Три пера о космической отсталости России

Apr 29, 2016 18:01

И опять у меня, после сегодняшнего выходного дня, который я, как всегда, провел частично в рунете, сложилась мозаика, пазл из нескольких статей, оказавшихся настолько схожими, что я решил их перепостить, объединив в одной публикации.
Это итог моего восприятия идущего обсуждения неудачного запуска "Союза" с "Восточного". Сами Новости пересказывать не хочу, наверняка вы уже их видели и знаете, что произошло на многострадальном космодроме. А кто не знает, то вот вам вкратце: Путин приехал на космодром, запуск не удался, он остался на следующий день, и второй запуск получился.
Меня зацепило другое. Я встретил мнения очень уважаемых мной людей: украинского журналиста Виталия Портникова, нашего публициста Александра Невзорова, и Веры vverola. И все они сошлись в одном: этот запуск - свидетельство отставания России в космической отрасли. Показатель всех негативных изменений, происшедших с космической промышленность в последние, тучные путинские годы. Я с ними согласен, ибо тоже так думаю.
Три публициста, три острых, умных, тонких пера, говорят об одном - о России, и одной из ее больших проблем, космического масштаба. Так из моей компиляции получился триалог. Прямо как радиопередача. Так и воспринимайте мой пост, если сможете - как расшифровку радиобеседы.
Начнем с verola, потому что она задает вопросы, а Портников и Невзоров на них как раз отвечают.
I. Три причины почему Восточный - не торт.


Уважаемый Навальный navalny написал теплые слова о космодроме Восточный - "мы будем разделять мировые достижения и коррупцию". Увы, не могу присоединиться. Я считаю космодром Восточный достаточно жестоким ударом по космической программе России, по её будущему. Программа умерла бы и сама, но Восточный эту смерть приближает.
Три причины, которых достаточно, хотя список можно продолжать бесконечно:
1. Мы не знаем, что там на самом деле построено.
После успешного запуска Союза нам сообщили, что следующий пуск состоится в 2017 (на самом деле в конце 2017). Минуточку. А сейчас какой год и месяц на дворе? Понятно, что не всё достроено. Но вот Союз полетел нормально, и Союзов Роскосмос запускает много. Почему они НЕ БУДУТ - почти 2 года - запускаться с новенького космодрома Восточный? Dас интересует этот вопрос? А меня интересует другое - почему только мой блог спрашивает это из всех российских СМИ? Значит запуски Союзов с Восточного экономически невыгодны? Зачем построен космодром, который не нужен, который не будет использоваться? Мы же не сомневаемся, что он построен?
2. Мы не знаем, что там будет твориться дальше.
Много и долго говорилось, что нужны пусковые столы для тяжелой Ангары, и вот их обеспечит Восточный.
Но недавно коммерческий директор Роскосмоса сообщил, что запуски тяжелой Ангары не начнутся раньше ...2025 года "из-за того, что пусковая установка для тяжёлой Ангары даже не начинала строиться на космодроме Восточный".
А почему она не начинала?  Почему строилась установка для Союзов - ненужная при том. И 10 лет для постройки стола для тяжёлой Ангары? Это как? И такая дребедень - целый день, целый день... Нам не сказали, что там будет твориться - лишь Путин обещал посадки. Но не космических кораблей, нет.
3. Космос это вообще-то совсем не про бетонные работы.
Рытьё и бетонирование котлованов - это умение из предыдущей стадии цивилизации. Приятно, что это оно ещё не полностью потеряно - мучительно долго, бесконечно дорого, и под личными угрозами Путина достроили, с грехом пополам. Но это, увы, не про космос.
Денег на это всё в стране нет, и деньги, которые уходят в Котлован, могли быть направлены для развития нового. Есть яркие задачи - и про ядерные двигатели, и про материалы для орбитальных станций, и про роботов, которые могут делать полезное на Луне, астероидах, или Марсе, и про новые электрические движки для космических аппаратов.
Вместо этого роются и будут рыться котлованы. Которые ещё и не нужны. И на которых украдены миллиарды или десятки миллиардов рублей. Это помогает российской и мировой космической программе? Вряд ли.
Впрочем, это славно ложится во всю остальную деятельность правящей группы Санитары Русского Леса.
P.S. Компания SpaceX запланировала на 2018 посадку своего корабля Красный Дракон на поверхность Марса с целью отработки переброски тяжелых грузов.
II. На вопросы Веры отвечает Александр Невзоров:
"Владимир Владимирович человек не глупый, он понимает, что наша космическая отрасль - это в чистом виде бутафория.
Вот если вы бывали в Нью-Йорке, там есть для всяких пожилых обедневших звезд магазинчик, где даются в аренду драгоценности, сделанные, конечно, из обычного оконного стекла, или просто там разбирают старые люстры. Когда вроде бы надо прилично выглядеть, но никаких претензий уже на обладание многокаратными камнями нету.
И вот надо понимать, что космическая отрасль России закончилась давно, потому что в космической отрасли нет такого понятия, как отставание. Отставание - это не применимый в данном случае термин вообще никак. Есть разрыв традиций, есть технологическое падение… Это чистые технологии, это, прежде всего, заточенность государства либо избыточность средств у государства. Заточенность государства именно под космические цели. У нас не было ни того, ни другого. Плюс действительно были тяжелые годы, когда эта отрасль находилась в состоянии практически такого металлолома, и никто не подозревал о том, что снова какие-то полеты будут.
Сейчас мы пытаемся создавать вот эту бутафорскую видимость. ... Просто пора уже отказаться от этих амбиций. Отказаться от этих амбиций, от попыток выглядеть космической державой. ... Это объективное явление, объективное событие, в котором, как в фокусе, собралось множество различных причин и факторов. И все, начиная с 90-х годов, начиная с момента разрушения Советского Союза, кстати говоря, у которого не меньше ракет падало, но просто об этом не узнавали, и не меньше ракет взрывалось, и не меньший бардак и безобразие было в космической отрасли. Здесь все вместе. Это не взлетающие ракеты, даже если, предположим, этот «Союз» каким-то образом на орбиту выведут, то это реальность и данность сегодняшнего дня, которая продиктована множеством-множеством неприятных и абсолютно естественных причин".
III. С Невзоровым согласен Виталий Портников:

Будь у меня хоть половина таланта Войновича, из поездки второго Гениалиссимуса на космодром Восточный я бы сделал главу из романа. Я бы описал, как


Гениалиссимус в нетерпении вглядывается в небо и приплясывает, стучит ножкой - а потом, когда ничего не происходит, гневно замирает и буравит взглядом посеревшего, съежившегося Диму - на этот раз не Медведева, а Рогозина. Как в бешенстве покидает космодром, не замечая угодливой свиты и крича, что никуда не уедет, пока не запустят. И потом, на следующий день, опять торжественно стоит на космодроме и ждет, пока ему дадут почувствовать себя главой великой космической державы. И когда старая советская ракета унесется в насмешливое небо, начнет объявлять выговоры - будто стегать кнутом незадачливых приближенных. Царь-государь!
А все потому, что никак не может определиться, что ему нужно - космодром или прачечная. Ведь Восточный на самом деле никакой не космодром. Просто прачечная для отмывания бюджетных денег, никому не нужная, бессмысленная, затерянная в тайге. Когда готовили проект Восточного, утверждали, что появится современный космодром для запуска новых моделей ракет. В результате построили позицию для запуска "Союза" - притом что эта же модель старой ракеты благополучно запускается с Байконура и Россия исправно платит Казахстану за аренду космодрома. И будет платить, потому что Байконур даже при всей арендной плате дешевле Восточного.
Инфраструктура для доставки ракет на Байконур отлажена десятилетиями советской космической программы. Для доставки ракеты на Восточный приходилось полностью перекрывать Транссибирскую магистраль - притом что транспортировка продолжалась в целом два месяца. Экономический ущерб от этой авантюры даже трудно подсчитать. Одно утешает, что никаких новых запусков с "Восточного" в ближайшие годы не будет. То, что мы видели, было очередной красивой картинкой для Путина - потому он так и бесился, когда картинка с первого раза не получилась. Для того чтобы действительно вышла не прачечная, а новый космодром, нужно строить новые позиции для новых ракет - которых нет и скорее всего не будет.
Потому что денег на все это удовольствие уже не хватает. Царь-батюшка еще есть - и в бешенстве. А нефть-матушка приказала дешево жить - вот тебе и весь космодромчик. Вся эта великая космическая держава - она только по телевизору и в фантазиях Гениалиссимуса. Время вышло.
И он, наверное, об этом и сам знает. Потому что если бы хотел настоящую космическую программу и настоящий космодром вместо прачечной, то вряд ли поручил бы заниматься Восточным Диме Рогозину. Дима, конечно, потешный парень и смешно надувает щеки, но из выпускника факультета журналистики МГУ - утверждаю с полным знанием дела - может получиться хороший публицист, знатный пиарщик и даже популярный политик, а вот организатор космической отрасли - никогда.
Конечно, можно подбирать по номинативному принципу - маршал Устинов тоже был Димой. Но он все же окончил военмех и руководил Наркоматом вооружений во время войны - а это совсем не то, что просиживать штаны в Конгрессе русских общин. Может быть, поэтому у Устинова получился Байконур, а у Рогозина - Восточный? И может быть, поэтому то единственное, что составляло гордость послевоенного Советского Союза и заставляло мальчишек во всем мире с восторгом смотреть в небо и запоминать фамилии космонавтов, в исполнении Гениалиссимуса и его челяди выглядит эпизодом сатирического романа".
Виталий Портников, 29 апреля 2016, http://mirror592.graniru.info/opinion/portnikov/m.251030.html

проблемы, перепост, космонавтика, космос, Путин, статья, Россия-88

Previous post Next post
Up