Александр Гогун: «У Ковпака и Шухевича и слабость была общая - прекрасный пол»

Sep 26, 2011 23:57

Оригинал взят у dziadek82 в Александр Гогун: «У Ковпака и Шухевича и слабость была общая - прекрасный пол»
http://ord-ua.com/2011/09/25/aleksandr-gogun-u-kovpaka-i-shuhevicha-i-slabost-byila-obschaya---prekrasnyij-pol/?lpage=1
 В Украине без особой помпы отметили юбилейный День партизанской славы. В Западной Украине этот праздник вообще называют «енкаведистским». Впрочем, чествуемый там День УПА тоже многими в Украине воспринимается негативно. Объяснить такую ситуацию можно тем, что о своих партизанах - как советских, так и националистических - украинцам больше известно по черно-белым пропагандистским клише.
Об известных и малоизвестных сторонах деятельности украинских партизан и повстанцев мы беседовали с известным российским историком Александром Гогуном, автором ряда исследований как о советских партизанах, так и об УПА.

- Почему Вас заинтересовали именно украинское партизанское движение? Ведь с советских времен партизанским краем традиционно считалась Беларусь.

- Интерес к истории Второй мировой войны естественен для каждого уроженца Восточной Европы - не стал исключением и я. Глядя с перспективы конца ХХ века на схватку двух тоталитарных империй, можно удивиться безрадостности картины - с одной стороны усатый дядя, с другой - не менее энергичный усатый дядя. Меня привлёк вопрос сопротивления обоим тиранам - таким образом, я наткнулся на лесных братьев и УПА. Языки народов Балтии мне учить было лень, поэтому решил остановиться на бандеровцах - и не пожалел. Сквозь ряды Повстанческой армии прошло народу больше, чем через все три прибалтийские партизанские армии, вместе взятые. Изучая УПА, я начал читать документы красных партизан, с которыми националисты дрались. И так увлёкся и этой темой. Большой удачей стало знакомство с ведущим, увы, ныне покойным специалистом по этим вопросам - киевлянином Анатолием Кентием - от него набрался и знаний, и, в меру способностей, умений.


Что же касается БССР, то не знаю, насколько белорусские партизаны, которых было много, интересней украинских. Подчинённые Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) отличались пассивностью и дилетантизмом. Они в основном сидели в болотах и чащах и, выполняя нелепые приказы профанов вроде Пономаренко и Калинина, тратили драгоценный тол на подрыв рельсов, которые немцы быстро чинили. А украинские партизаны, сообразно казачьей традиции и под руководством опытного пограничника Строкача, колесили рейдами по Украине и прилегающим территориям, и подрывали не рельсы, а непосредственно проходящие по ним поезда.

По-моему, вполне справедливо, что в послевоенное время по такому показателю, как количество звёзд Героев Советского Союза на число партизан, УССР оставила далеко позади себя как Белоруссию, так и Россию.

- Партизанское движение было стихийным явлением или организованным с помощью специально подготовленных кадров, централизованно оставленных или заброшенных на оккупированную территорию? Чего было больше?

- Коммунистического партизанского движения как такового не было, так как стихийности и спонтанности в этом явлении не наблюдалось. Советские партизанские отряды по своей сути - принципам создания, комплектования, системе подчинения-соподчинения, направлениям деятельности - представляли собой не Сопротивление, не пламенных герильеро, а своеобразный вид спецподразделений силовых и карательных органов СССР. Понятно, что массовость противоречила духу спецназа - элитарности и высокой квалификации. Но это был вообще типичный способ советов воевать - не умением, а числом.

В этом смысле показательно название органа руководства партизанами - Центральный штаб партизанского движения - уже здесь заключён оксюморон. Созданием диверсионных, разведывательных и террористических формирований в тылу врага занимался партийно-государственный аппарат - обкомы, Красная армия, НКВД. И роль последнего ведомства, к слову, была отнюдь не доминирующей. Возникшие по приказу «сверху» отряды дрались не за непосредственные интересы мирного населения, а выполняли волю командных центров, да и сами себя охотно называли частями Красной армии в тылу врага - то есть, в нынешней терминологии, спецназом. Нередко операции красных партизан входили в прямое противоречие с насущными чаяниями крестьян, стремившихся сохранить жизнь. Ведь за партизанскую диверсию немцы жгли и убивали в округе всё, что стояло и двигалось.

- Насколько высокой была эффективность действий партизан? И где они были наиболее эффективны: сковывая вражеские силы в тылу, действуя на немецких коммуникациях (рельсовая война) или как разведчики?

- В сентябре 1941 года Сталин писал советскому послу в Лондоне, что если британцы не откроют Второй фронт, то СССР может проиграть войну. Летом 1942 года кремлёвский горец признал это уже громогласно - в знаменитом приказе № 227. То есть чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону.

Может быть, партизаны, в первый год войны заметные только в Белоруссии и России, и стали той соломинкой, которая сломала хребет верблюду - то есть Вермахту.

Хотя, в целом их вклад в победу не сравнится с действиями Красной армии. К сожалению, документы немецкой стороны о собственных потерях неполны и разрознены, но по оценкам ряда западных историков, да и моим экстраполяциям, общее количество убитых красными партизанами солдат Рейха, его союзников и коллаборационистов вряд ли превышало 50 тысяч человек - это меньше одной пленённой 6-й армии Паулюса.

Подрывом железных дорог партизаны вплотную занялись только в начале 1943 года. И это стало действительно важным фактором, прежде всего потому, что поезда начали ходить медленно, что затрудняло и так не идеальное снабжение фронтовых частей.

Относительно разведки сказать однозначно сложно. Например, действовавшая на оккупированной территории польская Армия Крайова обладала куда более качественной агентурной сетью, чем партизаны Украинского штаба партизанского движения (УШПД) или Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД), и сведения лучше добывала, пересылая их британцам. Но в тылу противника ещё оперировали формирования НКВД-НКГБ, армейской разведки, в том числе ГРУ, а также группы ВМФ. И все они как раз и специализировались на агентурных комбинациях. Но документы этих ведомств, особенно ГРУ, «засекречены на период рассекречивания».

- Советские историки рисовали идеалистическую картину всенародной поддержки населением народных мстителей. Затем стали больше говорить о проблемах в отношениях между ними. Чего было больше в отношениях населения и партизан? Или, может, в разные годы эти отношения складывались по-разному?

- Сейчас уже даже в лукашистской Белоруссии никто не говорит о повальной поддержке колхозниками партизан, особенно в первый год войны. Перелом в настроениях украинского населения в пользу советской стороны произошёл в конце 1942 года, когда Красная армия победила под Сталинградом, а оккупанты успели продемонстрировать свою расистскую суть.

Как показали полевые исследования, которые я проводил с коллегами в Украине, в целом жители центральных и восточных областей вспоминали о партизанах с бОльшим уважением, нежели об украинских полицаях. Хотя и тех и других крестьяне считали вполне своими.

В Западной Украине, где, напомню, на 1941 год проживало всего около 20% населения УССР, большинство украинцев было за националистов. Но значительную часть жителей региона составляли поляки и евреи, которые скорее поддерживали красных. При этом даже бандеровские документы - как из Галиции, так и с Волыни - показывают, что заметная часть местных украинских крестьян была готова поддержать вломившихся советских диверсантов. Но вооружённая сеть ОУН, этой поистине уникальной по твёрдости, сплочённости и способности к сопротивлению партии, обеспечивала лояльность даже оппозиционно настроенных селян. И это создавало у многих красных командиров иллюзию поголовного содействия западных украинцев бандеровцам, за что «народные мстители» и мстили народу: палили волынские сёла.

Внутрипартизанский фронт

- Насколько масштабными были «межпартизанские» войны: между УПА и советскими партизанами, между польскими, советскими и украинскими? Наконец, насколько кровопролитными были столкновения между украинскими повстанцами разных окрасов - бандеровцами, мельниковцами, бульбовцами?

- Сравнительно небольшим накалом отличались отношения между различными ветвями украинских националистов - тут можно говорить о десятках, может быть - сотнях жертв. Бандеровцы стремились в основном переподчинить себе бульбовские и мельниковские отряды, что, в общем, и произошло.

Красные украинские партизаны с молчаливого согласия Строкача вступили в антибандеровский союз с Армией Крайовой, за исключением упомянутых отрядов НКГБ, которые подчинялись напрямую Павлу Судоплатову и провели несколько убийств и похищений польских националистов.

Средней оживлённости схватка была между украинскими партизанами и украинскими повстанцами - дело ограничивалось в основном стычками. Националисты охотно уничтожали небольшие разведывательные, диверсионные и заготовительные группы красных. Для бойцов УШПД националисты были второстепенным врагом, они стремились драться с немцами и били бандеровцев постольку, поскольку те сами на них нападали, в том числе, когда мешали взрывать поезда.

По-настоящему озверелой, интенсивной и масштабной была война УПА против Армии Крайовой. Инициатива принадлежала Повстанческой армии. Отряды искали противника, находили, и пока одна из сторон не ложилась костьми, представители двух братских славянских народов не расходились. В этой мясорубке сотнями горели польские и десятками - украинские сёла, а количество убитых мирных жителей перевалило за сто тысяч. УПА досталась сомнительная честь победителя. Вверх бандеровцы взяли в том числе потому, что украинцев в сельской местности на Волыни, в Галиции и на Закерзонье было больше, чем поляков.

Партизаны и УПА

- Что Вас больше всего поразило, стало самым удивительным открытием в деятельности советских партизан и украинских повстанцев?

- И в том и другом случае привлекла внимание сила формирований - по крайней мере, наиболее умелых и боевых соединений и отрядов.

Взять, например степной рейд под руководством Михаила Наумова в 1943 году. Эта операция всколыхнула даже центральные районы страны. О соединении Наумова немецкий рейхскомиссар Эрих Кох писал в Берлин, что в немецкий тыл прорвалась кадровая часть Красной армии, из-за операций которой возросло противодействие народа, в том числе пассивное. А ведь кавалерийское украинское соединение было наспех «слеплено» перед рейдом, частично развалилось, не получило обещанной поддержки из-за линии фронта, попало в окружение, а командир лично участвовал в боях с карателями. Оккупационные власти отчитались о полном уничтожении «банды», но Наумов с остатками соединения пришёл на Полесье, где устроил с Фёдоровым и Ковпаком разгульную пьянку, которая плавно перетекла в бой с немецкой речной флотилией на Припяти. И эту схватку партизаны выиграли.

К слову, роль этого партизанского вожака в историографии недооценивается. Наумов сделал очень много, отличался отвагой, доходившей до безрассудства, а в награду получили только одну Золотую Звезду Героя, из-за чего он обижался. Мне рассказывал свидетель, что даже плакал человек, до того не раз смотревший смерти в лицо. Единственная версия, объясняющая дискриминацию, говорит о том, что Наумов был русским. К слову, Сабурову тоже не дали вторую Звезду. Только украинцы Фёдоров и Ковпак получили по две звезды - и это из всех советских партизан, в том числе белорусских и российских.

Что касается ОУН-УПА, то, начиная с 1944 года, Хрущёв и Сталин никак не могли понять, почему местные чекисты так канителятся. Партийные вожди регулярно делали нагоняй по линии НКВД и НКГБ, бранили как малых детей и секретарей местных обкомов. Повстанцы воевали против красного тоталитарного монстра, причём гиганта-победителя. И снизить масштаб сопротивления властям удалось только к началу 1946 года. При этом несколько сотен УПА, которые получили приказ уйти на Запад, пробились туда через несколько границ, которые, как известно, вроде бы были на замке. По масштабу вооружённого противодействия коммунистам украинские националисты превосходили своих польских коллег.

- В чем вы видите самое главное отличие в действиях украинских советских партизан и УПА? Они были идентичны или у них были разные «почерки»?

- Повстанческая армия воевала не только за политическую программу ОУН, но и в значительной степени ориентировалась на прямые, то есть сиюминутные интересы мирных жителей. Она стремилась не допустить ограбления и тем более сожжения села немцами, угона остарбайтеров в Рейх, мобилизации в Красную армию или в рабочие батальоны на Донбасс, препятствовала пришествию колхозов. Советские же партизаны взрывали всё, что хотели, иногда осознанно провоцируя зверства оккупантов против крестьян. К действиям УПА относится проведение масштабной этнической чистки - красные меньше злоупотребляли национальным террором, в основном применяя его против немцев, в том числе, но в меньшей степени - против украинских немцев. Идеологическая мотивированность, прямо скажем, фанатизм у руководящего состава ОУН-УПА были высоки. Советским же командирам Маркс и Энгельс были, что называется, до фонаря. Культурный или, точнее, интеллектуальный уровень наблюдался куда выше у красных партизан - вспомним хотя бы режиссёра Петра Вершигору. А среди повстанцев многие, если не большинство, не умели читать и писать. А вот дисциплина при этом меньше хромала в УПА - массового распространения разгульного пьянства, мародёрства, повседневных свар и даже огнестрельных внутренних конфликтов, разврата, порой переходящего в сексуальное насилие, в рядах бандеровцев не отмечалось. В военном отношении в 1943-1944 гг. подчинённые УШПД являли собой более весомую силу, чем националисты. Но за последними была помощь сети ОУН, что обеспечивало поддержку украинского населения Волыни и Галиции.

- Геббельсу приписывают фразу, что украинские повстанцы представляли собою силу «способную парализовать тыл одного-двух русских фронтов». Насколько серьезной проблемой были украинские повстанцы для советских войск в годы войны?

- Хоть я и издал сборник о нацистской пропаганде, но такое высказывание единственного интеллигентного человека в гитлеровской верхушке мне не известно.

Как таковой военной силы насчитывавшая 25 тысяч человек УПА, в сравнении с Красной армией, не представляла. А вот мелкими диверсиями и особенно шпионажем в пользу Вермахта в 1944 году Повстанческая армия сильно досаждала фронтовому командованию. Мой учитель Анатолий Кентий сообщал, что, описывая действия «УПА-Запад», немецкая разведка отмечала: эта группа взяла под контроль перевалы в западных Карпатах и восточных Бескидах и «внесла большой вклад в то, чтобы предотвратить прорыв Советов через Карпаты на этом участке. УПА даже оказала помощь некоторым отступавшим немецким частям». В том числе поэтому Вермахт и венгерские гонведы удерживали Карпаты так долго - около полугода, да и отошли только под давлением Красной армии на других участках - из-за боязни окружения.

Например, убийство повстанцами Николая Ватутина было чистой случайностью, хотя кого-то и ошарашило в советском руководстве.

Об особенностях украинского примирения

- В Украине сейчас два «профильных» праздника: в сентябре День партизанской славы, а в октябре День УПА. Причем, апологеты этих движений непримиримы друг к другу до сих пор. А как Вы считаете, было бы правильно в один день чествовать украинских партизан, воевавших под разными флагами? Или, может, тут вообще праздновать нечего?

- Всегда сочувствовал Оранжевой революции, да и некрасиво критиковать проигравшего, но сдержаться не могу.

Не в последнюю очередь из-за косорукой политики Ющенко в области исторической памяти украинская демократия так бездарно самоустранилась. А ведь этот восточнославянский порыв к свободе был в какой-то степени примером и надеждой для русских либералов.

Президент тогда натужно мирил кошку с собакой, а, по сути, стравливал стариков и раскалывал общество. Очевидно, что праздник ветеранов Красной армии - 9 мая, а бывших бойцов УПА - День независимости Украины или Покрова Богородицы. И вопрос ставил Ющенко о приравнивании статуса и пенсий у двух групп стариков. Но если бы ему важно было добиться признания УПА, что, кстати, в момент парламентского большинства с Блоком Тимошенко и социалистами было вполне реально, он должен был бы твёрдо разделить, развести стариков в стороны: вы - победители гитлеризма, вы - добытчики украинской самостоятельности. Вместо этого он всех ветеранов пытался записать в герои одной войны. У кого-то это вызывало недоумение, у других - раздражение. Отдельные политологи вообще предполагали, что Ющенко специально тянул вопрос с признанием УПА, чтобы зарабатывать на этой теме очки. Так или иначе, он позорно проиграл, и лично он это поражение полностью заслужил. Жаль только, повторюсь, свободы, в первую очередь свободы украинской прессы.

А что касается праздников военных формирований - вообще, дело пока что неплохое - кровопролитных конфликтов на нашей планете ещё хватает, а миротворцы, как известно, блаженны. Но важно, в какой форме и с каким размахом торжество проходит. Например, излишняя «накачка» общества милитаризмом, который в виде «коллективного бессознательного» и электорального запроса в избытке достался нам от советского прошлого, может помешать воспитанию гармоничного поколения.

- Правильно ли было бы дать звание героя Украины одновременно Шухевичу и Ковпаку?

- Как человек не воевавший, я с определённым уважением отношусь к любым людям, бравшим в руки оружие и при этом преследовавшим политические цели. И Ковпак и Шухевич были храбрыми бойцами, прирождёнными лидерами, даже слишком уж начальниками - в характерах у обоих присутствовала изрядная порция авторитаризма. К слову, оба обладали личным обаянием и чувством юмора. И слабость тоже была общая - прекрасный пол, причём если Ковпак отличался активностью в личном плане вопреки преклонному возрасту, то Шухевич - вопреки подорванному на войне и в подполье здоровью. Если мы берём политическую перспективу, то оба названные Вами человека охотно использовали в пропаганде свободолюбивую риторику, а сражались, объективно говоря, за разные типы диктатур, каждый - за свою Украину. В одном случае - колхозно-ГУЛАГовское процветание, в другом - ОУНовская нациократия.

Что же касается Вашего вопроса, то, если я правильно понимаю современное законодательство, украинские Герои Советского Союза автоматически являются героями Украины. Поэтому вторично награждать Ковпака, если мы считаем его героем, бессмысленно. Шухевича Ющенко Звездой Героя наделил, при Януковиче награду отозвали. И как бы я сейчас не агитировал за или против УПА - решают-то всё равно всенародно избранный президент и подконтрольный ему парламент.

В нынешних условиях идеологического красного реванша сложно ожидать, что ветераны УПА получат официальное признание со стороны Киева. Может быть, что-то изменится в будущем. Каждая страна вправе сама выбирать своих героев.

Беседовал Дмитро Шурхало, специально для «ОРД»

Материал подготовлен благодаря финансовой поддержке фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung, Duesseldorf)

Previous post Next post
Up