Jan 21, 2010 12:01
Главное событие моего вчерашнего дня - фильм «Мемуары гейши», который мне показала любимая.
Забавное кино. Разумеется, главным его недостатком оказалась голливудскость, даже точнее, оскарность, оскомину уже набившая. С первых кадров, и первых слов, понятен жанр фильма: типичной оскаровской мелодрамы с претензией на историчность.
Но несмотря на все стандартные клише (если можно так выразится), присущие подобному жанру, фильм мне понравился. Есть в нём, всё-таки, и что-то неголливудское, нечто простое и душевное, человеческое, а не только оскарское. В стремлении девочки стать гейшей, в её созревании, моральных терзаниях - есть что-то ненапускное, искреннее и настоящее.
Мне могут возразить, что как раз в этом-то голливудскость и состоит, в этой искренности, точнее, её иллюзии, создаваемой тончайшекй сетью, паутиной хорошо продуманных эффектных ходов, которыми режиссёр оплетает бедного зрителя, как паук муху, цокотуху, пеленая рацио и прочие органы, ответственные за критику, анализ и рефлексию.
Но мне всё-таки показалось, что эта искренность истинная, не ложная, не типично американская. Хотя японского в фильме только что внешняя эстетика, высокопарные философские рассуждения о гейшеской (чуть не сказал «гейской») природе, да веера. Зато красивые, все вышеперечисленные. Как и зонтики, косметика, и прочая гейная атрибутика.
Насмешил только историзм фильма: гейша, спасающая японскую промышленность, фактически поднимающая из руин японские заводы и фабрики.
Кстати, по этому же рецепту скроен и недавний японский фильм про театр кабуки, который я видел летом на ММКФ: та же американская мелодраматичность, порой приторная, часто историчная, но иногда всё же искренняя и тёплая.
В общем, Оскар я бы не дал, но фильм неплохой, посмотреть можно. Я настолько заинтересовался темой вообще, и японской культурой в частности, что сразу полез на книжную полку, искать в своей билиотеке соответствующую книгу, про гейш.
Увы, ничего, кроме «Дневников эфемерной жизни» Митицуна-но Хаха, не нашёл. А, вот сейчас увидел поэтический сборник Кобаяси Исса. Цитатой из него и завершу свой отчёт о погружении в тонкий, странный, вычурный, и красивый японский мир.
Ведь фильм мне понравился не только проблесками искренности, но красотой. Некоторые сцены чудо как хороши. Например, первый танец Саюри, с двумя веерами. Красота вообще краеугольное понятие фильма, ей посвящено не меньше пафосных речей рассказчицы, чем собственно гейшству.
Это тоже банально, американский фильм о Японии для американцев всегда в первую очередь фильм о красоте. (Сравните с недавним "Ниндзя-убийцей", который мне тоже понравился; более того, я его также смотрел вместе с любимой). Но ведь красоту это не умаляет!
Жаль, у Иссы немного соответствующего фильму пафоса, он более скромен и тих, и его хокку описывают в основном природу, её красоту. Среди героев его стихотворений множество вшей, блох, лягушек, оленей, комаров, обнажённых улиток. Но я всё-таки нашёл философскую изюминку в пироге Кобаяси, подходящую по настроению гейше.
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и всё же ...
хокку,
гейша,
Мемуары гейши,
поэзия,
Кобаяси Исса,
Япония,
японская культура