"Это и уникальная культура, базирующаяся на древней финно-угорской, мерянской, народные верования и обряды, мерянские словечки в русских диалектах, мифологические мотивы в резьбе и вышивке, сказки и легенды, археологические памятники, прозвища и фамилии, имена самой земли, да и сами лица людей, все это делает нашу землю особенной.
Ведь куда бы мы не поехали, наш говор и овал лица узнают, и поймут, откуда мы - «а, шуйские, а костромские! Знаем, знаем».
Эти милые глазу, уху и душе явления хранятся не столько на пыльных полках музеев и библиотек, сколько в сердцах и умах самих наших современников. Бережно передаются как мерцающий огонек из века в век. Схвати это грубыми руками и неуклюже сунь под микроскоп... Все, порвется эта тонкая нить, связывающая нас со многими поколениями предков.
И это реальные вещи, которые не нужно объяснять с помощью пространных роликов или грозя кому-нибудь кулаком, доказывать свою правоту.
Простой пример: в наших краях до сих пор в семьях, на древний мерянский манер,
сестру матери и крёстную называют - «кока»,
колодец - «витник»,
язык - «елман»,
сенной сарай - «шаха».
Поговорим по нашему - «покалякаем»,
посуда - «шабал»,
помереть - «околеть»,
иди - «канай»,
перепел - «пулдырь»,
чёрт - «ёлс»,
низкорослый - «пигалица»,
мохнатый - «лузга»,
корзина - «пайва» ...
...и многие другие.
Как и давние предки, наши современники ходят к «синь-камням», приносят в поминальные дни трапезу для своих умерших на кладбища, вырезают на наличниках «гадов ползучих» и многое другое…
Большинство людей уже не помнит, почему они это делают". Этот пост размещен также на
http://mysliwiec.dreamwidth.org/