Религия или эзотерика (начало)

Feb 08, 2011 08:08


Отец Виллигис Йегер

1. РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Мы называем Богом ту Силу, которая познается внутренним миром человека и им оттуда управляет. Если человек выступает против этой Силы, он выступает против себя. Он тормозит свое развитие. Эта внутренняя инстанция двигает эволюцию.
Это то, что мы называем Божественной Сущностью, Божественной Жизнью, Мейстер Экхарт - Божественным Началом, дзэн - Пустотой, йога - Сунъятой, а философы - Абсолютом.

Я не хотел бы в дальнейшем употреблять слово «Бог». Я говорю о «Внутренней Силе», или «Имманентной Инстанции», или также о «Конечной Действительности», о «Целостности», о «Едином Целом», или о «Божественном». Если я все же использую слово «Бог», то только в традиционной, по моему мнению, архаичной форме личного Бога. Я хотел бы для передачи устаревшего архаичного содержания обойтись выше названными понятиями.

На эзотерическом пути человек пытается открыться этой Внутренней Силе. Ее нельзя передать волевым усилием или учением, она передается только прямым познанием. Это познание постигается. Теологи называют это милостью. Мы не можем иметь в своем распоряжении милость, но мы можем подготовиться принять ее. Истинное значение духовного наставника в том, чтобы подготовить человека к воздействию милости, помочь ему убрать все препятствия с пути, чтобы он познал Божественное начало, извлек его из глубин для дальнейшего развития.

Итак, мы подошли к важному отличительному пункту между эзотерикой и религией.

Эзотерика старается познать присутствие этой Внутренней Силы в человеке и во всех вещах. Эта Сила всегда здесь во всей своей полноте. Однако наш эгоцентризм мешает нам ее воспринимать. В эзотерике освобождение является познанием этой Внутренней Действительности. Все святые и мудрецы - это только спутники и помощники для тех, кто идет к этому познанию. Освобождение всегда рядом. Мы можем только открыться этой освобождающей Силе и для этого раскрытия прибегнуть к помощи других.

Теология, напротив, пытается прийти к Богу через интеллект. Она оперирует представлениями, образами и символами. Таким образом, Бог - это трансцендентный Бог, который имеет другое онтологическое бытие и управляет людьми как бы снаружи; Его можно переубедить молитвами или жертвами, Он может подарить вечное спасение, а может и отказать.

2. КАК ПРИШЛИ К ОБРАЗАМ БОГА

Раньше человек представлял эту Внутреннюю Силу метафизическим Существом. Божественное являлось ему, прежде всего в видениях в образе конкретной психической, даже физической Силы. В образных видах этой психической структуры он распознавал персональное существо, которое правит судьбами мира. Так возникли мифы о Создателе.

Также возник и образ «Близкого Бога», которого Моисей увидел в пылающем терновнике и возвестил о Нем израильтянам как о «Боге, который здесь». Личный Бог, который сопровождает человека, вознаграждает его и наказывает, который имеет власть над историей, отступает перед так называемой «спасительной историей». Этот Бог - в представлениях людей, всегда с ними, Он живет среди них, как сказано в Библии, не смешиваясь со всеми другими живыми существами.

Даже если теология сегодня говорит об историческом откровении, то за ним все равно стоит трансцендентное, дуалистически-мифическое представление о Боге, которое возникает в видениях. Видения, как мы сегодня знаем, являются внутренним восприятием, в котором Божественное начало проявляется в архетипичных образах в качестве превосходящей наше «Я» силы.

Появляющиеся в видениях образы часто считают персонификацией Бога. Хотя все высшие религии знают, что Бог выше всего того, что можно постичь, и что не следует создавать образ Бога, они зависят от тех образов и понятий, которые не поднимаются выше положений веры. При этом забывают, что через них только передается послание Божественного. Это послание соизмеряется с людьми и для каждого времени, и для каждого человеческого сообщества истолковывается по-новому. Важными являются не личные образы, а послание. Видения Божественного бытия проявляются всегда в полной согласованности с духовными примерами и тенденциями смотрящего, но они могут сильно отличаться, в зависимости от времени, культуры и наклонностей.

3. АТЕИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Личный Бог, как о Нем возвещают теистические религии, в течение последних десятилетий был «развенчан» посредством науки. Существует мнение в дарвинизме и неодарвинизме, что мир можно объяснить механическим развитием через мутацию и селекцию. Ученый в области естествознания не может себе позволить продолжать исследования в этом позитивистском направлении и вместе с тем впадать в религиозный экстаз во время воскресных служб.

Однако все больше и больше нам кажется подобное позитивистское объяснение мира недостаточным. Вера во всемогущество техники и науки, благодаря новым познаниям и результатам исследований, весьма уменьшилась. Мы знаем сегодня о космосе намного больше, чем раньше, но также мы знаем, что, по сути, мы ничего не знаем.

Потому сегодня человечество больше склоняется к агностицизму. Оно оказывается неспособным дать определение действительности; ибо люди ясно понимают, что эту конечную действительность нельзя объяснить рационально.

4. ОТКРОВЕНИЕ

Как Божественное начало открывается человеку? Под откровением понимается объявление Божественной воли. Все религиозные знания зиждутся на откровении. Его называют сверхъестественным, поскольку оно происходит не из наших чувств и не из наших мыслей. Оно в большей степени является непосредственным раскрытием истины. Оно является пророкам, ясновидящим и мудрецам без конкретного образа. Они облекают его в слова и несут людям. То, что они познали в бесструктурном пространстве сознания, они облачают в образы, параболы и слова и оповещают всех об этом посредством проповедей, ритуалов и церемоний. Зачастую познание вытекает в личное противоречие, о котором они сообщают людям как об отделенной сущности.

«Видение» образов можно связать с исключительно глубоким переживанием. Это «видение» случается у некоторых людей и в наши дни. Тогда они видят Иисуса Христа или Марию, а иногда и образы из другого культурного слоя, например из греческой мифологии. Для них это означает Божественное переживание. В данных фигурах еще только указывается направление к конечной действительности. Речь идет о том, чтобы спросить о послании, а не о явлении. Особую ценность представляет собой послание.

Человек руководствуется этими внутренними образами и превращается, в общем, и в целом, в зрелую личность.

В сущности, откровение ведет к внутренним познаниям, которые все имеют оттенок принадлежности «ясновидящего» к определенному культурному слою. Религия пока только частично освободилась от этих архаичных Божественных образов, в которые пророки и ясновидящие облекают свое познание, и недостаточно ясно ставит вопрос перед откровением о внутренней сути его послания. Ибо у теологов оно является как бы само собой разумеющимся, так что они даже не думают о том, чтобы Его об этом спрашивать. Другие более или менее сознают, что их Божественный образ может сильно поколебаться в процессе познания, когда они серьезно захотят испытать процесс откровения.

Под откровением эзотерика понимает бесструктурное познание в глубине сознания, то есть в трансличностном пространстве сознания, которое затем, когда оно перейдет в личное пространство, конкретизируется у человека до определенной степени в формы, образы, символы и фигуры. Эти возникшие из бесструктурных глубин образы преобразовываются потом в информацию и рациональные знания. В этих образах-шифрах, как указывает эзотерика, делается попытка осознать Божественное.

5. ЭЗОТЕРИКА - РЕЛИГИЯ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Естествознание, которое развенчало архаичного Бога, снова вышло на след этой внутренней инстанции. Начало положила психология. Прежде всего, К. Г. Юнг признал, что в глубине психики находятся структуры - он назвал их архетипичными образами, - в которых для реципиента воплощаются важные послания.

В знаниях, полученных в результате исследований в основных областях естествознания, находится богатый потенциал для современной теологии. Естествознание снова открыло «дух», который в последние сто лет считался предосудительным. Правда, это уже больше не тот дух, который можно приравнять к архаичному Божественному понятию. Это дух, который вместе с твердой материей образует другой аспект действительности и делает постижимой недвойственность. Имя Бога сегодня более чем: Один, Единство, Однообразность, Целостность. Это «Одно» развивается в процессе эволюции из «Однообразности» в «Многообразность». Божественное проявляется полярно. У него два аспекта: единство и множество.

К сожалению, теология осталась со своими архаичными представлениями. Вообще, имеется мало интердисциплинарных исследований, в которых теология кажется еще более ограниченной, чем другие дисциплины. Она, согласно узким положениям профессуры, остается системной. К тому же возникает трудность вместить новые положения и знания в существующие теологические понятия. Религия, такая, какой она представлена сегодня почти во всех учреждениях, закрывает многим людям дорогу для более глубокого религиозного развития. Таким образом, помимо существующих религий, начинают развиваться совсем новые религиозные учения.

Бог больше не является тем, кто всем «руководит» и «управляет»; то, что мы называем Богом, - это Целостность всего, что существует. Эту последнюю инстанцию, Божественное, следует понимать холистически целостно). Итак, наука не считает целостность и единство прежними понятиями Бога, иначе бы через заднюю дверь снова вошло устаревшее представление о Боге. Бог проявляется как Дух и Материя. Теистическая теология ошибочно называет это пантеизмом, поскольку она не может понять, что хочет выразить эзотерика через понятие «недвойственность», а именно: познание сочетания понятий как единство действительности.

Мы, к сожалению, не придем ни к какому общему знаменателю, если не образуем сочетание понятий. Постижение этого сочетания понятий как единства действительности является мистическим познанием. Только в познании можно перейти через сочетание понятий. И только когда мы его превзойдем, мы познаем, что есть действительность. Дзэн называет оба этих аспекта действительности пустотой и формой. «Форма на самом деле пустота, а пустота на самом деле форма». Божественное - это биполярное единство. Это относится не только к стороне одного полюса, а это то, что трансцендирует оба полюса в единство.

Эту действительность нельзя описать обычными Божественными представлениями. Она, еще раз подчеркну, не Бог, которого изображает человек, а та конечная действительность, которая существует только как Дух и Материя, и по-настоящему постичь ее можно только через трансличностное познание.

Более полное согласие с астрофизикой и теорией относительности помогло бы теистической теологии в представлениях о Боге идти в ногу с всеобщим развитием сознания. Однако многие светила науки, такие как Планк, Эйнштейн, Борн, Бор, Гейзенберг, уперлись в границу рационального знания и открыто говорят о той другой инстанции, которую нельзя больше постичь ментально и выразить математическими формулами; однако она относится к тому, что мы называем действительностью. Они убеждены, что эта конечная инстанция обладает другими способностями, чем сознание нашего «Я», и что эти способности, в конечном итоге, с помощью нашего сознания ускоряют весь процесс эволюции.

Окончание здесь.

религиозность, философия, мистицизм

Previous post Next post
Up