Когда в Русском Міре 100 летней давности черносотенцы шли на погром, то они мотивировали своё желание убивать инородцев тем, что "как известно", жиды пьют кровь христианских младенцев.
Если вы думаете, что такое их поведение давно в прошлом, то вы глубоко ошибаетесь.
Потому что сегодня, в Украине, в Одессе, своё за 100 лет так и не угасшее желание громить Украину, сегодняшние черносотенцы, формулируют точно таким же "как известно" в надежде, что и сегодня тоже им удастся подменить причину следствием, пробуя реанимировать в Одессе тот же, стоящий как и раньше на неправде, замшелый Русский Мір.
Как это делается:
И 100 лет назад и сегодня, историки Одессы рассказывают и пишут о роли Екатерины II-й вот такое:
Статья из одесской газеты "ЮГ"
"Екатерина и Одесса, или непредвиденное будущее г.Хаджибея Тираспольского уезда Вознесенской губернии"
13 апреля 1994г
автор историк Т.Гончарук
Трудно найти в Одессе человека, который бы не слышал, как много сделала для его города Екатерина II. И неудивительно: ведь информацию об этом можно получить из книг дореволюционных авторов, которые переиздаются сейчас, и из газетных статей, посвященных 200-летию города. Прославляется императрица как основательница и благодетельница Одессы, особа, которая едва ли не первая увидела в ней будущий центр края и своими действиями проложила городу путь к процветанию.
Широко известна также история о том, что Екатерина сама изменила мужское название Одесс на женское Одесса. И хотя уже первые историки города склонялись к тому, что это просто легенда и никакие факты ее так и не подтвердили, эта красивая сказка и сейчас известна одесситам лучше, чем действительные события из истории их города.
Интересно и то, что все рассказы про чрезмерно доброжелательное отношение Екатерины к Одессе, как правило, не подкрепляются историческими документами,
а если и приводятся некоторые факты, то отнюдь не убедительные. Проверить их еще в прошлом веке решил известный одесский историк, председатель Одесского общества истории и древностей проф. В.А. Яковлев. В 1889 г. вышла его книга «К истории заселения г. Хаджибея 1789 - 1795 гг.», посвященная «истории «южной красавицы», которой исполнилось сто лет со времени присоединения ее к России».
Как видим, «выдающийся исследователь судеб Одессы», как называли В.А. Яковлева современники, не считал август 1794 г. датой основания Одессы. Он отмечал, что к этому времени город имел почти трехтысячное население, включая размещенные в нем войска, более 600 домов и 400. летнюю историю. К тому же а документах до 10 января 1795 г. он фигурировал как Хаджибей. Может, тогда он был основан, в августе 1794 г., а не Одесса?
Большое внимание автор уделил политике Российской империи на юге Украины, особенно «градостроительству», которое развернулось тут в конце 18в. Екатерине ІІ , как известно, не давала покоя слава Петра I. Она. ее фавориты и прочие наместники с легкой руки основали тут новые города. Как доказал историк проф. В.И. Тимофеенко. в это время в Северном Причерноморье осуществлялось более 60 таких проектов. При этом почему-то не учитывались такие «мелочи», как географическое положение и его экономические выгоды. По модной тогда в правящих кругах идее для процветания рода достаточно было лишь воли императрицы и предоставления льгот и денег из казны. «...Нет ничего мудреного, - писал русский историк XIX в. Дитятин, - если горожане, несмотря на обещанную им императорскую милость, плохо стекались в таким образом устраиваемые города и содействовали их процветанию, горожане бежали из существующих уже го¬родов... Но администраторы XVIII в. перед такими фактами не останавливались, под их всемогущей десницей города росли как грибы, казалось им, что известный пункт удобен для города. и они строили в этом месте. Достаточно было императрице поставить резолюцию: «повелеваем на сем избранном месте город воздвигнуть».
Однако более внимательные исследователи отмечали, что почти все «новые города строились на месте уже существующих населенных пунктов». Так, украинские поселения Нехворощь и Царичанка стали Алексополем I и ІІ, Тор - Славянском, Половица - Екатеринославом II, Орлик - Ольвиополем, Усовка - Александрией и так далее. Не говоря уже о том, что среди «вновь устраиваемых» были Токмак, Кременчуг, Полтава и другие.
Царица и ее наместники сами решали, какой статус предоставлять «основанным» городам. Рождались проекты «столиц края», губернских городов: Екатеринослава I, Николаева, Екатеринослава II, Херсона, Вознесенска; центров наместничеств: Новомосковска I, Кременчуга, Новомосковска II; уездных центров, которыми были Константиноград, Славянск, Павлоград и десятки других.
Строительство новых городов съедало огромные средства. Сотням и тысячам солдат и строителей оно стоило жизни. Так, например, Екатеринослав ІІ в 1787 году строило 12 полков, что же касается смертности во время строительства городов, то даже некоторые из дореволюционных авторов приводили просто страшные цифры
Однако все это оказалось бесполезным, подавляющее большинство этих городов в начале XIX в. либо канули в Лету, либо едва существовали и лишь несколько более-менее неплохо развивались. Яркий пример этого - строительство «третьей столицы империи» г. Вознесенска (был основан на месте пос. Соколы). Проект его, составленный лучшими инженерами и архитекторами, был рассчитан на 20 тысяч человек, в городе сразу же строились парки, ботанические сады, водопады, фонтаны, дворцы. Но смерть Екатерины II положила конец его осуществлению, без государственных дотаций этот выбранный без элементарного учета экономических условий торговый центр» почти исчез во времена Павла I.
На фоне этого бурное развитие Одессы в начале XIX века казалось просто чудом. «Таково было «градостроение» в царствование Екатерины ІІ, - писал В.А. Яковлев, - ...в этом отношении судьба нашего города представляет исключение. При этом следует отметить, что возобновлению Хаджибея не придавалось никакого важного значения, на него не возлагалось особенно больших надежд, как, например, на Екатеринослав, Херсон, Вознесенск - город своей жизнью, своей торговой деятельностью сам приобрел свое первенствуюшее на юге... положение».
Действительно, среди городов, которым Екатерина ІІ и ее сатрапы придавали большее значение, Хаджибея не найти. Он в планах царедворцев не рассматривался даже как уездный город. Крепость с небольшим греческим поселением Тираспольского уезда Вознесенской губернии - вот та «великая будущность», которая отводилась Хаджибею-Одессе. Кстати, что такое губернский город, можно увидеть из «Мертвых душ» И. В. Гоголя, что такое уездный центр - из «Ревизора». Исходя из этого, можно себе представить, чем был тогда не уездный город.
Недаром В.И. Тимофеенко писал, что на конец правления Екатерины II «Одессе грозила участь жалкого захолустного местечка». «Первые заботы , правительства относительно Хаджибея, - отмечал В.А. Яковлев, - были обращены с чисто стратегическими целями: торговое значение города, выяснилось только... само собой, и только с назначением градоначальником герцога Ришелье Одесса получила в правительственных сферах значение важного пункта» (напомним, что А.Э.Ришелье начал управлять Одессой в 1803 г. через шесть лет после смерти Екатерины ІІ). Уезд же вокруг Одессы был создан только в 1825 году.
Тогда, может быть, Екатерина II видела призвание Одессы в другом, ведь, как пишут, она придавала ей значение «главного морского порта региона»? Конечно, но почему-то при этом не вспоминают, что имелся ввиду регион между Бугом и Днестром (тут конкурентом Одессы мог быть только Очаков), ни о каком-либо преимуществе или даже сравнении с Херсоном, Николаевом, Севастополем и др. не могло быть и речи в планах царицы и ее окружения. Соответственно с этим предоставлялись средства на строительство порта в Хаджибее-Одессе. Они, как отмечал В.А. Яковлев, были «совершенно ничтожны» по сравнению с теми, которые получали Николаевский, Херсонский и другие порты.
Но как тогда объяснить те чудесные фразы типа «уважая выгодное положение Хаджибея» из указов Екатерины ІІ, которые и сегодня так любят цитировать в Одессе? Как доказал В.А. Яковлев, все они были обыкновенными канцелярскими штампами, которые использовались по отношению ко всем городам края и даже как раз наименее значительным (например, для Вознесенска чиновники находили почти поэтические эпитеты).
Но, может, Екатерина II дала жителям города какие-то важные льготы? Она освободила их на 5 лет от налогов и постоев и разрешила торговать вином. Эти льготы имели все без исключения «новые» города, что никак не привело к их бурному росту. Действительно, важные привилегии, которые другие, более «значительные» города имели уже во время Екатерины II, Одесса получила лишь спустя десятилетия.
Слишком преувеличивают, по-видимому и открытие в Одессе в 1796 г. магистрата. Ведь магистраты такого типа существовали в городах, планируемых как небольшие «инородческие» поселения. Так, Одесский был основан «по образцу Армянского магистрата в Григориополе». О масштабе этого события говорит тот факт, что на его открытие приехал из «Ново-Миргорода председатель 2-го департамента Вознесенского губернского магистрата». Кстати, это событие не очень повлияло на улучшение управления Одессой. как писали представители самого магистрата. К моменту смерти Екатерины II «город сей переходя от самого его основания под управление разных бывших в нем начальников, потерял весь образ законного городового управления, но содержан был на ноге, можно сказать, военной».
То же можно сказать и об учреждении в Одессе (1796 г.) цензуры. Вряд ли можно согласиться с А. Скальковским, который писал: «Это доказывает, что императрица уже тогда предсказывала Одессе большие успехи в образовательной деятельности». Причиной того, скорее, послужило слишком быстрое проникновение в город иностранного «вольнодумства». Кстати, тогда же цензура была открыта и на Радзивиловской таможне. Может, ей тоже предполагались «успехи в образовательной деятельности»?
Ни о чем не говорит и то, что Екатерина II посвятила Одессе несколько своих указов. Ведь царскими указами решались тогда почти все, даже самые мелкие вопросы. Как «Указ про учреждение должности землемера в г. Оренбурге» и таких указов было огромное количество. Екатерина, естественно, не писала их, а только подписывала иногда по нескольку в день. Отмечать юбилей каждого из них было бы занятием очень расточительным. А о том, что императрица лично высказывала свое восхищение Одессой, никаких, подтвержденных документами, исторических фактов не обнаружено. То же можно сказать и о ее окружении. Например, о Г. А. Потемкине. «...Князь Таврический, - писал В. А. Яковлев, - не придавал значения завоеванному ничтожному городку, - по крайней мере, для противного нет доказательств». Несмотря на это, «заслуги» Потемкина перед краем почему-то переносят и на Одессу, и сейчас трудно найти книжку по истории города без большой репродукции его портрета.
Как видно уже из вышесказанного, Одесса заняла ведущее место на юге Украины вопреки желаниям и планам Екатерины ІІ. Наверное, сама императрица очень бы удивилась, узнав, что ее наградят титулом «благодетельницы Одессы».
Что же тогда послужило причиной бурного развития Одессы в первой половине XIX ст.? Следует отметить, что ответ на этот вопрос не был секретом ни для историков, ни для жителей города в прошлом.
Как отмечал все тот же В.А. Яковлев, еще в 1771 г. французский путешественник, посетивший Южную Украину, писал, что «в Подолии и Волыни гниет такое количество хлеба, которым можно прокормить всю Европу», он называл также много других продуктов, которые нашли бы спрос на Западе. В условиях объединения Правобережной и Южной Украины под властью одной империи кратчайший путь в Европу для украинского хлеба шел через черноморские порты, удобнейшим из которых оказался Хаджибей.
Между прочим, этот город уже имел хорошие торговые традиции, которые не прерывались до его присоединения к России. Так, в 1768 г. елисаветградский купец С.Сенковский «производил торговлю российскими товарами из Елисаветграда до Константинополя через пристань Хаджибея на Черном море». Русские чиновники после захвата Хаджибея решили его по традиции «вновь основать», хотя для них (может быть, за исключением И. Де-Рибаса и нескольких других личностей) он был не больше, чем небольшая крепость. Но иначе думали купцы, Они требовали немедленного восстановления пристани и строительства порта и нашли сторонников среди представителей властей. Так, сам генерал-губернатор и фаворит Императрицы П. Зубов, наверное, совсем небескорыстно поддержал идею строительства порта в Хаджибее (хотя куда большее значение он придавал Вознесенску). Им был написан рапорт императрице с просьбой выделить на это согласно смете необходимые средства. Ну как Екатерина ІІ могла отказать своему фавориту? Но тут она что-то заупрямилась, и вместо 2.061.200 руб., которые необходимы были все сразу, было отпущено 1.993.025 руб. Однако и эта сумма не была выплачена - в последние три года правления Екатерины (1794 - 1796) выплатили всего лишь 400 тысяч рублей,
Вот пример истинного отношения Екатерины II к Одессе. В результате этого, а также действий пришедшего через два года к власти Павла I, вышеуказанный работы в порту были окончены лишь во времен А.Э. Ришелье. И до этого времени «мореходцы... неохотно приходили в порт, не имея в нем надежного пристанища на случай бури».
Следует также отметить, что правительственные чиновники во времена Екатерины ІІ и Павла I ограничивали экспорт хлеба из Одессы, якобы опасаясь будущих неурожаев.
Но торговля компенсировала недостаток царской милости. Благодаря экспорту украинского и частично бессарабского хлеба Одесса уже в начале XIX ст. побила все рекорды экономического и демографического роста, которые были до этого в мире. В «золотой век» Одессы хлебный экспорт составляет до 98 процентов оборота порта.
Не было, пожалуй, дореволюционного историка Одессы, который бы не отметил этого. Но почти все они сначала писали «сказку» про «основательницу» Екатерину, как того требовала имперская конъюнктура. Точно так же в советское время историки сначала отдавали должное коммунистической конъюнктуре, а потом уж излагали свои мысли. Но странно, что некоторые авторы сейчас возрождают старую версию истории Одессы. Ведь доказательств в ее пользу за последнее время не прибавилось.
И не обидно ли для одессита прославлять особу, которая не только не помогала развитии их города, но и фактически тормозила его?
Между прочим, «любовь к Екатерине» никогда не была сильно присуща одесситам. Даже относительно демонтажа ее памятника Илья Ильф писал: «...бронзовую самодержицу свергли. В подвалах музея истории и древностей до сих пор валяются ее отдельные части голова, юбки и бюст, волнующий своей пышностью редких посетителей».
1794 год действительно много значит для Одессы. Тогда началось строительство сооружений одесского порта, планирование центральных улиц (в том числе и Дерибасовской), понемногу увеличивалось население. И если вспоминать людей, которые были, по крайней мере, причастны к этому, то в первую очередь И. Де-Рибаса, прославленных инженеров Ф. Де-Волана и А. Шостака, купцов, солдат (город и порт тогда строили мушкетерские Витебский и Нижегородский гренадерские Николаевский и Днепровский полки), казаков, иностранцев и других.
Что же касается Екатерины II, то она, как довольно аргументировано было доказано еще в прошлом веке, ни Хаджибея, ни Одессы не основывала, ни разу сюда на пушечный выстрел не подъезжала и никогда особого значения этому городу не придавала. Поэтому ее роль в событиях, коим исполняется 200 лет, по-видимому, слишком преувеличивается».
* * *
В 2015 году 28 историков (кандидатов и докторов наук) подписали вот такое обращение (подкрепив его исторической справкой):
«Звернення дослідників історії Одеси»
Історики Одеси, що складають спеціальну науково-дослідну групу, наголошують на необхідності перегляду віку міста Одеси, перша згадка про яке під назвою Коцюбієв (Кочубеів) датується 1415 р.
(історична довідка додається).
Звертаємось до наукової громадськості України, Польщі, Литви та Туреччини підтримати ініціативу перегляду дати заснування нашого міста та постанову Верховної Ради України від 11 лютого 2015 р. (№ 184-VIII) про святкування ювілейної дати "600 років з часу першої писемної згадки про місто Одесу (1415)..."
1766 р. під виглядом купця відвідав Хаджибей та склав його план, називав цей пункт містом й позначив цілу низку споруд, які розташовувалися в центральній частині теперішньої Одеси (фортецю, пристань, мечеть, гостинний двір та ін.) .
Показово, що й Йосип Дерібас напередодні штурму його військами Хаджибея 1789 р. називав цей пункт містом .
... Турецька фортеця в Хаджибеє (на теперішньому Приморському бульварі) була підірвана російськими військами у вересні 1789 р. за наказом Г.Потьомкіна. Проте тривалий час залишалися інші споруди.
Зокрема турецька пристань (принаймні до 1793 р.), окремі будинки, зокрема, знаменита кав’ярня С.Аспоріді, яка проіснувала до першої чверті ХІХ ст. Останньою спорудою, що залишилась в Одесі від часів турецького Хаджибея вважали турецьку лазню на розі вулиць Катериненської та Поліцейської (тепер - вул. Буніна), яка була зруйнована у 1840 р.
Таким чином, пропозицію вважати 1415 рік роком початку історії Одеси можна вважати цілком обґрунтованою з наукової точки зору. Но черносотенцы от истории то, что пишут историки, не читают. Они продолжают настаивать на том, что правы не историки, а те шарлатаны от истории (их имена историкам известны, один из них сегодня возглавляет историко-топонимическую комиссию горсовета), которые придумали и несуществующий в природе указ Екатерины "О основании Одессы", и фейковый обряд закладки города и фальшивую дату "основания" Одессы.
(кстати, годом "основания" почему-то они выбрали не в тот год, когда город уже переименовали Одессу, а тот год, когда город ещё назывался Хаджибеем).
И сегодня, хотя Гончарук не призывал сносить памятник, для того, чтобы хоть чем-то оправдать своё направляемое Кремлем желание опять раскачать и расколоть Одессу, ставя телегу впереди лошади, они пишут такое
(неодесситам надо знать, а одесситы и так знают, что когда в 1900 году этот памятник устанавливали, то и его авторы и все одесситы называли его исключительно "памятник императрице Екатерине", именно так он и называется на всех тогдашних фотографиях, и больше никак. Хотя бы потому, что те одесситы ещё помнили, как они 11 лет назад, в 1889 году праздновали не 100 летие основания, а 100 летие присоединения Одессы к Рос. империи.
Новодельное название "памятник основателям Одессы" появилось только в 2007 году вместе с самим новодельным=восстановленным памятником):
Инициатором сноса памятника императрице Екатерине стал профессор Одесского университета
13.12.2017
Как известно, Институт национальной памяти Украины пытается инициировать снос памятника основательнице Одессы российской императрице Екатерине II. К этой инициативе причастен профессор ОНУ Тарас Гончарук.
Именно профессор кафедры истории Украины выступил с докладом в рамках круглого стола «Монументальная наследие Российской империи в Украине: являются ли Петр I, Екатерина II, Суворов и Кутузов героями украинской истории». Об этом сообщает gordonua.com.
По результатам этого круглого стола в институте заявили: «решено… обратиться в Одесский городской совет с предложением выполнить судебные решения о неправомерности установления памятника Екатерине II в Одессе».
Примечательно, что сам Тарас Гончарук является приверженцем и пропагандистом псевдонаучной идеи о том, что Одессе 600 лет, регулярно выступает по этому поводу в СМИ. Сам эта идея вызывает возмущение в Одессе и грозит очередным, искусственно навязанным противостоянием. Тем более, эмоции возникают, когда дело касается памятнику основателям Одессы.
IVASI.NEWS. Народный сайт Одессы! * * *
Какой их всего этого антиукраинского бреда можно сделать вывод?
А выводов несколько:
1)
Историки (и конкретно профессор Тарас Гончарук) имеют полное право подать в суд на авторов этой статьи, называющих точку зрения исторической науки "псевдонаучной идеей" за клевету и диффамацию.
2)
СБУ и органам охраны правопорядка тоже надо вплотную заняться теми, кто в непрямой форме призывает к расправе над отстаивающим историческую правду ученым и обеспечить его охрану.
Тем более, что же сайт распространяет вот такие призывы явно антиукраинского движения «Вера и память» в результате которых в Одессе опять может пролиться кровь:
«Одесситы, защитим наше историческое наследие вместе, не дадим уничтожить историю Одессы!
24 декабря приходите в 15 00 на Екатерининскую площадь к памятнику «Основателям Одессы»!
Не дадим ... переписывать историю нашего края, не допустим в нашем городе заниматься подменой понятий... отстоим историю нашего города!»
3)
Хорошо подумать над своим поведением некоторым из тех публичных людей, которые по факту их отношения к одесскому памятнику Екатерине, сегодня оказываются союзниками черносотенцев от истории, транслируя их же черносотенное враньё о "основателях"
(тем более, что у автора первой цитаты есть историческое образование).
Потому что правой рукой бия себя в грудь и думая, что это их индульгенция на все их будущие глупости, напоминают, что я на колчаковских фронтах ранен на Майдане стоял, а левой ногой пишут (цитирую не называя известных в Одессе фамилий):
"Я,... буду ратовать за #ОставитьЕкатерину....
И даже наши безумные восточные соседи не помышляют о сносе наших героев. Т.к. они наверное считают их неотъемлемой частью своей истории. Мы глупее?"
"я рекомендую институту национальной памяти:
1) смириться с тем что в украине нет и не предвидится универсальной национальной памяти;.....
я рекомендую одесскому горсовету убрать с памятника от греха подальше явно неуместную табличку про государыню-императрицу и вензель с ее инициалом у пьедестала, и написать на памятнике "монумент в честь основания города одессы". лучше державною мовою. а сам памятник оставить. как и памятники другим имперцам типа дюка и воронцова которых даже коммуняки пощадили а ретивые украинизаторы могут и на них наехать."
* * *
Попробовал бы второй заявить в Польше полякам или или в Израиле евреям, что "нет и не предвидится универсальной национальной памяти" - куда бы его с такими советами послали?
Послушать их обоих, получается, что виноват не голый король,
и те, кто вопреки правде видят на короле несуществующую одежду основателя,
а виноват мальчик, который сказал, что король голый потому что ничего не основывал.
Цей пост також розміщено на:
https://mysliwiec.dreamwidth.org/2938385.html Коментів: