Pavel Gintov Часто те, кому не нравятся наши анти-подписантские протесты, спрашивают:
-"А как вы относитесь к Рихарду Штраусу?"
И почему-то никто из них не вспоминает о Стефане Цвейге.
Композитор Штраус и писатель Цвейг были не просто друзьями. Цвейг писал либретто к операм Штрауса. Творческий союз - это очень особенная дружба. Но Цвейг был еврей, и ему пришлось покинуть Германию. Штраус, напротив, стал одним из тех деятелей культуры, кто не отказался сотрудничать с нацистами. Нацистские власти искали дирижера для фестиваля Вагнера в Байройте, который должен был стать визитной карточкой искусства нацистской Германии. Бруно Вальтер отказался дирижировать, Артуро Тосканини послал нацистов в грубой форме ко всем чертям. А Штраус согласился. А что, он всегда мечтал об этом, и вот счастливый момент настал! Какая разница, кто фестиваль устраивает - политика не имеет отношения к искусству!
Нацисты очень образовались такому подарку: всемирно известный композитор и дирижер будет их представлять! Геббельс предложил Штраусу пост президента Немецкой Музыкальной Палаты. Штраус принял предложение.
А Цвейг в Лондоне продолжал писать либретто для Штрауса. Даже несмотря на то, что его имя убирали из афиш. Но в какой-то момент он написал Штраусу о том, что очень сожалеет, но не может продолжать сотрудничество с ним, потому что они оказались по разную сторону баррикад.
Штраус разволновался - он глубоко ценил это сотрудничество - и написал Цвейгу, что политика не должна влиять на искусство. Они вместе создают шедевры, и какие-то тупые нацисты с их дурацкими идеями не могут быть причиной разрыва их творческого союза.
Письмо это было перехвачено Гестапо. Узнав об этом, Штраус написал лично Гитлеру. Ему было очень страшно, в письме он умолял о прощении и просил возможности лично объяснить все "великому архитектору немецкого общества".
Ответа он никогда не получил. Через несколько дней Геббельс посоветовал ему уйти в отставку по состоянию здоровья.
Штраус не был нацистом и он искренне не понимал, почему Цвейг решил прекратить их совместное творчество. А Цвейг, в страшном унынии наблюдая за крахом Европы, уехал в Бразилию, чтобы быть подальше от этого кошмара. Но и это ему не помогло. В 1942 году Цвейг и его жена совершили двойное самоубийство.
(Стоит отметить, что в 1942 году Цвейг не мог себе представить истинные масштабы преступлений нацистов. Освенцим тогда еще только строился.)
Те, кто знал Штрауса, понимали, что он не поддерживает нацистов, и что они ему глубоко противны. Но, возможно, тот факт, что Штраус смог с ними сотрудничать, был одной из причин отчаяния Цвейга, приведшего к его самоубийству.
Смешно сравнивать Рихарда Штрауса с нынешними подписантами. Как музыканты они все вместе не стоят пары нот, написанной им. Штраус в нацистской Германии жил в постоянном страхе и отвращении, а подписанты живут вполне неплохо и выражают поддержку нынешнему правительству совершенно искренне.
Но, когда в разговоре о анти-подписантских протестах спрашивают
-"А как вы относитесь к Рихарду Штраусу?",
посоветуйте им спросить об этом у Стефана Цвейга.
Этот пост размещен также на
http://mysliwiec.dreamwidth.org/