«Пруссак - это славянин, забывший, кем был его дед».
Конрад Аденауэр
«Пруссаки называли всё германское прусским, чтобы потом назвать всё прусское германским»
* * *
«Русак - это неславянин, забывший, кем был его дед».
«Русские называют всё русское славянским, чтобы потом назвать всё славянское русским»
Карел Гавличек-Бо́ровский
Послевоенные реформы в России Германии.
Красной нитью в них проходил один процесс, .. Это процесс уничтожения России Пруссии и всего прусского в обществе, прусского милитаризма, прусской государственной философии, прусского тщеславия и агрессивного шовинизма.
В России, как нетрудно догадаться, есть свой аналог Пруссии. Но всё по порядку.
1 марта 1947 года союзный Контрольный Совет официально заявляет, что Прусское государство «являлось источником милитаризма и реакции в Германии», и поэтому оно больше не существует. На территории бывшей Пруссии образовались новые федеральные земли, восходившие в своей исторической памяти чуть ли не к княжествам Священной Римской империи, прусская традиция из них вымывалась и выжигалась. Уроженцы старой Пруссии наряду с нацистскими бонзами стояли в самом конце по приоритетности занятия государственных должностей. Большая часть верхушки НСДАП просто покончило с собой, что отчасти облегчило Нюрнбергскому трибуналу и Контрольному Совету работу, а среднее звено из госсектора было полностью выметено. На этом разговоры о денацификации и люстрации можно и закончить. Потому что дальше в Германии начался процесс полного демонтажа Пруссии из голов немцев. Пруссия всё равно смотрелась некой метрополией в Германии как имперской, так и веймарской, она высасывала все способные кадры для своих нужд, попутно являясь приоритетом для государственных расходов, что, конечно, не было эффективно в долгосрочной перспективе. С этим и решили покончить такого рода «позитивной дискриминацией». Давайте вспомним, кого в нынешней Германии больше ценят? Гёте, Шопенгауэр, Бах, Герман Гессе, да и много кто ещё. Вот только пруссаков не котируют, прежде всего как носителей того самого «прусского юнкерского духа». Даже Эрих-Мария Ремарк, урождённый пруссак, протестовал именно против того, что сейчас происходит в России и того, что давили в послевоенной Германии тогда. Носителями прусского духа, впрочем, были не только пруссаки по рождению. Как говорится, главное достижение австрийцев в плане идентичности было доказательство того, что Бетховен был автрийцем, а Гитлер - немцем. Идентичность двух стран по большому счёту выстраивали «без Пруссии», как «провинившейся» части.
Столицей ФРГ не случайно сделали Бонн - вестфальский город, наименее других похожий на прусскую провинцию. Конечно, причина эта была не главной и не определяющей, но, думаю, это тоже имелось в мыслях западных оккупационных сил. Помимо этого половина Пруссии всё-таки осталась в ГДР (а по сути стала ГДР), что в исторической ретроспективе выглядит как разделение демонтажа Пруссии на два этапа - после Войны и после Объединения. Позже, при перенесении столицы в Берлин, интеграция остатков Пруссии и одновременный её демонтаж там пошли быстрее именно за счёт позитивного опыта и непосредственной близости отлаженной административной системы к конечной целевой аудитории. А в целом демонтаж Пруссии смог выработать новую гражданскую идентичность Германии, которая только сейчас, на волне неконтролируемой миграции, приобретает этническую компоненту. Идеология у ФРГ после её провозглашения была проста, как штык - «зачеркнём прошлое».
Было ли это демократично? В данном контексте это не имело значения.
А что же Россия? Какой у нас аналог Пруссии? Если кто не успел догадаться - это Московия. Московское княжество, бывшее изначально верным улусом Золотой Орды, потом в какой-то степени ставшей её косвенным преемником, родившим форменную восточную деспотию ...
Тяжесть московского бремени для России гораздо большая, чем тяжесть бремени прусского для Германии.
Мало того, что господство Московии длилось больше по времени, так оно ещё и принимало разные формы. Безжалостное «собирание земель русских» - война с собственными народами - сменилось консервацией крепостничества в XVII веке, которое при Петре и вплоть до Александра II стало лишь замороженным, но не изжитым признаком местечковой деспотии, решившей, что она есть великая империя.
Советское время - это настоящее возрождение того сознания, даже в некоторой степени превзошедшее оригинал... Те же самые принципы. положенные большевиками в основу советского строя, сдобрили ещё и перемалыванием различных региональных идентичностей в одну - совков. Людей без роду и племени, без связи со своим местом и его будущим. Даже пруссаки так не делали.
Андрей Скляров Этот пост размещен также на
http://mysliwiec.dreamwidth.org/