Mar 15, 2010 10:25
Меня всегда привлекал загадочный мир иконы, её язык. Меня вообще возбуждает непонятное, особенно, таинственные символы, например, на иконах, где каждая деталь что-то означает, за каждой мелочью сокрыт глубочайший смысл.
Этой ночью, готовясь к экскурсии в Ульяновский совхоз декоративного садоводства, я, наконец-то, приблизился к разгадке иконных символов.
Дело в том, что в Ульяновском совхозе есть церковь. 5 августа 2009 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил храм в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый цвет", основание которого было заложено им же в 2003 году.
Разумеется, я начал искать информацию об этой иконе, и многое нашёл: отдельный рассказ об иконе выложу в блоге экскурсовода на www.myslenkov.ru: туда я выкладываю тексты экскурсий.
Сюда же запощу расшифровки некоторых символов, найденные в статье Л. П. Тарасенко "Иконы Богоматери «Неувядаемый Цвет» в России" (потом ссылку дам).
Важную роль в формировании "Неувядаемого Цвета" сыграла иконография "Похвалы Богоматери" (конец XIV века): пророки, воздавая хвалу восседающей на престоле Марии, протягивают Ей свитки с текстами своих пророчеств, при этом рядом с каждым из них изображены прообразовательные символы Марии: закрытые врата, скрижали Завета, лествица, цветущий жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора".
У древнейших икон Богоматери "Неувядаемый Цвет" одна иконографическая программа, которая наиболее отчетливо, пожалуй, выражена в иконе из голутвинской церкви. Многочисленные преобразовательные символы вокруг Марии с Младенцем и детали композиции имеют непосредственным источником "Канон" Иосифа Песнописца. Чуть ли не каждый символ "Канона" находит себе точное соответствие в этой иконе. Марию с Младенцем окружают звезда, книга, луна, подсвечник, кадило, небесный сегмент с изображением Рая.
Иконописцы, создавая образ Богоматери "Неувядаемый Цвет", обращались помимо "Канона" и к текстам Священного Писания, к творениям отцов церкви, ко всему корпусу традиционных литературных сочинений. В Песни песней, источнике вдохновения гимнографов Средневековья, в соответствии с толкованиями святых Отцов, к Марии относятся пророческие слова о "Звезде, являющей Солнце", "живом Запечатанном Источнике", "Вертограде Заключенном". Вазоны с цветами, процветший жезл - это своего рода знаки Рая, "Вертограда". Полисемантический образ "вертограда", популярный в христианской литературе и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении атрибута Богородицы, Которая "на земли была... Вертоградом ради ненарушенного девства" (Антоний Радивиловский).
На двух болгарских и одной афонской иконах, которые принадлежат тому же иконографическому типу, Богоматерь как бы поддерживается облаком. Образ облака, который был связан в новозаветной традиции с Марией: "Тя Облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исайя, на Нем же седе славы Господь",- вспоминает и Андрей Критский в его "Слове на Рождество Богоматери".
иконография,
Тарасенко,
иконы,
Неувядаемый цвет,
Богоматерь