли, прочувствовали, осознали. Мы выдохлись! У меня болят руки. Я половину дня провела в холодной речной воде. Я завязала больше морских узлов, чем за всю предыдущую жизнь. Они мне сниться будут! Я отныне и впредь буду легко определять три метра на глаз. Дайте мне уже спокойно умереть под кустиком.

Но мы пообедали и отправились строить вторую половину плота.



К слову, строительный пляжик (здесь на фото он полностью, от и до) был весьма не велик, так что места нам едва-едва хватало ещё на предыдущем этапе. Теперь же, когда у всех было готово по одной секции, места для стройки не осталось абсолютно. Пришлось отпустить готовые части подальше в реку на верёвках подлиннее, но их постоянно сносило течением на соседей слева, и скоро я поняла, что приходится треть времени тратить на растаскивание плотов, чтобы как-то разместиться. И вязать эти чёртовы морские узлы. До посинения. Просунул, накинул, обмотал, просунул, накинул, ещё оборот, два узла, идём дальше... И нет, в воде это всё делать не проще, чем на берегу. Брёвна расплываются и крутятся, так что те узлы, которые должны быть сверху, быстро оказываются под водой. Невозможно стянуть ряд потуже. А на плот страшно и явно крайне опасно залезать до окончания второго ряда... Ледяная вода, брёвна, брёвна, растолкать плоты, узлы, узлы, бесконечные узлы... А я Грецию вспоминаю. Эх, не могла я вообразить ничего более далёкого от отдыха.

Подошёл самый молодой немец и стесняясь спросил, можно ли они отдадут нам два бревна для нижнего ряда. Оооооооо! Они такие сильные, что СЛУЧАЙНО принесли себе два лишних самых огромных бревна! [Мысленно рыдаю и бьюсь головой о брёвна.] Конечно, мы с радостью приняли подарок. Это дало нам возможность немножко рвануть вперёд и даже ненадолго обогнать часть команд. Но работа была адски тяжёлой и скоро мы снова отстали. К концу второго ряда я едва держала в руках верёвку. Затянуть уже почти ничего не удавалось и я звала на помощь мужа: я завязываю, он затягивает. Но у него и своей работы хватало: он придумал новую методику перетаскивания брёвен, с помощью рычага, и дело определённо пошло на лад.



Вечерело. Другие команды заканчивали работу и тихонько уплывали в закат. А я пересчитывала, сколько ещё брёвен нужно притащить: пять на "борта" и не меньше трёх на настил... И у нас пока нет тента. Но есть отличные шесты для него: инструктор ещё утром посоветовала приберечь их для этой цели. Продолжаем работать, хотя не представляю, откуда берутся силы: казалось, их совершенно не осталось ещё в обед. Меня трясёт, руками не пошевелить, но мы упорно работаем дальше.

Наконец, в районе шести часов муж с инструтором соединяют половинки плота. Втроём ставим "шалашик" (вдвоём его конструктивно не поставить) и натягиваем тент. Вешаем традиционный спасательный круг. Стаскиваем на борт имущество и снаряжение: шест, четыре весла, три неподъёмных сундука (плачу, пока тащим их на борт), два пустых "полусундука" для верёвок, подбираем ещё пару верёвок "на всякий случай" и идём за каноэ, они сложены недалеко на берегу.



Сначала тестово приподнимаем одно: вроде, держу. Но как только снимаем его с крепления, оно переворачивается, бьёт меня по уху и падает на землю. Всё, поднять эту махину выше моих сил! Это совершенно, абсолютно невозможно. Я не могу описать, насколько у меня болят руки. Кажется, что их отрубили и это просто фантомные боли. Не то что кулаки не сжать - только сгибаешь пальцы и хочется орать от жуткой боли, которая проходит только через пару минут. Мы плетёмся к каякам: они немножко легче и лежат ближе к берегу. Со слезами и поскуливанием помогаю дотащить наш вспомогательный транспорт до реки и снова лезу в ледяную воду: нужно перегнать каяк до плота и закрепить там.

Последний инстуктаж, фотографии наших счастливых физиономий и мы отчаливаем. Честно говоря, уже темнеет и мы никуда не хотим плыть. Но, к нашему огромному сожалению, здесь остаться невозможно. Инструктор советует пройти буквально пару километров, за ближайший мост: там будут отличные места, где можно прекрасно заночевать. С тем мы и отправляемся в своё первое плаванье.

Готовим ужин прямо на борту, едим и радуемся долгожданному отдыху. Пока всё чудесно и муж решает освоить каяк. Тут мы понимаем, что каячные вёсла мы не взяли. Приходится обходиться теми, что выдали к плоту, односторонними. Пока глава семейства катается, я сталкиваюсь с первой проблемой: нас несёт на поваленное дерево. Хватаюсь за шест. Он больше шести метров и весит немало, а мои руки... меня трясёт, я реву, но пытаюсь оттолкнуться от злополучной берёзы. Кое-как проходим без потерь. Но понятно, что пора бы уже пристать куда-нибудь на ночлег.



К сожалению, места, мимо которых мы проплываем, не удовлетворяют высоких эстетических потребностей Глеба. Ну или там и без нас уже плотов полно. Меня бы уже устроил любой первый попавшийся бережок! Становится всё темнее, а нам ещё палатку ставить. Наконец, я требую парковаться куда угодно, к первому попавшемуся берегу. Тут-то и начинается кошмар.

Оказывается, муж не в курсе того, как можно причалить. Я даже с теорией не знакома - полностью полагалась на него. Он предлагает грести. Хорошо, гребём. Нас сносит. Пробует на каяке доплыть до берега и зацепить верёвку, но то верёвка коротка, то дерево не подходит, то плывёт он не туда, куда нужно по логике вещей. А плот сносит и сносит, его не попросишь притормозить на минуточку.

Один раз мы цепляемся за дерево возле очень крутого песчаного откоса, сплошь покрытого какими-то норками.
- Прыгай и нас вытаскивай!!! - кричит Глеб.
К счастью, мне хватило ума, чтобы не прыгнуть. Во-первых, за узенькой, едва ли полуметровой, полоской берега сразу начиналась порядочная глубина, по крайней мере я не видела ни малейшего намёка на дно. Во-вторых, деревьев, за которые я могла бы зацепить верёвку, тоже не наблюдалось. В-третьих, когда плот снесёт, я останусь тут одна, даже без телефона. Вот будет весело-то... И нас снесло дальше.



После часа этой кошмарной гребли, когда стало настолько темно, что отдельные деревья на берегу различались с трудом, я буквально взвыла. Всё шло к тому, что сейчас мы вызовем 112 и наше путешествие скоропостижно закончится. Тут Глеб заметил на берегу лодку и, вроде бы, человека.
- We can not stop! Can you help us? - прокричали мы с отчаяньем в ту сторону и... неизбежно проплыли дальше. Силуэт скрылся. Но через пару минут каноэ отчалило от берега с двумя гребцами на борту.
- Что там у них случилось?
- Не знаю, снесло, может... - услышала я со стороны подплывающей лодки негромкое обсуждение на чистом русском.

Объяснили, что не можем причалить, нас постоянно сносит. Да что там, на самом деле мы просто-напросто не умеем "парковаться". Наши неожиданные спасители взяли верёвку и поплыли к берегу. Где со второй попытки всё-таки зацепили нас за какой-то куст. На левом берегу. В километре от ловушки для брёвен, от которой нас предостерегал инструктор накануне. Но боже мой, это такие мелочи! Мы подумаем завтра, как увернуться от неё. Главное, что сейчас мы можем выбраться на берег. На крутой, заросший, ужасный берег, но это берег! Мы не будем всю ночь плыть по реке. Нас не будут снимать с плота спасатели. Мы сможем переночевать на земле!



- А вы откуда? - поинтересовался один из наших спасателей с удаляющегося в стелющийся по реке туман каноэ.
- Из России, но вообще в Стокгольме живём.
- А я из Праги. А Слава из Амстердама.

Ну да. Всё логично. Трое русских - из Праги, Амстердама и Стокгольма, - встречаются ночью на реке в обычной шведской глубинке... Спасибо вам, ребята из Праги и Амстердама. Огромное человеческое спасибо.

...Тут я поняла, что полный рассказ про наше путешествие получается безнадёжно длинным для одного поста. Так что продолжение следует. Через несколько дней.

природа, фотографии, Швеция, путешествия

Previous post Next post
Up