О МОЕЙ МУЗЫКЕ (5)

Sep 30, 2013 22:05

С музыкой великого (великого - не побоюсь этого слова!) русского композитора Валерия Гаврилина "познакомился" сравнительно недавно. Всего только лет пять или шесть прошло с тех пор, как услышал его первое произведение. Это был вальс из балета "Анюта". Потом узнал многое другое гаврилинское, столь же прекрасное. И готов слушать это каждый день...

Вот он, тот очаровавший меня вальс:

Оркестр Ленинградской государственной филармонии имени Д. Шостаковича - Вальс (1982; фильм-балет Анюта; муз. Валерия Гаврилина) - Видео@Mail.Ru - Яндекс.Видео

http://video.yandex.ru/search?text=%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%22%D0%90%D0%BD%D1%8E%D1%82%D0%B0%22&filmId=tfiVshFr8gE&id=

А вот - биография Валерия Александровича (взята из Википедии):

В. А. Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде в семье учителей. Отец вскоре после рождения сына погиб на фронте (1942).

Жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была репрессирована, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Т. Д. Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.

В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель - профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции у профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории, Гаврилин занимался в аспирантуре.

С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года - член Союза композиторов СССР.

Проживал в Санкт-Петербурге по адресу ул. Пестеля, д. 12/22.

Незадолго до 60-летия композитора его сердце, перенёсшее два тяжелых инфаркта, не выдержало: Валерий Александрович ушёл из жизни 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.



Звания и награды:

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за вокальный цикл «Русская тетрадь»;
премия Ленинского комсомола (1980) - за вокально-инструментальные произведения «Земля», «Военные письма» и вокально-симфоническую балладу «Два брата»;
Государственная премия СССР (1985) - за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»;
звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР" (1979);
звание "Народный артист РСФСР"(1985)

Творчество гаврилина:

Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошёл в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков». В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции.

Как эстетика, так и стиль Валерия Гаврилина - пример неоромантических тенденций в русской музыке. Это проявлявлось прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утончённой разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» - найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдалённая связь с народными музыкальными представлениями, традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В. А. Гаврилина и А. Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В. П. Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В. Коростылёва) - образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетён с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.

В инструментальной музыке Валерия Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина - культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм - душа его музыки.

Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это - подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и - самое главное - современного мироощущения, рождённого здесь, на наших просторах.

< lj-cut>

Previous post Next post
Up