Человек - это машина?

Sep 10, 2014 10:46

«Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь».



63 коротких совета Георгия Гурджиева своей дочери

Эти советы он давал своей дочери Душке Ховарт на протяжении жизни:

1. Концентрируй своё внимание на себе.

2. Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь.

3. Всегда завершай начатое тобой.

4. Делай, что делаешь настолько хорошо, насколько возможно.

5. Не привязывайся к тому, что может впоследствии разрушить тебя.

6. Проявляй свою щедрость без свидетелей.

7. Обращайся с любым человеком, как со своим ближайшим родственником.

8. Исправь всё испорченное тобой.

9. Учись получать и благодарить за каждый дар.

10. Останови своё самозащищающееся поведение.

11. Не обманывай, не кради - поступая так, ты будешь обманывать и красть у себя.

12. Помогай тем, кто рядом с тобой, но не делая их зависимыми от тебя.

13. Не занимай слишком много пространства.

14. Не шуми и не делай излишних жестов.

15. Если в тебе нет ещё веры, имитируй её.

16. Не впечатляйся легко от воздействия сильных личностей.

17. Не хватай ничего и никого.

18. Распределяй справедливо.

19. Не соблазняй.

20. Ешь и спи ровно столько, сколько необходимо.

21. Не говори о своих личных проблемах.

22. Не суди и не делай различия, пока не узнаешь все основные факты.

23. Не заводи бесполезной дружбы.

24. Не следуй общим тенденциям.

25. Не продавай себя.

26. Уважай подписанные тобой соглашения.

27. Будь пунктуальной.

28. Не завидуй чужой собственности и достижениям.

29. Говори только о том, что необходимо.

30. Не думай о выгодах, которые могут принести тебе твои действия.

31. Не угрожай.

32. Держи свои обещания.

33. В споре всегда ставь себя на место других.

34. Признавай, когда кто-то превосходит тебя.

35. Преодолей свои страхи.

36. Помогай другим стать способными помочь себе самим.

37. Преодолей своё чувство неприязни и будь рядом с теми, кого желаешь отвергнуть.

38. Меняй свою гордость в чувство собственного достоинства.

39. Меняй свою злость в креативность и созидание.

40. Меняй свою жадность в почитание красоты.

41. Меняй свою зависть в восхищение достоинствами других.

42. Меняй свою ненависть в милосердие.

43. Не восхваляй, но и не оскорбляй себя.

44. Заботься о том, что тебе не принадлежит, также как о своём собственном.

45. Не сетуй, не жалуйся себе.

46. Развивай своё воображение.

47. Не давай другим указаний только ради удовольствия подчинения.

48. Плати за работу и услуги, которые тебе оказывают.

49. Не пропагандируй свою работу и идеи.

50. Не пытайся пробудить в других по отношению к себе такие чувства как: жалость, симпатию, восхищение, соучастие.

51. Не пытайся выделиться своим внешним видом.

52. Никогда не противоречь, просто храни молчание.

53. Не залезай в долги, покупай и плати немедленно.

54. Оскорбив публично, приноси извинения публично.

55. Заметив свою ошибку в разговоре, не настаивай на своей правоте из чувства гордости и немедленно откажись от своих прежних намерений.

56. Не отстаивай свои прежние идеи только из-за того, что они тобой уже провозглашены.

57. Не храни бесполезных вещей.

58. Не украшай себя чужими идеями.

59. Не фотографируйся со знаменитостями.

60. Будь своим судьёй.

61. Не характеризуй себя по тому, чем обладаешь.

62. Осознавай, что всё принадлежит тебе.

63. Если ты медитируешь и к тебе явился Дьявол, заставь и Дьявола медитировать.




- Вот тут-то вы и делаете величайшую ошибку,- промолвил Гурджиев. - Вы думаете, что существует нечто, способное противостоять механизации, нечто, выбирающее свой путь; вы думаете, что не всё одинаково механистично.
- Ну конечно, нет, - возразил я. - Искусство, поэзия, мысль - вот феномены совершенно другого порядка!
- В точности такого же! - был ответ Гурджиева. - Их деятельность так же механична, как и всё прочее. Люди - это машины, а от машин нельзя ожидать ничего, кроме механического действия.
- Очень хорошо, - сказал я, - но разве нет таких людей, которые не являются машинами?
- Может быть, и есть, - сказал Гурджиев. - Но только это не те люди, которых вы видите. И вы их не знаете. Мне хочется, чтобы вы поняли именно это.
Мне показалось довольно странным, что Гурджиев так настаивает на этом пункте. Его слова были ясными и неоспоримыми; вместе с тем мне никогда не нравились такие короткие и всеобъемлющие метафоры, которые упускают моменты различия. Я постоянно утверждал, что различия - самая важная вещь, и для того, чтобы что-то понять, необходимо прежде всего увидеть, в каких моментах явления отличаются друг от друга. Поэтому мне представилось несколько неправильным, что Гурджиев настаивает на этой идее, которая и так казалась очевидной, при условии что её не будут абсолютизировать и учтут исключения из неё.
- Люди так непохожи друг на друга, - сказал я. - Сомневаюсь, что можно поставить их всех в один ряд. Есть среди них дикари, есть люди интеллекта, есть гении.
- Совершенно верно, - сказал Гурджиев. - люди очень непохожи друг на друга; но подлинную разницу между ними вы не знаете и не можете знать. Различия, о которых вы говорите, просто не существуют. Это нужно понять. Все люди, которых вы видите, все люди, которых вы можете узнать впоследствии, - всё это машины, настоящие машины, которые работают, как вы сами выразились, под влиянием внешних воздействий. Они рождены машинами и умрут машинами. Каким образом дикари и мыслящие люди дошли до этого? Даже сейчас, в тот момент, когда мы беседуем, несколько миллионов машин пытаются уничтожить друг друга. Какая между ними разница? Где тут дикари и где мыслящие люди? Все одинаковы...
«Но есть возможность перестать быть машиной. Вот о чём мы должны думать, а не о том, какие существуют виды машин. Конечно, есть разные машины: автомобиль - это машина, граммофон - машина, и ружье - тоже машина. Но что из того? Всё это одно и то же - всё машины...»

- Каково ваше мнение о современной психологии? - спросил я как-то Гурджиева, собираясь затронуть вопрос о психоанализе, к которому с самого момента его появления я отнёсся с недоверием. Но Гурджиев не дал мне зайти так далеко.
- Прежде чем говорить о психологии, мы должны выяснить, к кому она прилагается, а к кому нет, - сказал он. - Психология относится к людям, к человеку. Какая психология (он подчеркнул это слово) может относиться к машинам? Для изучения машин необходима механика, а не психология. Вот почему мы начинаем с механики. До психологии еще далеко.
- Может ли человек перестать быть машиной? - задал я вопрос.
- А! В этом-то и дело, - ответил Гурджиев. - Если бы вы почаще задавали такие вопросы, мы, возможно, достигли бы в наших беседах какого-то результата. Можно перестать быть машиной, но для этого необходимо прежде всего знать машину. Машина, настоящая машина, не знает и не может знать себя. А машина, которая знает себя, уже не машина; по крайней мере, не та машина, какой она была раньше. Она начинает проявлять ответственность за свои действия.

- Это означает, по-вашему, что человек не ответственен за свои действия? - спросил я.
- Человек (он подчеркнул это слово) ответственен. А машина - нет.

«Человек - это машина. Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки суть результаты внешних влияний, внешних впечатлений. Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия. Всё, что он говорит, делает, думает, чувствует, - всё это случается. Человек не может что-то открыть, что-то придумать. Всё это случается.
«Установить этот факт для себя, понять его, быть убеждённым в его истинности - значит избавиться от тысячи иллюзий о человеке, о том, что он якобы творческий сознательно организует собственную жизнь и так далее. Ничего подобного нет. Всё случается: народные движения, войны и революции, смены правительств - всё это случается. И случается точно так же, как случается в жизни индивидов, когда человек рождается, живёт, умирает, строит дома, пишет книги - не так, как он хочет, а так, как случается. Всё случается. Человек не любит, не желает, не ненавидит - всё это случается.
«Но никто не поверит вам, если вы скажете ему, что он не может ничего делать. Это самая оскорбительная и самая неприятная вещь, какую только вы можете высказать людям. Она особенно неприятна и оскорбительна потому, что это истина, а истину никто не желает знать.
«Когда вы поймёте это, нам гораздо легче будет вести беседу. Но одно дело - понимать всё умом, а другое - ощущать «всей своей массой», быть по-настоящему убеждённым в том, что дело обстоит именно так, никогда об этом не забывать.
«С вопросом «делания» (Гурджиев подчеркнул это слово) связана ещё одна вещь. Людям всегда кажется, что другие неизбежно делают вещи неверно, не так, как их следует делать. Каждый думает, что он мог бы сделать всё лучше. Люди не понимают и не желают понять, что всё, что делается, и в особенности то, что уже сделано, не может и не могло быть сделано другим способом. Заметили вы или нет, что сейчас все говорят о войне? У каждого есть свой план, своя собственная теория; и всякий считает, что всё делается не так, как следует. В действительности же всё делается только так, как оно может быть сделано. Если одна вещь может быть иной, тогда и все, может быть иным. Но тогда, пожалуй, не было бы и войны.
«Постарайтесь понять то, что я говорю: всё зависит от всего остального, всё связано, нет ничего отдельного. Поэтому всё идёт только потому пути, по которому должно идти. Если бы люди были иными, всё было бы иным. Но они таковы, каковы есть, и поэтому всё остаётся одними тем же».

П.Д.Успенский "В Поисках Чудесного"

я в детстве видел такое…, хохма, uroboros, ретроспектива

Previous post Next post
Up