Святая святых (окончание)

Dec 08, 2011 17:16


Зинаида Миркина
Начало здесь.
Продолжение здесь.

Я уже говорила, что для меня почувствовать Отца значит в тот же миг почувствовать свою теснейшую связь с Ним. Вне этой связи Он также немыслим, как и я. Почувствовать, что Он есть, значит почувствовать Вечность. Быть пронзенным Вечностью, - выйти в новое измерение. Вечность… Может ли она быть отдельной от этой настоящей минуты? Но тогда, есть ли в ней нет настоящего, она или прошлое, или будущее. Она не всецела. Если она не прошла или будет, она не вечна. Вечное не проходит, значит - существует сейчас. Вечное не появляется.
Оно есть. Вместе с тем и прошлое, и настоящее, и будущее - все это ведь есть. Да. Но в Вечности они неразделимы. Они одно.

Измерение вечности открывается тогда, когда я понимаю, что сейчас, в этот миг, здесь присутствует и мое прошлое, и мое будущее. Если я воистину есть, то мое прошлое не исчезло и мое будущее присутствует в этом миге.

Все есть здесь и теперь в едином есмь. Прошлое, настоящее и будущее - три ипостаси Вечности, в которой они едины. Отец, отделенный от Сына не носящий Его в своих недрах, внутри, - нечто такое же отдельное, «тварное», не бездонное, не божественное, как и Сын, отдельный от Отца.

Отец - Исток, из которого мир вытекает. Сын - устье, в которое мир втекает - Отец венец и смысл мира. Святой Дух - то «теперь и здесь», углубленное до вечности, то «вечное теперь», которое соединяет две первые ипостаси, точнее проявляет, обнажает их единение. Только в Духе Святом Отец и Сын слышат, знают друг друга. Только в Духе Святом «Я и Отец - одно». Две первые ипостаси взятые отдельно, есть формы, образы - творения. Только в своем единстве, осуществляемом Духом Святым, они суть Бог. Бог триедин. И только исполнившись Духа Святого, мы можем осознать это. Святой Дух пронизывает Собой и Творца и тварь соединяет их в одно. Без него мы есть мы, Бог есть Бог. Все - распавшиеся куски, части, твари. Цель жизни христианина, как сказал Серафим Саровский, есть стяжание Святого Духа. И всякие наши рассуждения пытающиеся заменить это «стяжание» - это не то! Не то! Разум величественен, когда понимает свое место. Разум ничтожен, когда пытается заменить собой откровение Святого Духа; пытается сам творить вместо того, чтобы дать Богу творить внутри себя. Человеческий ограниченный разум должен уступить место божественному, безграничному.

Все это нельзя ни выдумать, ни представить. Но в глубине созерцания все это открывается сердцу, как нечто простое, цельное и непреложное.

Но вот, в истории человеческой, религии Отца и Сына резко разделились. Сначала разделение это произошло внутри еврейства. Потом спор был вынесен на мировую арену. Евреи не признали Сына, не узнали в нем Бога.

- Человек не может быть Богом. Это язычество, - говорили они. - Этот человек - самозванец.
- Нет, может, может! - отвечали христиане. - Этот Человек может. Он один. Некто до Него и никто после. Он Единственный.

Когда спор идет на таком уровне, обе стороны стоят друг друга. Понятие «единый» заменяется на «единственный»; божественный разум подменяется человеческим.

Человек действительно не может быть Богом. И не может быть равен Богу. Иисус говорил: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, кроме Бога.» И еще говорил: «Отец мой более меня.» Да. И Он же сказал: «Я и Отец - одно.»

Бедный наш человеческий разум с его неизменной ограниченностью и вечной путаницей! Мы поставлены в тупик таким противоречием? Но никакого противоречия нет. Единство не равенство. Равенство не единство. Капля воды не равна морю, но едина с морем. Человек не может быть Богом, но может быть един с Богом. Он может наполнится Богом так, чтобы ничего, кроме Божьего всецелого духа, не оставалось в нем. Ничего своего, отдельного, ограниченного. Никаких стен, перегородок. Он сам, и его малое, человеческое «я» - лишь сосуд. Плоть, даже самого Иисуса, была лишь сосудом. Но сосуд этот был абсолютно чистым. В нем не было ничего от себя и для себя, - все от Бога и для Бога. Он дал Богу место в себе, и Бог вочеловечился, воплотился. Все в этом Человеке исполняло волю Божественную, был ее проводником. «Ничего не говорю от себя», «Творю волю Пославшего Меня». Прервите связь Иисуса с Отцом - и Бога нет. Обожествите Иисуса отдельного, Его человеческое «я», и вы распнете Его Дух. Но если вы не увидите, что Он наполнен Богом, соединился с Ним совершенно (соединение двух природ, человеческой и божественной), если вы будете слепы к Его Божественной природе и будете упорствовать в том, что Божеское и человеческое не могут соединяться вообще, тогда… тогда вы отвернетесь от Него, отвернетесь от двери, ведущей в Царствие Божие; и в конце концов, если озлобитесь в своем фанатическом упорстве, то распнете Его человеческое тело.

Страшный перекресток. До сих пор мы стоим на нем те, кто боялись человекобожества, отдали на распятие Богочеловека. А те, кто поклонялись Богочеловеку, предали, разодрали на бесчисленные куски Его дух.

Кто лучше, кто хуже?

Если Бог и человек раздельны, разделены непреодолимым расстоянием, обе стороны стоят друг друга. В великом откровении, которое когда-то получили евреи, в откровении о Боге живом содержится семя учения о Вечности, о бессмертии души. Но можно это семя посеять в глубине души так, чтобы оно дало всход, а можно засушить, как музейный экспонат, - как засушили букву Писания. Если семя засушено, то высокий и далекий Бог существует где-то, но не здесь, сам по себе, но не в нас. Момент осознания расстояния между собой и Богом - великий момент. Но если застыть в этом моменте, то живая жизнь превратиться в царство Спящей красавицы. Все остановилось. Ткач над своим станком, танцовщица с поднятой ногой…

Но если семя проросло, то человек, каждый человек должен почувствовать себя Сыном Божиим. Подавляющее большинство детей Божиих недостойно своего Небесного Отца, но есть великое чувство: мы обязаны быть достойными и (головокружительная высота!) - можем быть достойны, ибо по образу и подобию Его созданы.

Учение о Троице не интеллектуальная абстракция, а что-то самое ощутимое, насущное и бесконечно важное. Это перевод мышления из плоскости одномерной в трехмерное пространство. Это одухотворенность мышления или та углубленность духовного зрения, при которой один предмет начинает просвечивать сквозь другой и высвечивается тайна единства… Бог не самый высокий и великий предмет среди прочих предметов, а бесконечность каждого предмета. Поворот вглубь от дурной количественной бесконечности отдельных предметов к качественной бесконечности каждого, в котором соединяются все.

Иисус Христос вполне человек, то есть такой человек, как и каждый из нас. Но Он же вполне Бог. Природа Божественная и человеческая существует в Нем неслиянно и нераздельно. И та и другая существует в Нем (неслиянность), но не как отдельные предметы (нераздельность). Это может понять лишь тот, кто познал, что царствие Божие не вовне, а внутри нас. Слова «Слушай, Израиль! Бог твой - Бог единый!» прямой дорогой ведут к совам: «Царствие Божие не там и не тут, Оно внутри вас». Учение о Троице есть лишь разъяснение евангельских противоречий, ответ на загадку о Богочеловеке. Ответ этот вытекает прямо из Евангелия, если читать его духовно, с тем же Духом…

Бог не тварь, но Он внутри Твари, как и тварь внутри Него. Однако осознание своей неразделенности с Богом, то есть осуществление этой неразделенности, преодоление тварности (отъединенности) может совершится только Святым Духом и в Святом Духе. Поэтому стяжание (собирание) Святого Духа - то самое усилие, которым берется Царство Божие, главное цель жизни всякого христианина, или истинного израильтянина, если говорить на языке Евангелия…

В самом Иисусе был переизбыток Духа Святого. Он родился от Духа Святого, как повествует Евангелие. Разумеется, я отказываюсь понимать это буквально. Плоть от плоти родится, а Дух от Духа. Духовное прочтение означает, что Он уже родился совершенно чистым сосудом, наполненным Духом Святым. Но и родившееся нечистыми могут и обязаны очищаться и уподобляться Ему. Он - явленная нам возможность нашей собственной природы. Он также не существует отдельно от нас, как и отдельно от Бога. Он отделен только от отдельности нашей! Ни от чего больше. Вполне Бог, вполне человек!

Это в Духе. А в человеческой истории - евреи отдали на распятие Сына Божьего, а христиане отвоевывали огнем и мечом Гроб Господень, сжигали еретиков и упрямых соплеменников Иисуса. И через всю историю - боль, кровь, ненависть. А где то в тишине дома или в глубине храма тихая, искренняя молитва: «Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе».

Так, может быть две дороги, скрестившиеся в человеческой истории, ведут со всем не в противоположные стороны, а наоборот - в одну, противоположную той, в которую ведет эта молитва?..

Почему евреи не приняли величайшего откровения, не узнали Бога в Сыне? Потому что они - люди. Не хуже и не лучше всех других людей планеты нашей. Они - те самые, о которых Он молил: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что делают». Простил ли им Отец? Кто может рассуждать об этом вопросе? А всех других он просил? Да всех, которые причастны Его палачам?.. Ибо все причастны… Водораздел лежит не между нациями и вероисповеданиями, не между эпохами, а между духом и духом. Одного ли мы духа с теми, кто распял Его, или с теми, кто стоял у креста и сораспинался Ему?

Кто Его распял? Те, кто не хотел исполнить своего высочайшего долга - соединение с Богом. Призыв к этому соединению - главное в Его проповеди. «Будьте совершенны, как совершен Отец мой небесный». Усилие, которым берется Царствие Божие, усилие собирания Святого Духа, собирание своей личности, открытие собственного выхода в бездонность, в бессмертие… Святая Святых… Люди не захотели сделать это усилие.

Израильтяне, как и все прочие люди, нарушили заповедь «Возлюби Бога своего более всего на свете» и заповедь «Не сотвори себе кумира». Конечно и та, и другая заповеди почитается и исполняется, но в подавляющем большинстве случаев чисто формально. Бог заменен человеческим представлением о Боге, а кумиры золотого тельца превратился в букву закона, унизившую и отодвинувшую дух живой. И это все равно, что закрыть, заколотить наглухо Святая Святых…

Где она наша Святая Святых? Мы ведь боимся Ее пуще всего на свете. Только бы не остаться наедине с самим собой, только бы не в пустоте, только бы не в нищете! И как понять нам загадочные слова: «Блаженны нищие духом»? Что это такое? Сколько недоумения они вызывают! Можно быть нищим, - и богатым духом; но нищие духом?!

Духовные богатства - это книги и картины, музыка, идеи. Да, это богатство культуры и культа. Великие традиции вероисповеданий. Иконы. Храмы. Литургия. Да. Но вот еще загадочные слова: «Разрушьте храм сей, и Я его в три дня построю». Что это значит? Одно из возможных толкований дается уже в Евангелии: «Он говорил о храме тела своего». Может быть, но исчерпывает ли это загадку? И неужели построить храм собственного тела, нерукотворный храм, легче, чем другой, рукотворный? Не говорят ли эти слова о том, что над всеми духовными богатствами есть еще нечто? Все, что разрушимо, можно построить. Но над тем, что можно разрушить, есть нечто нерушимое. Его - ни построить, ни накопить, ни иметь нельзя. Им можно только быть. Богатства, даже духовные, это что-то. А там, в полной нищете, где ничего нет, только там есть Кто-то… Сущий. И так, над храмом ничего нет, но не никого нет. Этот Кто-то, не имеющий ничего, кроме Самого Себя, пребывает в совершенной нищете. У Него ничего нет. Только Он сам. Нет созданий. Есть Создатель. Дух живой.

Накопить дух также нельзя, как накопить течение реки. Можно накопить воду из реки, но накопленное течение? Это течение остановленное.

Духовные богатства - это всегда сосуды, в которых собран дух. И конечно, нужно самое бережное, самое трепетное отношение к таким сосудам. Но не дай Бог беречь пустой сосуд! И главное - не дай Бог потерять чувство, что сосуд священен только благодаря тому, что в нем, а не сам по себе. Всякий сосуд есть тварь. Творец не сосуд. Он - внутри сосуда. Внутри несотворенное, безначальное, бесконечное… Внутри храма - Святая Святых…

Священная Пустота ждет того, кто войдет в нее.

К счастью, такие не переводятся. Среди всех народов мира. На них-то, может быть, и мир держится. Но надолго ли хватит их усилий?

Им много труднее, чем легендарным китам или слонам, держащим нашу землю на своих спинах. Спины их не слоновьи, а человеческие. Как бесконечно нужна им помощь!

Как возмутила древних израильтян эта человечность, видимая слабость и беззащитность Того, Кто назвал себя Мессией! Он без нашей веры (нашего сердца, нашей души) ничего сделать не может?! Ждет нашей помощи?! Какой же это Мессия?! Это оскорбление величества, оскорбление наших представлений о Мессии! Да. Их Мессия был создан ими самими, человеческими представлениями, не был увиден глубоким сердцем, которым видят Реальность. Их вымечтанный Мессия должен был спуститься к нам со своих высот и все за нас устроить в этом мире. А этот… хочет поднять нас до Своей высоты и прочит нашей помощи… В чем? В том, чтобы мы разделили с Ним Его всемогущество. Он хочет, чтобы мы сами помогли Ему сделать нас всемогущими. Нас!? Да. Он не может быть всемогущим в мире сем без нас.

В какую же человеческую голову это может вместиться? Мы - рабы. Дай нам хорошего господина. Будь нашим господином. А то брат, Отец, Сын… При чем тут Мессия?!

Люди авторитарного мышления - вот кто распяли Христа. Рабское авторитарное мышление, для которого нет ничего страшнее внутреннего царства, того всемогущества, которое надо открыть в глубине себя. Да, освободи меня от свободы, от внутренний свободы, и я жизнь за тебя отдам.

Свобода… Это не своеволие, не бунт, не «чего моя левая нога захочет», а ответственная внутренняя свобода миродержца, все и вся держащего на руках своих. Эта свобода обладает единственным всемогуществом - всемогуществом любви. Это задача духовного царя, а не духовного раба. Рабы не умеют управлять царством духовным. Рабы свергают царя, который хочет научить их этому. Авторитарному мышлению нужен авторитет. И только. Сегодня авторитет Иеговы и его священников, завтра авторитет Христа, послезавтра Магомета, а затем Наполеона, Гитлера и Сталина. Мне на так уж важно, за кем идет авторитарное мышление. Мне важно, что оно авторитарное.

Оговорюсь. Есть авторитет внешний, подавляющий личность; и другой авторитет, основанный на добровольном избранничестве и любви - на признание иерархии. Авторитарному мышлению на поверхностном уровне противостоит анархизм, бунт, своеволие. На глубинном уровне - внутренняя свобода и любовь. Людей обычно бросают из одной крайности в другую. На плоскости: или - или. Или узда или своеволие. Внутренняя свобода - это нечто лежащее не на плоскости, а в глубине, внутри. Это новое измерение, которым люди также боятся измеряться, как прыгать с обрыва или взлетать в воздух. Авторитет, основанный на любви и уважении, авторитет истинного Старшего - это совсем другое. Проверка: в тот момент, когда авторитет столкнется с глубинным голосом совести и любви, что ты выберешь? Выбор авторитета, который заглушает, делает ненужным голос любви и подчиняет себе совесть - вот что такое авторитарное мышление.

Евреи распяли Христа? Да, те самые евреи, для которых буква была важнее духа, то есть евреи авторитарного мышления отдали Христа на распятие. Но все христиане, члены не гонимой, а респектабельной церкви, приняли Христа как авторитет. Стали под некое знамя, а не приняли в самую глубину сердца образ Божий. Захотели объединиться с кем то другим, внешнем, чтобы войти в некое «мы», а не в самое глубинное, одинокое и единое всем «Я». И они родные братья тем самым, кто Его распяли, а не тем, кто стоит у распятия, умирая от Его боли. Тем ведь никто не сказал, что Он Сын Божий. Сами узнали. Сердце горело. Евреи распяли Христа? Да. Но тот, кто без греха, первым брось в них камень. Исторические христиане не так совестливы, как те фарисеи, что уходили от грешницы, ибо чувствовали в себе грех и рука их не поднялась бросить в нее камень. На протяжении столько веков христиане только и делают, что швыряют камни в евреев. И только те, стоящие у креста, у бесконечно размножившихся крестов - сердца которых разрываются от боли (вот-вот не выдержат больше) только эти шепчут вслед за Ним помертвевшими своими губами: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что делают»…

Кто я? Я та нищая духом, у которой нет никаких перил, никаких идеологических внешних подпорок, никаких авторитетов, которые бы стояли превыше неба и глубже сердца. Да, никаких перил под руками и даже никакой твердой почвы под ногами. А только - морской простор, огромное пустое небо и полное сердце.

Август 1982 года.

Начало здесь.
Продолжение здесь.

история, Бог, творчество, мистицизм

Previous post Next post
Up