Покой божественной субботы

Dec 28, 2010 16:54


Отец Ансельм Грюн
Из книги «Покой сердца»

Послание к Евреям в конце I века нашей эры ответило запросам очевидно уставших христиан новой теологией, чтобы укрепить их веру. Долгое время считалось, что Послание к Евреям вторично по отношению к Ветхому Завету. Теперь становится ясно, что автор этого написанного на прекрасном греческом языке Послания является наряду с Иоанном и Павлом третьим величайшим теологом Нового Завета.
Он мыслит не еврейскими, а греческими категориями. Он по-новому интерпретирует тексты Ветхого Завета, чтобы показать христианам, что значит для них сегодня Иисус Христос и как Он может укрепить их в их потерявшей силу вере.

Так, автор довольно своеобразно толкует псалом 95, которым часто начинается в монастырях вечерняя служба. Там написано: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне... Непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих; Посему Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр. 3, 7-11). Божественный покой, в который не вошел народ Израиля, это не земля обетованная, потому что ее евреи как раз достигли. Здесь в большей степени имеется в виду «Божественная суббота», или «субботство» (Евр. 4, 9). «Субботство» подразумевает не тот покой, который ожидает нас после смерти. Послание к Евреям мыслит не временными, а пространственными категориями. «Суббота» - это некое потустороннее место, приготовленное для нас Господом. Иисус уже впустил в это место покой Своей смертью. Теперь оно предназначено для нас.

Если мы верим, то оставляем позади этот мир и уже сейчас входим в небесное пристанище покоя. Вера освобождает нас от мира. Она вызволяет нас из беспокойства этой жизни и ведет в обитель покоя по ту сторону, которую Иисус уже принял во владение как предвестник веры. В Послании к Евреям эта обитель покоя понимается не как будущее пристанище, которого мы сможем достичь после смерти по ту сторону, а как место на небесах, которое предназначено нам уже сейчас и в котором мы уже сейчас живем, если мы укрепились в вере, которая есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1). Уже теперь, среди беспокойства, в суматохе преследования и вражды, болезней и ранений, наша душа благодаря вере уже живет во Христе, в небесной обители покоя. Это потустороннее место в то же время находится внутри нас. Это вместилище тишины в нас. Святилище, в которое вошел Христос, место, куда нет доступа волнениям этого мира, где Христос одарил нас частицей Божественного покоя.

В Послании к Евреям перечислены состояния, которые делают невозможным достижение этой потусторонней и одновременно содержащейся внутри нас обители. Первое из них - ожесточение. Греческое слово skleros означает «сухой, худой, грубый, резкий, неприятный, угрюмый, немилосердный». Кто ожесточился в сердце своем, кто не сострадает, все время брюзжит и отвергает жизнь, которую Бог предназначил ему, тот не найдет пути в эту обитель. Он отрезан от своей души. Он живет на поверхности, не будучи в мире с самим собой. Ему не достигнуть покоя.

Второе состояние - горечь. Греческое слово paprikas переводится как «восстание, бунт, озлобление». Кто отравлен горечью, тот постоянно отказывается от себя самого и от Бога. Горечь бродит в нем и не дает душе успокоиться. У многих людей горечь заметна уже по выражению лица. Такие люди чувствуют, что старые раны еще болят, как много лет назад, и не оставляют душу в покое. Они разлагают душу и при каждой возможности снова показываются на свет, находя выражение в горьких замечаниях.

Третье состояние - заблуждение. Душа пребывает в заблуждении, она идет по ложному пути. Она бредет по кругу. Здесь имеются в виду не только внешние блуждания, а внутренняя неуспокоенность. Душа не остается на месте, она разорвана и мечется из стороны в сторону, побуждаемая мыслями. Беспокойное сердце не может положиться ни на Бога, ни на то, что получает от Него.

И четвертое состояние, препятствующее наступлению покоя, -это «сердце лукавое и неверное, отступившее от Бога» (Евр. 3, 12). Сердце называется «лукавым», потому что не верит, потому что оно ожесточилось против Бога и закрылось, потому что оно испытывает Бога, вместо того чтобы позволить Богу подвергнуть себя испытаниям. Автор говорит здесь об искушении грехом, об обмане греха, который ожесточает сердце человека. Тот, кто грешит, обманывает сам себя, а такой самообман делает душу жесткой и бесчувственной. Неспокойные люди часто бесчувственны. Они не могу положиться на чувства и в итоге бегут от сильных чувств. Они боятся отдаться своим чувствам и поэтому всегда убегают от себя самих. Они сами выключают себя из жизни, потому что невозможно жить интенсивной жизнью без чувств и без способности погрузиться в настоящее, насладиться тишиной и покоем.

Тот, кто верит, входит, согласно Посланию к Евреям, в страну спокойствия, и притом входит именно сейчас. Каждый день - это то самое «сейчас» когда мы можем войти в страну спокойствия, в покой «божественной субботы». Бог отдыхал от своих трудов на седьмой день. И для нас создал день спокойствия, когда мы можем приобщиться к вечному покою. Ветхий Завет знает вечную субботу в конце времен, когда мы сможем навсегда освободиться от своих трудов. Однако в Послании к Евреям говорится о «субботе», которая возможна сегодня, если благодаря своей вере мы достигнем «страны спокойствия». Каждую секунду при помощи веры мы можем войти в это внутреннее пространство, где обитает Бог. Это то место, которое Бог предназначил нам от сотворения мира. К этому месту мы имеем доступ через Иисуса Христа, который стал нашим предвестником греч. prodromos).

Послание к Евреям обозначает это место также через образ «святилища», куда Христос вошел сквозь завесу своей смерти. Это пространство внутри нас, в котором мы святы и цельны, где все в нас хорошо, где мы целиком принадлежим себе, не затронутые грехом и злобой человеческих душ. Там мы пребываем в гармонии с Богом. Там мы можем по-настоящему быть дома, потому что Тайна, сам Господь, живет в нас. К самому священному имеют доступ только священники высших рангов. «Язычникам, мужчинам и женщинам, детям торговцев с их скотом и голубями» - никому нет туда доступа. Мысли и чувства, страсти и желания, заботы и проблемы, внешний и внутренний шум, все это неприемлемо в Святилище. Там находимся только мы сами наедине со Святым Духом, там мы наедине с Богом и самими собой.

В Послании к Евреям спасение понимается через Иисуса Христа как путь, которым Иисус прошел до нас, путь к святости, вечному покою «божественной субботы», в страну спокойствия. В вере в Иисуса Христа, который Сам начало и конец нашей веры, мы уже вступили в страну покоя. В вере и надежде на Иисуса Христа у нас «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6, 19-20). Здесь перед глазами автора был образ человека, плывущего посреди ненадежного мирового океана. Нас раскачивает из стороны в сторону на волнах и валах нашей жизни. Но посреди беспокойного путешествия по жизни мы имеем прочный якорь души. Это наша поддержка во внутреннем пространстве покоя, в святилище, где сам Бог живет в нас, во Христе, нашем предтече и проводнике в святости и цельности, и эта поддержка делает для нас доступ к вечному покою «субботы» возможным.

практика, мистицизм

Previous post Next post
Up