- Как вы считаете, то состояние, в котором сейчас оказались и Россия и Украина, было неизбежным? Другими словами, были ли мы обречены, вернуться к авторитарному политическому режиму и построить кланово-олигархическую экономику? Или все же это последствия ошибок наших властей того или иного периода, которых можно было не допустить?
- Конечно, мы не были обречены. То, к чему мы пришли сейчас, является результатом грубых ошибок, которых можно было избежать.
Если бы вы задали мне этот вопрос лет 5 - 7 назад, то ответить вам так утвердительно, как я это сделал сейчас, я вряд ли бы смог.
Потому что тогда еще не было убедительных примеров, демонстрировавших очевидную альтернативу.
Традиционная ссылка на успех в построении демократических обществ в балтийских республиках обычно парировалась небессмысленным возражением, согласно которому Балтия лишь относительно недолго находилась в составе и Российской империи и Советского Союза.
Этого срока было недостаточно для тотального разрушения правовых, культурных, поведенческих стереотипов, характерных для протестантских и католических обществ, довольно существенно отличающихся от российского и украинского обществ с преобладанием православной традиции.
Поэтому еще лет 5-7 назад можно было утверждать, что наши страны с длительной православной традицией и долгой историей пребывания в составе Российской и советской империй, обречены именно на тот путь, по которому мы шли эти годы.
Однако с 2003 года ситуация радикально изменилась.
Начался беспрецедентный политический, экономический, социальный, но самое главное - ментальный - эксперимент в Грузии, которая является хоть и не славянской, но православной страной, причем в некотором отношении более православной, чем Россия и Украина.
Кроме того, в Грузии по-прежнему ощутимо наследие правовых традиций восточных деспотий, которые на традиционных ментальных картах мира отстают от протестантских лидеров в гораздо большей степени, чем православные общества.
На грузинское общество в течение нескольких веков сильное влияние оказывали традиции Оттоманской и Персидской империй, правовое наследие которых с точки зрения сегодняшних вызовов вряд ли является более продуктивным, чем наследство Российской империи.
Но несмотря на гораздо более проблемный (чем в России и Украине) культурный бэкграунд Грузия за последние семь лет осуществила радикальные реформы во многих сферах, продемонстрировала способность к динамичной эволюции экономических, политических и общественных институтов со скоростью, считавшейся до недавнего времени невозможной.
По некоторым параметрам институционального развития Грузия стала одной из наиболее развитых стран не только постсоветского пространства, но и европейского континента.
Именно пример современной быстро модернизирующейся Грузии является для нас - для России и для Украины - чрезвычайно ценным с точки зрения того, чего можно было бы добиться и каких ошибок можно было бы избежать.
http://aillarionov.livejournal.com/329239.html