Наша охота за кадомацу началась неожиданно. Встретив в Японии два Новых года, мы только на третий обратили внимание на то, какие специфические японские атрибуты сопровождают здесь этот праздник. Свой третий новогодний праздник в этой стране мы осознанно встретили по японским традициям - заказав на дом
осечи-рёри и посещая храмы, чтобы взглянуть на традиционные новогодние украшения: кагами-мочи (
здесь и
здесь) и кадомацу. Я собрала на память фото-коллекцию из 50 кадомацу в городах Тацуно, Химеджи, Кобе, Хиросиме и даже на острове Миядзима. Один, самый напряженный день у меня даже получилось отснять целиком:
"Один день японской домохозяйки в погоне за кадомацу". Сегодня дошла очередь и до всей фото-коллекции.
В конце декабря я получила в нашем
Музее Экологии приглашение на мастер-класс по составлению кадомацу. Посетить его я не смогла, так как у нас была запланирована поездка в
Японский Музей Игрушек в городе Химедзи. По дороге туда я увидела небольшой грузовичок полностью набитый кадомацу. Как я ни просила остановиться и рассмотреть, мои мольбы действия не возымели. К счастью для меня оказалось, что конечной точкой в пути этого грузовичка был и наш музей игрушек. Когда мы вошли в музей, у входа в него ничего не было.
Но когда вышли - его уже украшали два красавца-кадомацу. Я долго рассматривала их вблизи.
Кадомацу - это традиционные японские новогодние украшения из ели и бамбука. Они похожи на необычные новогодние ёлки: три зеленых заостренных бамбуковых ствола окружают зеленые ветви сосны, падуба с мелкими красными плодами и ветви других деревьев: например, дуба, каштана, камелии - и цветной капусты, кроме того, композицию завершают специальные бело-красные или золотисто-серебристые пучки нитей, изготовленных из рисовой бумаги. Все это зелено-красно-белое великолепие ставится в бамбуковую кадку и перевязывается соломенной веревкой.
Как обычно у японцев - каждый из составляющих композиции символичен и неслучаен. Вечнозеленая сосна - символ долголетия, бессмертия. Бамбук считается символом стойкости и способности противостоять невзгодам. Папоротник - символ чистоты и плодовитости. Соломенная веревка - ограждение от злых духов, напастей, болезней. Сочетание цветов получается очень яркое, праздничное.
Разумеется, японцы выставляют кадомацу не просто так. Это даже не столько украшение, сколько атрибут синтоистского культа, временное святилище божества Нового года. По поверью, божество нового года и духи умерших родственников в новогодние дни спускаются с небес и отдыхают среди сосновой хвои в кадомацу, после чего возвращаются на небо.
Устанавливают эти композиции сразу после католического рождества, а 14 января - сжигают на ритуальных кострах.
Кадомацу часто сопровождает другой новогодний символ - витая из рисовой соломы сименава.
Сименава иногда кладётся прямо на кадомацу.
Внутри помещений устанавливают маленькие и одиночные кадомацу. Их можно сделать самим
или купить в магазине.
Большие и парные кадомацу ставят на входе в учреждения, музеи, храмы.
Кадомацу у входа в реабилитационный центр.
Кадомацу у входа в ресторан
Кадомацу у ворот синтоистского святилища.
Кадомацу у храма в лесу
Кадомацу у входа в только что отреставрированный храм Тенри-кё.
Раз в год мы ездим на место, где снимался фильм «Последний самурай» с Томом Крузом. Это большой храмовый комплекс Энгёджи, который находится на высокой горе Щоща. Первые кадомацу мы встретили ещё на пути к подъемнику на гору.
Уже на самом верху, перед входом в храмовый комплекс, стоит как будто наспех собранная одиночная кадомацу-подобная композиция.
У входа в основной храм верующие привязывают к кадомацу листочки с пожеланиями.
Если у главного храма комплекса толпы верующих, то чуть дальше, туда, где снимались эпизоды фильма с Томом Крузом, доходят не многие - здесь пустынно.
Путешествие в Хиросиму мы запланировали давно, но поехать туда у нас получилось только в новогодние праздники.
Посетив
Мемориальный Музей Мира и находясь под впечатлением от увиденного там, мы решили прогуляться по Парку Мира и вышли к центральной композиции.
Рядом с ней находился целый ряд парных кадомацу - такого их количества в одном месте мы не видели нигде.
Гуляя на следующий день по острову Миядзима, мы встречали только красивые сосново-цветочные композиции.
Разные-разные.
Я даже решила, что мы не увидим кадомацу. Миядзима - это уникальный остров, на котором на котором нет ни родильных домов, ни кладбищ - на нём никому не позволено ни рождаться, ни умирать. Поэтому, вполне вероятно, что и кадомацу - временное пристанище духов умерших людей - здесь устанавливать не положено. Я ошиблась. Мы все-таки увидели их у входа в один из залов
большого аквариума, находящегося на острове.
Ритуальные костры, на которых сжигают кадомацу, помогая гостящим в них духам умерших вернуться на небо, в деревнях складывают заранее.
В торжественный день всё поселение принимает участие в празднике.
На следующий день на память о кадомацу остаются только фотографии и сувениры.
А какие у Вас любимые праздничные символы?