Характеристики самоактуализирующейся личности

Nov 26, 2010 10:19


Непорожняя В.В.

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.

Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно "стремление к покою". У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше - знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительными приносящим удовлетворение процессом.


У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия - его доставляет лишь достижения цели.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение "ради далекой и зачастую недостижимой цели". Здесь будоражащий и возбуждающий "мотив развития" ставится в противолполжность "мотиву ликвидации дефицита", который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

А.Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1.Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2.Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3.Спонтанность проявлений, простота и естественность.Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5.Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле,чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7.Большая свежесть восприятия;нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8.Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного "Я". Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9.Чувство общности с человечеством вцелом.

10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13."Философское" чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14.Креативность (созидательность, творчество), независящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда "творит" свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15.Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

По В.Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:

-способность к самотрансценденции и

-способность к самоотстранению.

Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.

Вторая-в его возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны; по М. М. Бахтину - объективация.

Человек выступает в мире, прежде всего, как субъект. "Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя". В работах 20-х годов С. Л.Рубинштейн связывал идею субъекта с самодетерминацией, самодеятельностью. В наше время философская характеристика категории субъекта в понимании С.Л.Рубинштейна даётся следующим образом: "Субъект в своём познании, и в своём действии, и в своём отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположенность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека" (К. А. Абульханова-Славская. 1989, 10).

Самоактуализация личности учителя в педагогической деятельности определяется психологическим содержанием этой деятельности. По мнению В.А. Сластенина и Е.В.Андриенко, она может осуществляться как спонтанный процесс: педагог реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого этого процесса. Вместе с тем это и управляемый процесс. Управляемость связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации. Необходимость перехода от спонтанности к управляемости порождается противоречием, существующим между субъективной и объективной целесообразностью действий учителя. Названные противоречия разрешаются через рационализацию механизмов регуляции, заложенных в структуре индивидуальных особенностей личности применительно к конкретным видам педагогической деятельности.

Авторы рассматривают самоактуализацию как особую специфическую деятельность учителя, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту. Самоактуализация изучается в двух аспектах: со стороны ее компонентов -цель (профессиональное саморазвитие), мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (обучение), результат (научение и приобретение индивидуального опыта профессионального саморазвития), и со стороны результатов - состояний личности. Рассмотрение самоактуализации учителя через состояние личности представляется нам весьма плодотворным.

Кроме того, весьма значимым в деятельности учителя является определение влияния самоактуализации на формирование индивидуального стиля деятельности.

Рассматривая индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога, можно обнаружить как на основе педагогических взаимодействий, в движении с этапа на этап, осуществляемом под воздействием внутренне осознанных противоречий и характеризуемом именно качественными скачками в умениях и способностях, идет изменение его структурно-динамических компонентов.

Сейчас нужно более глубоко и разносторонне рассматривать проблему соотношения личности и социума, индивидуального и общечеловеческого в образовании: выбор учителем технологий обучения и воспитания должен в равной степени учитывать культурные требования общества и индивидуально-психологические нормативы личности.

Следует отметить существующий в обществе социальный образец - образ учителя как субъекта. Если в технике есть вполне оправданный культ стандарта, в науке о природе тоже есть много общих законов, то в мире людей нужен культ индивидуального подхода: схемы мышления, приводящие к успеху в области наук о природе и в технике, не всегда уместны в применении к человеку, который изобразительно борется за сохранение индивидуальной и групповой качественной определенности, за условия существования и развития. Все вышесказанное позволяет констатировать, что не существует единой стратегии для учителей в развитии их индивидуального стиля педагогической деятельности: стратегии саморегулируемого развития стиля деятельности каждого педагога уникальны.

Индивидуальные способности, притязания учителя могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности педагогической деятельности.

Это позволяет сформулировать следующие утверждение: задача внешнего воздействия в данной ситуации заключается в обеспечении условий для активизации механизмов саморегулируемого развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя конкретизацией его возможностей, порождаемых изменениями внешней социальной среды. Интенсивность познания и освоения новых ценностей определяется прежде всего профессионально-ориентированными установками учителя, его мотивацией, степенью удовлетворенности педагогической деятельностью. Признание и принятие изменившихся психолого-педагогических приоритетов стимулирует творческий поиск педагога, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

наука, психология

Previous post Next post
Up